7 мин.

Зажигалка, ты больше не Жжошь. О причинах ухода Джоша Смита

Чего греха таить, Джош Смит был ключевым игроком «Хьюстона» в ушедшем сезоне. Его остатки былого атлетизма, оборонительные инстинкты, умение бегать «coast-to-coast» плеймейкером, ЛеБроном для одичалых и нецивилизованных, стали определяющими для лишившейся Ховарда команды в регулярном чемпионате, а фестивали против «Далласа» и «Клипперс», где его концерты фактически выигрывали ключевые матчи, навсегда отложились в памяти. «Смув» реанимировал свою карьеру, и как казалось многим, нашел свой коллектив, однако парадокс в том, что его уход из «Рокетс» вряд ли мог стать неожиданностью.

Жжошь не погнался за деньгами в какое-то болото, он просто выбрал определенность вместо совершенно подвешенного состояния.

Первопричиной такой ситуации стал «logjam», перебор людей в передней линии, которые должны играть много. С Ховардом в относительно здоровом состоянии все понятно, это стержневой баскетболист, до сих пор сильнейший оборонительный игрок лиги, ключ к разгадке в остальных, и это факторы, которые не сильно зависели от Смита.

Политика владельца «Рокетс» Леса Александра  многие годы упирается в одну историю: клуб не продлевает контракты с игроками заранее, он дает им возможность узнать их реальную рыночную стоимость. Исключения были сделаны лишь для Трэйси МакГрэйди после обмена с «Орландо», Джеймса Хардена после трейда с «Тандер» и Яо Мина в 2005-м году, когда он вышел на топ-уровень, то есть, к этой мере прибегают исключительно в тех ситуациях, когда любое другое решение выглядит абсурдным и просто играет на руку конкурентам. Сейчас у «Хьюстона» два игрока, претендующих на «extension», но практически не имеющих шанса его получить до старта сезона: Мотеюнас и Джонс, прямые конкуренты Смита.

Во-первых, из-за позиции владельца, во-вторых, из-за рыночных условий: они практически наверняка продадут себя слишком дешево в октябре, им некуда спешить. И вы не дадите, и нам не надо.

Каждый из них по ходу прошлого чемпионата доказал свою профпригодность, а стремительность прогресса Донатаса привела к рывку от «изгоя», который открыто уведомлял о желании уйти, до статуса практически неприкасаемого при обменных переговорах игрока. По всем законам жанра, и по тому, как они прибавляют от взаимодействия с Оладжувоном и МакХэйлом, эти двое должны продолжить идти вверх, и, учитывая их характеристики, интересы их продвижения должны быть приоритетными, особенно, когда у них двойная мотивация: борьба за чемпионство в контрактный год.

Теперь это называется #факторШамперта для простых смертных, и #факторТристана для избранных (это когда твой агент – агент ЛеБрона Джеймса).

Джонс – отличный дополняющий форвард с ВИНГСПАНОМ 216, разыгрывающий в детях и  прогрессирующий в защите сегодня, уверенно чувствующий себя в траффике и всю сознательную жизнь работающий под фундаментальным большим: он не будет звездой, но качество его игры рядом с Ховардом и Дэвисом делают его «keeper»-ом, пока не встанет вопрос сделки за определяющего картину игрока.

Мотеюнас, получавший еще в семнадцать-восемнадцать лет прессу «молодого Газоля», после всех своих проблем с самодисциплиной, наконец-то продемонстрировал те самые потенциальные характеристики, собранные воедино: он играет на посту, он прекрасно видит площадку и пасует из статики, он атакует с дистанции вплоть до трехочкового, принимает нестандартные решения и его семь футов на хороших ногах ощутимы для соперника, который лезет в краску. Не давать играть Мотеюнасу сегодня – преступление, учитывая взаимоотношения в прошлом, он обязательно уйдет в другой клуб, если не будет доволен игровым временем или не будет чувствовать себя «необходимым».

О стратегической ценности таких 2.13 с трешкой в этой лиге говорит позиция сырого Порзингиса на этом драфте.

В следующем году топовых свободных агентов всего трое: Дюрэнт, Конли, Хорфорд, остальные стоящие люди, вроде Ноа и Джефферсона – вряд ли сменят клуб, да и первые трое тоже могут никуда не уйти, а сумасшедший скачок в уровне потолка зарплат приведет к тому, что игроки калибра Валанчунаса, Барнса, Донатаса получат очень много, потому что тратить сможет практически каждый. Привязать его к команде, дать ему играть столько, сколько он хочет, в такой ситуации – уже точно единственный противовес, другого пути просто нет.

Смит, исходя из подобного положения вещей, будучи вряд ли сильнее, и что самое главное – стабильнее, упомянутых молодых игроков, превращался в четвертого большого, который получит заслуживаемое им игровое время – больше двадцати минут за матч – только в случае травмы одного из первых троих или их маловероятного трейда, а ведь есть еще Клинт Капела, чей прогресс и маленький контракт также заставляют искать ему минуты под Дуайтом. Про Аризу, который под стать тенденциям также будет периодически играть в четвертой позиции, можно не заикаться.

Следовательно, Джош оказывался в полной неопределенности, а учитывая склонность «Рокетс» к агрессивной обменной политике, ничто не помешало бы Моури обменять «Смува» на предлагаемой им 2.5 миллионой зарплате на актив в посторонний клуб, который зашел бы в сделку за Лаури, Рубио или Лоусона, которые будут фигурировать в прессе до начала января. Именно тогда контракты Папаниколау и Приджиони становятся полностью гарантированными (как все остальные негарантированные соглашения), а это практически семь миллионов с моста – прекрасный фактор для владельцев-скряг, типа Кренке.

С одной стороны, политика клубов-претендентов должна быть несколько иной: нам лучше иметь этого игрока, чем не иметь его, а недовольство игровым временем вылечат победы и результат, однако здесь есть ключевая загвоздка: Джош был необходим как воздух в прошлом чемпионате, в связи с отсутствием иных вариантов решения, однако он потерял свой класс, а вместе с ним и любую стабильность, как следствие, количество сильных матчей уступало количеству посредственных и откровенно плохих. Закончилось же это тем, что со Смитом команда статистически-маниакальной направленности ВНЕЗАПНО набирала 97 очков на 100 владений в нападении, четвертый худший показатель во всей лиге. Это катастрофа для математиков в офисе, и если с его промахами из-за дуги можно было жить, то 52% штрафных в регулярке и 43% в плей-офф – просто копали и засыпали землей сверху.

Команда с плохо атакующим Ховардом не может располагать таким количеством отвращающих исполнителей бросков с линии. Это нерентабельно, особенно, если такие люди любят и хотят возиться с мячом.

Может показаться что-то вроде «ну и хер с этим вашим Джошем Смитом», но это неправда.

Форвард воскрес в защите, он хорошо выглядел в качестве центрового для маленькой пятерки, но самое главное – он был своим Одомом или Диао в отсутствии Хардена, выходя со скамьи он подбирал мяч и сам гнал в отрыв, он старался вести игру первым темпом. Если Мотеюнас может на бумаге столь же эффективно навешивать на Ховарда и искать снайперов, а Джонс может страховать на легких ногах против людей уровнем ниже Дэвиса и Гриффина, то никто из них не подберет мяч, не протащит его полплощадки и не отдаст своевременную передачу на открытое кольцо или на дугу, недаром, Смит закончил сезон в пятерке лучших ассистентов на трешку в чемпионате.

До тех пор пока не произойдет обмена за дополнительного плеймейкера, этот недобор компенсировать попросту нечем. Ну, а про то, может ли он выигрывать отдельные матчи, спросите у тех, кто уехал отдыхать пораньше и смотрел плей-офф по телевизору.

Жжошь перешел в «Клипперс», где он точно знает, что будет третьим большим в команде, и, скорее всего, единственным большим со скамьи вообще. Конечно, градус неадеквата в атакующих действиях трио Стивенсон-Смит-Риверс будет зашкаливающим, и иногда это будут настоящие громогласные гастроли цирка шапито в  терминальной стадии, но решение уйти туда для Джоша выглядит более выгодным и целесообразным.

Ему только 29, он еще чувствует, что может – и должен – играть много. Он хотя бы понимает, что этот сезон он доборется в клубе-претенденте, где нет потусторонних факторов.

Безусловно, Моури мог дать Смиту больше 2.5 миллионов долларов, мог предложить долгосрочное соглашение с опцией игрока, или просто не столь показательно откладывать его на «завтра», занимаясь Юлем, Беверли и Брюэром, и, тем самым, открыто демонстрируя, что переподписание Джоша зависит исключительно от того, сколько получит на рынке МакДэниэлс, который, в отличие от форварда, помог команде ровным счетом ничем, но недостатки «Смува» в долгосрочной перспективе не превысили его достоинств. Он воскресит примерно столько же раз, сколько и похоронит, а отнимая игровое время молодых и развивающихся... Это больше похоже на топтание на месте.

Джош и Брюэр были спасательным отрядом, когда из-за отсутствия Ховарда все горело – он тушил. Но сейчас, веруя в то, что глиняные ноги Дуайта его удержат хотя бы на ближайший чемпионат, в «Хьюстоне» предпочли двигаться дальше без своей главной зажигалки. Хардену 25 лет, и выбор должен быть сделан в пользу тех, кто имеет задатки, чтобы расти вместе с ним, а не цепляться за периодические хайлайты, как за воздух. 

Это уровень решений, которые вынуждены принимать в этой лиге.

Зажигалка, ты больше не Жжошь, как бы сильно болельщики тебя ни любили.

You will be missed.

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw