10 мин.

Баскетбол моей мечты, или почему «Оклахома-Сити» не станет чемпионом

Признаюсь честно: не было в этом сезоне игры, которую я ждал бы больше, чем матч заряженных и готовых «Гризлис» против «Тандер». «Мемфис» сегодня — лучшее из всех мерил, существующих в баскетболе. У них самая зубодробительная защита в мире, и, невзирая на отсутствие яркого айзо-игрока, человека-полплощадки, они все равно вырвут вам кишки за каждую вашу ошибку и заставят вас действительно думать на паркете для того, чтобы обыграть их, когда они активизированы. Когда они настроены, вы обязаны сыграть как в плей-офф, чтобы на что-то надеяться. Все идеи, домыслы, предположения так или иначе могут быть здесь опробованы.

Матч самой результативной команды НБА и лучшей сдерживающей всегда интересен. Коса, находящая на камень — это гарантия интриги, особенно сейчас, при изменении тенденций в игре, и именно сквозь эту призму я смотрел на эту встречу. Каждый, кто активно наблюдает за этой лигой, подсознательно понимал, что баскетбол в этой паре пойдет на тотал меньше, и это уже подталкивало к тому, что мы получим определенную пищу для размышлений. Как? Что? Почему? Интересен был бы и обратный вариант: способен ли «Мемфис» претендовать на победу в рубке против элитного атакующего противника, у которого все летит, хватит ли у парней Холлинза внутреннего ресурса?

«Гриззлис» сегодня — лакмусовая бумажка, если хотите – настоящий фильтр, отсеивающий все ваши домыслы и оставляющий в конечном итоге лишь максимально открытую картину перед глазами. После трейда Гея это стало особенно очевидно. Повторюсь, нет в НБА команды, которая так бы защищалась.

Многие всеми силами закрывают «краску», ведь это одна из прописных истин баскетбола нового поколения: нельзя давать заканчивать после пик-н-ролла (отсюда переплаты страхующим большим, которые даже мяч поймать не могут). Некоторые пытаются прижимать на дуге, активно прессовать по своей половине площадки, другие акцентируются на подборе. «Мемфис» делает все сразу.

Он закрывается внутри, его маленькие постоянно готовы выхватить небрежную передачу, подстеречь, активно поджать и вылететь из-за спины. Принс, пыливший большую часть карьеры в качестве дополняющего форварда в оборонительной обойме, пришелся ко двору. Их большие занимают огромное количество пространства, Газоль активно выходит к трехочковой, и при этом они всегда готовы накрыть или подставиться под фол в нападении. Дополняет всю эту картину их игра на щите. Я уже объяснял в эфире, почему Лав и Пекович настолько здорово подбирают в атаке, сейчас, пожалуй, повторюсь: сегодня большинство товарищей из передней линии прыгают за мячом, полагаясь на физику. Любая ошибка при тайминге, непредсказуемый отскок, лишний удар об дужку, моментально оставляет их вне игры автоматически. Зак и Марк – как и Кевин с Николой – играют внизу, они ставят спину, отсекают, не лезут поперед батьки в пекло. Ну а феноменально быстрые руки Зи-Бо решают исход эпизода за десятую долю секунды. Символично, что матч они в конечном итоге выиграли именно за счет этого.

Вдобавок, при всей медлительности их нападения два «больших» являются великолепными скринерами — они массивны, грамотны, их не обежать, и неправильный размен или неверная реакция при защите против пик-н-ролла с участием Конли или Бэйлисса, заканчивается скидкой на пять метров, где испанец или Бегемотик в основном не прощают. Это мы знали и раньше, но в нынешнем сезоне Газоль-младший расскрылся настолько, что он наконец-то применяет все и сразу. Его альтруистичность не позволяет обороне предсказать, как он будет действовать в хай-посте: бросит и попадет, отдаст грамотный пас в лицевую или на периметр, опустит мяч и пройдет под кольцо, поймает и выйдет на линию или начнет просто толкать спиной. Каждый раз он придумывает что-то новое. Вы знаете, что Уэстбрук в таком моменте полезет под кольцо, Кевин Мартин — бомбанет средний. Марк?

Он просто старается руководить нападением с позиции центрового, зачастую трогая мяч в каждом владении, но при этом ему не нужно бросать по два десятка раз.

Темному персонажу может показаться, что «Мемфису» было необходимо всего-лишь использовать защелку и победа была бы у него в кармане, однако «Тандер» – едва ли не лучшая команда НБА по умению сдержать противника на низком ходу, позволяя забивать лишь порядка 43% своих бросков. В такой ситуации, где много сил уходит на оборону и практически нет свободного пространства, ключевым для каждого из оппонентов является выдержка, выдумка, умение сыграть грамотно и нестандартно одновременно. Майк Конли сегодня неоднократно так делал, а его визави в очередной раз в этом сезоне доказал статус позорного разыгрывающего, вновь ткнув Сэма Прести носом в его ставку на Ибаку и РВБ, а не на Джеймса Хардена и классического первого номера рядом с ним и Кей-Ди.

«Оклахома-Сити» в ее сегодняшнем состоянии — не способна на победу в чемпионате, более того, даже повторение прошлогоднего результата для них с родни подвигу.

«Мемфис» – это «Мемфис», он такой один, скажете вы, однако играть агрессивную защиту против «Тандер» в важные моменты могут и «Клипперс», и «Майами», и «Нью-Йорк» с «Индианой», даже «Лейкерс» удавалось. «Сан-Антонио», собравшись с мыслями в межсезонье, также приятно удивил всех в матчах с молодой гвардией.

По состоянию на сегодняшний день, практически каждая сильная обойма способна закрыться на решающие минут шесть-семь, если она видит одновекторность. Одновекторность — второе имя атаки Скотта Брукса.

Джеймс Харден был лучшим плеймейкером в команде, его уход не сумел компенсировать ни прогресс Дюрэнта, ни вручение мяча Уэстбруку. Помимо того что он шикарно разыгрывал пик-н-ролл с тройной угрозой — скидка под дальний бросок, проход, джампер, он давал им альтернативное крыло для развития.

Когда Кей-Ди был с мячом, он мог обыграть один в один/разорвать дистанцию и бросить, дать влево на Расса или вправо на «Бороду». Это касалось каждого из этого трио, и, защищаясь в одну сторону на получение, вы автоматически предоставляли свободу одному из них на противоположном фланге. Снижалась эффективность подстраховки, падало качество сдваивания. Это погубило «Сперс» в плей-офф, когда «Тандер» начали играть в пас. Когда мяч стал ходить в поисках провисающей подстраховки, они автоматически вышли на качественно новый уровень. Сегодня такой возможности у них нет.

Когда Уэстбрук с мячом под давлением хорошей защиты, оборона имеет полное право закрывать, оттеснять, подтравливать и нагло давить Дюрэнта, вынуждая его либо отказываться от мяча вообще, либо терять время на выход и получение его в неудобных положениях, сжигая секунды и снижая эффективность примитивного позиционного нападения ОКС, делая коллектив еще более зависимым от темпа игры. При его снижении они выглядят гораздо слабее и уязвимее, как и большинство команд новой волны.

Получается, что Расселл остается один. Ему просто некуда бежать, он не привык соображать в статике. У него есть центр и одно крыло, а вы вынуждаете «Оклахому» атаковать через него, Ибаку, Мартина-Сефолошу или того хуже — Перка. Это больно для них. Кей-Ди — не только лучший в игре по набору очков, но и наверняка станет одним из самых эффективных баскетболистов в этом компоненте за всю историю. При 28,5 за матч, у него пробитых штрафных больше, чем промахов с игры, и вы просто выключаете его в значительной части владений. Заверните. Помимо самого факта прикрытия главнейшего из орудий, вы вынуждаете атаковать из тяжелых положений играющих на чистых мячах Сержа, Табо, не любящего с ним возиться Кей-Марта или сбиваться на сумасшедшие броски Уэстбрука, в сочетании с его попытками что-то выдумать, завершающимися потерями. В конвульсиях Брукс пытается задействовать Дюрэнта в качестве плеймейкера, но это также играет в минус команде — он сильнейший в НБА в вопросе завершения, но он не может отдавать передачу самому себе, в таком случае все равно атакуют те, кого хочет видеть вражеский тренер. Кто угодно, лишь бы не он — тактика мечты для большинства из современных тренеров. Высокие средние при выключенном из эпизода Дюрэнте, рожденные фантазией основного горе-первого – также большой подарок каждому из них, дань уважения за проделанную работу.

Исходя из такой картины, у сильных мира сего выработался рецепт, который значительно повышает шансы на победу над ОКС — оказание максимального давления в защите, попытка подстегнуть Уэстбрука с целью закрыться и заставить его применять свое видение площадки для преодоление возникающих перед ним трудностей. Думающий Расселл — понятие космическое, результат налицо.

Взгляните на команды уровня плей-офф, решившие сыграть именно на меньше и выполнившие установку тренера, и на то, что он выдал против них в этом сезоне

Это не эффективность макс-игрока, это даже не уровень звезды НБА. Мы и так допускаем слишком много поблажек. Все говорят, что он не разыгрывающий, а скоринг-гард. Но разве скоринг-гард элитного образца не должен забивать ведрами как раз под давлением, быть эффективным против сильной защиты? Люди, называющие Уэстбрука представителем пятерки лучших баскетболистов мира, должны быть рады: военкомату они не интересны.

«Мемфис» превосходно отработал, сумев этим воспользоваться.

Они заставили горе-разыгрывающего нервничать, он дал повод для трех технических фолов только в первой четверти, и, сорвавшись с цепи, Расселл пошел уничтожать свою команду. Болельщики, почувствовавшие запах крови, устроили ему жаркий прием, и это еще больше раззадорило безголового игрока. Несмотря на то, что все фифти-фифти свистки были исключительно в одну сторону, «Гризлис» нашли путь к победе.

Они не дали играть Дюрэнту с помощью столь же уникально выстроенного, высокого и длиннорукого, но при этом тактически грамотного Принса, воспользовавшись подстраховкой от больших при попытке идти в краску и маленьких при выходе повыше, они вынудили Ибаку играть в силовой баскетбол, толкаться, бороться за позицию, где он откровенно слаб (какой там статус?), в результате чего он и на фолы присел и кучу подборов на свое щите проиграл. «Гризлис» подтолкнули лидеров «Тандер» к тому, чтобы смотреть на кольцо, а не на партнера и на происходящее на площадке вокруг них, в результате чего гости не разыграли ни одной качественной комбинации в последние минуты четвертой и в овертайме, не довели до ума ни одно из тех сложных взаимодействий, что пробовали. Не было ни одного сильного розыгрыша под легкие очки и лишь трехочковый Мартина мог претендовать на статус комбинации уровня НБА. Большую часть матча они держали Уэстбрука вдали от линии штрафных и не стали жевать сопли, когда кошмарные решения арбитров были приняты в пользу их противника. Они вскрыли «Оклахому-Сити» и оставили ее валяться брюхом кверху в игре, где только Рэндолф не получил пять-семь своих свистков.

«Оклахома-Сити» обладает достаточным ресурсом, чтобы обыгрывать середняков и быстрые команды, предоставляющие им свободу и дающие перевес в количестве бросков с игры, но они были слабы, а стали еще хуже в тяжелых вязких играх, требующих качественного коллективного взаимодействия и нестандартных решений. Зависимость от своего недоразыгрывающего и отсутствие альтернативы в качестве плеймейкера, способного довести мяч до Дюрэнта, облегчает задание каждому соискателю трофея, и сегодняшний матч лег на полочку всех наставников команд-претендентов. Преодолевать препятствия через что-то помимо индивидуального таланта, они просто не в состоянии. «Лакмус Гриззлис» выполнили свою миссию, но они не первые, кто это доказал. Без изменений и преображения, подобному тому, что случилось в серии с техасскими ветеранами – у Кевина и компании просто нет шансов.

«Мемфис» после трейда ожидаемо закрылся в своей ракушке, получил троих игроков старта, активно работающих спиной, подбирающий на всех позициях состав, и обыграть их без каскада трехочковых через руки, качественного соотношения передач к потерям (9 к 15 сегодня) и шоу от звездного игрока в плей-офф пока что не представляется возможным. Статус теневого претендента на чемпионство они все еще не вернули, а вот борьбу за право попасть в Большой Финал поведут нешуточную.