11 мин.

Трэйси МакГрэйди сквозь призму десяти принципов Гэнона Бейкера

Небольшой пост для общего развития. Просмотр видео обязателен для закрепления. Оно демонстрирует теорию и действие самих принципов

Специалисты, сталкивавшиеся с возможностью поработать с Трэйси МакГрэйди до второго сезона в «Хьюстоне» или просто достаточно за ним наблюдавшие, в один голос твердят одну и ту же мысль: это один из самых одаренных от природы игроков в истории баскетбола, используя термин physically gifted. То есть, в человека элементарно заложено так много, как ни в кого в истории. Мнение этих людей формируется как на зрительном анализе, так и на более детальной оценке его игры. Когда Гэнон Бейкер был в Москве с лекциями, он рассказал о десяти принципах Майкла Джордана, которые дают тебе преимущество в атаке. Вот они:

1. Play the game low-to-high.- «Live Low»

Принимай мяч в низкой стойке, не играй на прямых ногах.

2. Shoulders/Hips – «Get the explosion advantage.»

Плечо атакующего игрока должно всегда находится на уровне подмышки защищающегося перед обостряющим действием.

3. Feet first, ball second – «Feet give you advantage, ball gives you separation.Long, low steps.»

Правило первого шага, применимое только к американскому баскетболу и его правилам.

Сочетание этих трех качеств дарит игроку невероятное преимущество во взрывоопасности, в умении стартануть с места и прорваться к кольцу на первом шаге, даже несмотря на противодействие. Майкл Джордан был лучшим данкером в истории НБА в позиционном нападении, потому что благодаря этому принципу мог в любой момент сорваться с места и запрыгнуть на голову высоким оппонентам, которые просто не успевали среагировать.

Преимущество МакГрэйди перед Джорданом и Брайантом в этом компоненте было в том, что он обладал более высоким ростом и, следовательно, более широким шагом, но при этом, он был не настолько высоким как Дюрэнт, но, как и он, обладал непропорционально длинными руками. За счет этого сохранялся баланс, и в отличие от Кевина, он не терял при этом в скорости и в контроле мяча. Он вел мяч как заправский разыгрывающий с ростом 190 см, будучи на самом деле на четыре дюйма выше. То есть, руководствуясь этими тремя принципами, он получал даже больше преимущества на первом шаге, чем Майкл, просто за счет того, что он, как и ЛеБрон, преодолевал больше пространства при прочих равных за одинаковый отрезок времени. Правило стометровки Усейна Болта. Он мог пройти полплощадки с двумя ударами о пол, не совершая при этом пробежки. Совмещая перевес в росте с максимальной шириной шага и применяя hop-step в случае первой необходимости, он выигрывал метр там, где можно было получить не больше его трети, а за счет опять-таки врожденной кошачьей пластики, непревзойденно владел собственным телом.  Как следствие, первый шаг Трэйси в историческом плане — одно из самых уникальных умений в истории баскетбола для игрока с ростом выше двух метров

4. Perfect Feet, Perfect Follow-through – «Quality of your feet determines thequality of your shot.»

Идеальная работа ног в сочетании с правильной механикой сделала его одним из лучших игроков в историческом плане по умению бросать трехочковый с ведения. В момент, когда лига стала перестраиваться в зависимую от дального броска субстанцию, преимущество от Брайанта и МакГрэйди в умении технически правильно выполнить такой элемент, как pull-up three-pointer вывело их на совершенно отличительный от остальных звезд НБА уровень. Картер с периметра был больше подвержен броскам со статики, Айверсону и Уэйду не хватало мастерства в этом компоненте, Полу Пирсу — скорости, Рэю Аллену — перевеса в дриблинге и в первом шаге, за счет которого можно разорвать дистанцию в любой момент. Кобе и Трэйси были самыми опасными игроками своего времени в этом компоненте и поддавались огромному количеству критики за то, что слишком часто в безвыходных положениях склонялись именно к этому элементу, а не к атаке кольца. Пик-н-ролл баскетбол только-только становился массовым.

При этом, Ти-Мак обладал историческим преимуществом: он очень высоко выпрыгивал, вкладываясь в бросок с ведения, как следствие, он за счет роста и сумасшедшей длины рук мог не замечать абсолютно никакого противодействия. Ладонь защитника, выставляющего руки вверх, часто оказывалась на уровне его локтя. При такой механике броска – ….

До появления на небосклоне Джамала Кроуфорда именно Трэйси лидировал в НБА по количеству трехочковых забитых с нарушением правил.

5. Pound Dribble – «Quicker ball makes you quicker.»

Силовой дриблинг, вкладываясь в каждый удар мяча о пол, его легче контролировать. Мяч быстрее отскакивает от паркета, и ты резвее работаешь вместе с ним, и таким образом тебе легче сохранять координацию и ведение в сложных ситуациях, в частности — в траффике.

6. Shoulders Game – «Your shoulders will determine whether you get leverageadvantage and/or explosion advantage.

Отсылка в том числе и ко второму пункту. Умелое использование плечей дает тебе лишние дюймы преимущества при игре в глубоком посте, мид-посте и хай-посте при развороте и низкая посадка тела позволит выше выпрыгнуть из статического положения. Это многим знакомо по упражнению «лягушка», развивающим именно последнее качество (прыжки с полусогнутых ног максимально вверх с обязательным хлопком над головой). Очень тонкие моменты, которые видны лишь при детальном анализе манеры движения игрока.

7. WNBA/NBA Ball – «Short, Violent Fakes.»

Один из самых уникальных моментов в рисунке игры МакГрэйди — это умение заставить опекуна выпрыгнуть из своих кроссовок, что как раз и достигается за счет этих самых коротких, резких и смертельных болл-фейков. Комбинация из первого шага, высоких скорости и прыжка и упомянутого выше умения бросить три в лицо на одном из лучших исторических уровней на тот момент, приводила к дезориентации противника и поймать его на таком замахе для Кобе и Трэйси было проще простого. Любые обманные движения должны быть максимально быстрыми, и МакГрэйди воистину усвоил это.

8. Universal Stance- Hips Dropped- Feet Shoulder Width Apart- Steel Rod in Back

Классическая универсальная стойка.

9. Universal Release- Elbow behind ball- Wrist back behind ball- Arm and wrist with locked elbow extended through ball on finish

Классическая универсальная механика броска, одинаков применимая и воспроизводимая большинством игроков высокого класса в современном баскетболе

10. Court Savvy – Court Vision- Play with poise and balance and see the game a play ahead

Балансируй свою игру, количество бросков и передач и игра будет даваться тебе легче.

 

От былого атлетизма не осталось и следа. Первого шага нет, здоровья нет, организм не в состоянии избегать травм при высокой интенсивности игрового и тренировочного процесса, репутация дивы от болельщиков «Орландо» и «Хьюстона» останется там навсегда. Спрашивается, а какого он сейчас делает в заявке финалиста НБА, подписавшего с ним контракт зная, что он не играл два месяца?

МакГрэйди — один из лучших из лучших созидательных свингменов в истории НБА, игрок, который за счет своего роста мог смотреть через головы соперников, пытавшихся применять ловушки и сдваивания, за счет длины рук мог их перебрасывать, а за счет развитого в том числе инстинктивно видения площадки, мог в любой момент отдать обостряющую резкую передачу, которую не могла прочитать защита за счет зрительного контакта или оббежать кого-угодно и дать в пол в самый подходящий для этого момент.

В отличие от Брайанта и в меньшей мере Джордана, Трэйси всегда пытался отдать передачу находящемуся в более выгодном положении игроку и постоянно грузил больших в мертвой зоне, если они выигрывали позицию, даже тогда, когда мог атаковать сам. Майкл просто был лишен такого преимущества исходя из системы игры и поэтому ушел от этого, Ти-Мак же, как и ЛеБрон и Грант Хилл, при первой же возможности загружал партнеров в выгодной для атаки ситуации.

«Я очень рад тому, что перешел в команду, где есть Яо Мин, и мне теперь не нужно набирать 40 очков для того, чтобы расчитывать на победу в каждом конкретном матче»

Эти принципы позволили его останкам стать самым высоким стартовым разыгрывающим НБА со времен Мэджика Джонсона и развить Грэга Монро в узкие сроки. Он своими передачами довел Яо до уровня первого центрового в мире в команде, которая абсолютно зависела от его способностей плеймекера и при этом у него всегда было одно из самых высоких соотношений передач к потерям на позициях 2-3, за счет чего, собственно, он был очень эффективен статистически. Именно поэтому в заявке он, а не Айверсон. Высокий пасующий игрок, который любит кормить партнеров и готов принимать нестандартные решения не может не быть полезным.

Лучшие сезоны от пяти самых сильных свингменов после Майкла Джордана:

 

Он один из немногих по-настоящему сильных игроков в истории, у кого никогда не было прайма, при котором здоровое тело сочетается с приобретенным опытом и ресурсом для того, чтобы одновременно играть на обеих половинах площадки и планомерно, самостоятельно развиваясь ради этого на протяжении определенного количества сезонов. Даже Яо сумел донести свое организм до демонстрации лучшего баскетбола в карьере. Ти-Мак в глазах сообщества всегда будет игроком, не достигшим потолка своих возможностей, но при этом все будут помнить чемпионат 02/03 - один из лучших на его позиции исторически, забывая один тонкий момент: перед стартом того сезона, он должен был оперировать спину и пропускать его весь целиком, но предпочел играть.

Задумайтесь на секундочку о том, как нужно играть в баскетбол, чтобы в таком состоянии стать одним из семи баскетболистов  - он, Джордан, Джеймс, Уэйд, О'Нил, Чемберлейн и Дэвид Робинсон - за всю историю НБА, перешедших планку в 30 PER, и сделать это в команде, где партнеры в трех играх плей-офф после 3-1 забили 10 трехочковых из 40 и совершили 36 потерь, работая на чистых мячах.

Но, за счет следованию этим фундаментальным принципам, те самые уникальные природные данные, позволяли каждому утвердиться во мнении: игра внешне дается ему слишком легко.

Одной из причин, по которым Трэйси МакГрэйди времен «Орландо» воспринимался как лучший свингмен в мире, было то, что он сочетал в себе практически все сильные стороны Брайанта с более развитым атлетизмом, лучшим видением площадки и психологией командного игрока, которую Кобе так и не приобрел в полной мере. Именно поэтому каждый из вас встречает одно и тоже утверждение на безальтернативной основе на множестве отличающихся друг от друга ресурсов: Шак выиграл бы больше с ним, с Уэйдом, с ЛеБроном, с людьми, у которых было развито коллективное начало, которое позволяло им уступить и не лезть на передовую, когда твой центровой делает 38+17 в финальной серии. Этого никогда не было у КБ. В отличие от него, они тебя поддержат. Поэтому там такие отношения между Яо и Трэйси, О’Нилом и Дуэйноми или Уэйдом и Джеймсом, им просто нравилось побеждать вместе, помогая друг другу.

Рука руку моет

Но о Брайанте мы поговорим уже после превью к финалу.