8 мин.

Дэвид Кан, я все прощу!

Рик Адельман мог плюнуть на собственную честь, закопать гордость и принять «Лейкерс». Он мог просидеть годик с семьей, отдохнуть, набраться сил и как в прошлый раз подхватить конкурентоспособную команду, опростоволосившуюся в плей-офф. Это могли быть «Хит», «Никс», новый коллектив Ховарда... да кто угодно! Такому специалисту рады везде, в каждом доме и на любом мостике, но он предпочел связать свое будущее с «Тимбервулвз» – оплотом ужаса и непрофессионализма, ставшего символом глупейшей манеры ведения дел, отсутствия достойного состава и совершенной беспросветности перспектив.

Со стороны может казаться, что это глупое решение, ведь связать себя долгосрочным контрактом с отвратительной во всех отношениях организацией в его возрасте, как минимум, опрометчиво, однако этот гениальный наставник всегда обладал одной чертой: он невероятно упрям. Когда весь мир говорит, что он не прав, когда люди плюются, ругаются и сквернословят, он молчит и ждет. Он их слышит, но игнорирует все эти возгласы. Он сидит и дожимает. Он терпит до тех пор, пока то, что он делает, не начинает давать плоды. Обычно это происходит резко, тогда, когда все вокруг уже разуверились в том, что чудо возможно, а оно не просто переходит в демонстрационный режим. Нет, оно моментально заваливает с головой, орошает на много лет вперед. Он словно говорит: «Ребята, это вы козлы непечатные, неужели за столько лет вы так ничего и не поняли?».

Кто-то осознал, другие открещивались от обвинений, виня во всем собственную нетерпеливость. Важно другое: если Адельман решает что-то сделать, он лучше всех на этой планете осознает все сложности и уже разработал модель, которая поможет воплотить сие в жизнь. И не важно, сколько матчей он проиграет на старте, насколько слабо в отдельных компонентах будет выглядеть его коллектив... Самое сложное в работе шпиона – ждать, в случае с руководителем и болельщиком – верить.

Позорище всего Миннеаполиса могло смело оформить отношения с рядом других ветеранов, с людьми, которые намного проще Рика, с теми, кто поддается уговорам и иногда прогибается под давлением, оказываемым могучим кулаком руководителя. Здесь были и Лэрри Браун, и Дон Нельсон, и персонажи «потоскливее», но выбор пал на железного тренера. Кана оттолкнуло нежелание седовласого чемпиона-2004 работать с молодежью, сумасшедшие ротации Нелли, огромные претензии по поводу «нерентабельности» их идей: один проповедует баскетбол прошлого, второй либо что-то из неописуемого будущего, либо вообще из альтернативной реальности, примерно оттуда же, откуда и прибыл выкопанный им из неизвестности Дирк Новицки.

Рик тоже думал, что его идеи больше не работают, что необходимо что-то менять. «Хьюстон» играл из рук вон плохо после очередного вылета Яо Мина, и Адельман признавал, что его перспективы как в этом клубе, так и в лиге в целом находятся под огромным вопросительным знаком, готовым свалиться на него в любой момент и отсечь легенде голову. Но стоило дать команде небольшую передышку,  перетрясти состав, как все, над чем он работал, резко, как и всегда, рвануло вперед. «Рокетс» не просто заиграли, они взмыли вверх и продемонстрировали, что его мысли не просто можно, но и нужно воплощать в жизнь, пользоваться ими на практике. За несколько последних недель он вновь проголодался до баскетбола, у него появился аппетит. Он понял, что его дни отнюдь не сочтены. В нем вновь появилась энергия, но руководству техасцев нужна была подручная собачка, приносящая к ногам тапочки. С легендарным тренером им было не по пути.

Он взял «Миннесоту», не коллектив, а исключительно набор кое-где одаренных, где-то бестолковых игроков и попытается слепить из него то, что видит под вывеской «моя система». Здесь нет Яо Мина, под которого нужно подстраивать темп, нет таскающего и передерживающего мяч МакГрэйди, нет хронически больных людей. Больше не нужно разрушать все то,  что ты готовил, над чем ты работал летом и действовать по обстоятельствам. Он будет строить с нуля то, что видит и хочет, благо имеет для этого достаточно материала, пусть и без какого-либо фундамента из побед или положительной психологии.

Кевин Лав, узнав о том, что его новым и первым в жизни настоящим тренером станет Адельман, может смело нарушать режим и идти в двухнедельный мировой тур, состоящий из беспрерывных вечеринок, пьянок и шального секса с прекрасными незнакомками. У него есть на это право, он понимает, что ему предстоит стать пусть и беззащитным, но все же «белым Крисом Уэббером», тяжелым форвардом, который будет подбирать, бросать со всех дистанций, активно пасовать и заставлять систему работать.

Рекордсмен «Ти-Вулвз» как никто другой понимает, что Рик и его «принстон» выдвинут из-за кулис все его сильные стороны и огранят их, заставят еще больше сиять не небосклоне. Рубио также может получить специальное приглашение на все эти мероприятия, потому что для него это не менее радостная новость.

Кайл Лаури приходил к великому наставнику в ранге списанного материала, разыгрывающего, который в двадцать с небольшим уперся в свой потолок и не может прогрессировать даже в таком клубе, как тогдашний «Мемфис». Он сразу понравился рулевому из-за своей головы, трудолюбия, тотального отсутствия эгоизма и большой любви к поиску партнеров в самых удобных для них местах. Через год он стал лучшим разыгрывающим НБА, выходящим со скамейки запасных, через два уже стабильно делал 20+8+5, забивал ведра бросков с сиреной и решал судьбу тех или иных матчей в одиночку. Доверие легенды значит намного больше, чем гарантированное игровое время или дополнительные миллионы по контракту. За умного игрока Рик двух атлетичных дает. Такая философия подходит его юному тезке как никому другому на этой планете.

Возможно, в случае с седьмым номером «Хьюстона» всему виной лишь элементарная случайность, мимолетный всплеск, который никогда больше не повторится. Есть все основания, чтобы верить в это, однако не много ли таких «вспышек» за последние годы? Он, Лэндри, Брукс, Бадингер, Паттерсон, Уэйфер, даже безнадежный Хэйз, который вообще играл в американский футбол. Это больше чем совпадение. Он выводит на новый уровень любого более-менее одаренного молодого игрока, который ему понравится. Иногда от безысходности, кое-где из-за любви и симпатии, но каждый раз это работает, приобретает системные черты. Прогресс, как и кризис, также может обхватить буквально все и сразу. Он делал это в «Кингс», и он все еще не потерял не только хватку, но и эту удивительную способность.

Разумеется, невозможно чего-то достичь, не работая над собой и наплевательски относясь к своей профессии и перспективам. Это путь в никуда, только вот многие баскетболисты вкалывают, но лишь единицы прорываются во что-то ранее необузданное, становятся исполнителями совершенно иного калибра. Яо, как и любой персонаж, прошедший через систему Адельмана, отмечает, что Рик – это в первую очередь «players coach», но в отличие от остальных людей с подобной вывеской, он еще и великолепный тактик и стратег. А что нужно молодой обойме? Верно, развивающий опытный наставник, который видит результат в обозримом и далеком будущем и знает, как пошагово его достичь.

Один из лучших тренеров современности пошел в болото для того, чтобы задавить Кана и Глена Тэйлора своим авторитетом, дабы они просто отдали ему команду и не мешали работать. Просиживая в трясине десятилетиями, «Миннесота» вынуждена согласиться с этими условиями, иначе новый наставник «волков» просто развернется и уйдет как Браун из «Нью-Йорка». Ему не сложно, ведь это он сделал им одолжение. Не нужно думать, будто подписав легенду даже за 25 миллионов долларов, вы посмеете вертеть ею на собственном пальце так, как вам заблагорассудится.

«Тимбервулвз» – прогнившая донельзя организация, ассоциирующаяся с уничтоженной карьерой Кевина Гарнетта, контрактом Джо Смита и его «зарплатой в конверте», с выборами Рэнди Фойя вместо Брэндона Роя, со ставкой на Стэфона Марбури вместо Рэя Аллена, с Уэсом Джонсоном вместо Монро (черт с ним, с Казинсом, но второй пасующий, подбирающий, умный и при этом защищающийся большой в пару к Лаву – .... Ругаюсь громко, пытаюсь разбить окно стулом), с Нгомбо, с докладом от Курта Рэмбиса, с....

Это не клуб, это не команда, это один больший эпический провал. Владелец и генеральный менеджер должны максимально далеко уйти от дел насущных, желательно лесом. Ребята, вы уже показали, что вы ни на что не годны. Просто не препятствуйте человеку, создайте ему условия, дабы он ухитрился исправить все за вас, в вашем случае лучше стоять в сторонке и заниматься организационными вопросами. Не мешайте Адельману сотворить то, на что вы не способны.

Если у одного из самых ущербных руководящих органов в истории всех видов спорта хватит серого вещества, чтобы отойти от привычного режима действий во вред и не оказывать дополнительного давления на главного тренера, слепо подчиняясь тому видению, которое проповедует Рик – «волки» выберутся из трясины, ниже падать уже просто некуда. Генеральный менеджер «Миннесоты» должен всего-навсего перейти в роль Митча Капчака, быть свадебным генералом при Филе Джексоне:

– Друг, мне подходят эти и вот эти игроки, но на те или иные позиции мне необходимо усиление в виде исполнителя с такими и вот такими задатками. Жду варианты у себя на столе.

– Я пошел к телефону.

Этого будет достаточно, иногда лучше просто отойти и не мешать тем, кто в одиночку достиг большего, чем весь ваш френчайз с его жалкой, я бы даже сказал, никудышной истории.

Ежели Тэйлор и чудовище, продолжающее подвиги Кевина МакХэйла, смогут смириться с этим и жить дальше, я с уверенностью могу заявить: «Дэвид Кан, я все прощу!». Но, пока я не увижу хоть малейших проблесков такого поведения, я все еще скептически буду смотреть на вещи и понимать, что за углом, в любой самый неподходящий для этого момент горе-руководитель или денежный мешок смогут разрушить все то, что сделали сейчас.

В рейтинге событий, произошедших с «Тимберулвз» за всю их историю, назначение Адельмана уже сейчас заняло второе место, после сами знаете чего. Дадут ли Рику возможность оправдать выданные ему авансы?

Герой Винни Джонса в любимом всеми нами фильме Гая Ричи говорил: «Нельзя недооценивать предсказуемость человеческой тупизны».

Вот и я не буду. Иногда лучше просто смотреть на все со стороны. Все-таки ни Кан, ни Тэйлор, не заслужили ни грамма моего или вашего доверия. Лучше задам всего один вопрос: ну вот казалось бы, причем здесь Брэд Миллер?

Другие материалы блога:

Коротко о сборной: главные тезисы

Я же говорил, что место проклятое

In Before...