11 мин.

Большое интервью Арсена Венгера

Его детство в Эльзасе:

«Я вырос в маленькой эльзаской деревне, где в центре всего находится религия. И «королем» деревни был приходский священник. Моё детство прошло в ресторане, который был в тот же момент офисом футбольного клуба, где говорили только о футболе. Но религия не помогала команде побеждать в матчах. Значительно позже, на место священника в моей жизни я поставил группу хороших футболистов, и футбол стал моей религией. К игре вы должны относиться, как к религии. Только она может диктовать вам, что делать»

Тренер в команде Нанси в 33 года:

«Некоторые игроки были старше меня. Но у меня никогда не было проблем с уважением, и я не могу это обьяснить. После поражений меня тошнило, с ними я не мог мириться. Я себе повторял, что не был рожден для этой профессии. Но моё тело привыкло ко всему этому, и со временем я изменился»

Метафора о футболе: 

«Жизнь животного заключается в выживании. То же самое касается профессионального спорта. Побеждаю либо я, либо другие. Но коллективный спорт - это также связь между мной и другими. Белка летяга распределяет своё тело равномерно между телом и высотой. Именно в этом заключается футбол, играть головой и ногами. И если кто-то не поднимает часто голову, он никогда не станет очень хорошим футболистом.

Футбол, как синоним рва со львами:

«Существует невероятно большое число футболистов, у которых не получается стать лидером команды. Они не переходят на следующий уровень. Игрок высокого уровня в начале своей карьеры должен показывать всем, что он готов. Это начинается даже с того момента, как он заходит в раздевалку, посылая чёткое сообщение и, иногда, просто своим поведением вам говоря: «Прямо сейчас вы можете на меня положиться». Я помню Бояна (Кркич), играя за Барселону, он боялся даже пить из одной бутылки, что Месси. Это просто одна деталь, но у него так и не получилось полностью раскрыть свой потенциал»

Его определение великого игрока:

«Это немного особенное животное, которое следует трем основным заповедям. Управление мячом, принятие решений и исполнение. Великие могут предвидеть и имеет преимущество над другими, они понимают заранее, как пойдет игра. Однако я думаю, если бы игроки пересматривали чаще их матчи, они начали бы играть еще лучше. Все парни, которые многого добиваются, постоянно стараются выкладываться и объективно анализировать их игру. Великие игроки очень строги сами с собой»

Веа и Тюрам, находки в Монако: 

«Джордж приехал прямо из Камеруна, и я подумать не мог, что он будет играть на таком уровне. Он был признан лучшим игроком в мире (Золотой мяч в 1995), а теперь он является президентом Либерии… Это невероятно. В этом мальчишке была вера, у него было своё предназначение. На поле он был сильным и умным, и мог противостоять всему. О Тюраме я помню, что сначала он играл на позиции полузащитника… Если бы вы мне сказали тогда, что этот парень отыграет 144 матча за сборную Францию, конечно, я бы улыбнулся. Но какая у него исключительная сила характера»

О его времени в Японии (1994-1996): 

«Я захотел проверить свои силы и внезапно уехал туда, в команду Нагоя, которая не могла выиграть и матча. В 47 лет этот опыт изменил меня полностью. В первых 10 матчах мы проиграли в 8, и по этому случаю у меня есть анекдот. Президент клуба меня вызывает к себе в офис, и перед тем, как туда пойти, я говорю моему ассистенту начинать собирать чемоданы, так как нас скоро уволят. Посыл был очень ясным: «Результаты не соответствуют нашим ожиданиям и то, что я собираюсь вам сказать, вам не понравится. Но мы должны справиться с этой ситуацией. Мы собираемся уволить переводчика». Я был удивлен, и у меня получилось сделать так, чтобы он продолжил с нами работать, мы спасли его голову. И кстати, он сегодня находится здесь с нами в зале. Он стал мне другом. После же, об опыте в Японии, это постоянное одиночество. Вы сами себе составляете компанию, только вы. С игроками был один момент, чего никогда не случалось в моей жизни. Я им запретил трогать мяч на тренировках или на разминке до матча, потому что они были уже измотанными. Они готовились к тренировкам, чтобы быть на должном уровне, и в дальнейшем были мертвыми. Нужно было их контролировать»

Его первые шаги в Арсенале в 1996:

«Я понял, что футбол придумали именно там. В Англии вы делаете татуировки с именами ваших детей и с гербом клуба, и только это, вы не можете набить что-то другое. Англичане очень привязаны ко всему этому. Это желание относиться к чему-то очень сильное. О моем приезде в Англию, никто не выкатил мне красный ковер (а прозвали «Arsene Who»). Они пытались сделать всё. Мне говорили, что у них есть фотографии о моей личной жизни, которые не были больно чистыми. И я сказал, чтобы они публиковали всё … но безрезультатно»

О том, как он справлялся с игроками в раздевалке:

«В раздевалке перед вами находятся 25 хищников. Они видят всё и, особенно, вашу слабость. Профессию тренера можно описать так: ставить 11 игроков в состав, а из других 14 делать безработных. И это повторяется от недели к неделе. С этим трудно жить, а также управлять. Нужно быть умным и не терять внутренний запал. До матча я занимался только игроками, которые выйдут в матче, остальными было незачем заниматься. Но с понедельника по среду я уделял им внимание. Как поднять дух команды? Быть твердым и честным, а также держаться ценностей, которые ты хочешь привить другим. Также нужно уважать других, сочувствовать и не бросать их. В футболе много людей, которые страдают от депрессии. Игрок, который не играет, чувствует себя бесполезным, работа тренера: вылечивать их, это является частью моей работы»

49 матчей без поражений:

«Мы теряем свою серию в матче против Ман Ю, в результате которого судьи несут долю ответсвенности. Победа не была заслуженной. Кстати, когда меня не станет, я спрошу у Бога, где находятся судьи перед тем, как выбрать рай или ад. Я помню, как сезоном ранее, мы закончили сезон непобедимыми на выезде, но уступили победу в лиге своей игрой на домашнем поле. И вдруг все игроки на меня накидываются, потому что я им говорил о том, что мы можем закончить сезон без поражений. Во время победного сезона, мы стали чемпионами за 5 туров до конца. Я помню, как сказал им: «Вы решаете, хотите ли вы остаться бессмертными или нет». И они сделали это. Победа в АПЛ без осечек»

Его определение великого тренера:

«Это руководитель, который видит ясно и остается скромным. Он верит в человека. Хороший тренер не должен никогда закрывать дверь перед человеком. Важно обязательно всегда иметь надежду. Люди часто могут вас приятно удивить, и именно в этот момент вы пожинаете плоды вашего терпения и вашей работы. По-моему, великий тренер имеет три главные формы влияния: на клуб, на результаты команды и выступление игроков. Мы соблюдали традиции клуба рабочих на заводе, но также мы внесли новшества и вели себя достойно и элегантно. Было необходимо, чтобы никто не был недалеким человеком. От игроков и до садовников… Это первый этап - одна цель для всех. Маленькая деталь? Цветы в приемном зале должны быть цветов команды, которую вы принимаете. В более общем плане, великий тренер оказывает влияние на стиль игры команды и её результаты. В большом клубе у вас должно быть желание побеждать со стилем, чтобы болельщики просыпались с улыбкой перед тем, как пойти на матч. Необходимо передавать положительные эмоции, быть узнаваемыми. Тренер - это тот человек, который полностью себя связывает со своим клубом. Он должен себя вести так, как если бы он собирался в нем остаться навсегда. Каждый год я фотографировался со всеми в клубе (садовники, повара) и вешал её на стену с фразой «Внутри клуба важен каждый». Между работниками клуба и игроками должно быть чувство единства»

Стоимость стадиона Эмирейтс:

«Постройка обошлась в 430 миллионов фунтов стерлинга… Мы отдали себя в руки банков. После чего мы должны были продавать наших игроков. Безусловно, это самый сложный период моего пребывания в Арсенале. Я помню всё то время, что я провел с архитекторами, во время строительства стадиона. Я многому научился. Сегодня клуб стоит 2 миллиарда, а до этого стоил 40-50 миллионов. Конечно, это то, чем я тоже горжусь. Это самая темная часть работы, но очень сложная работа. Я отказывал многим клубам из-за верности к обязательству, что я на себя взял. После начала работ, банки попросили, чтобы я подписал контракт на 5 лет, потому что они хотели, чтобы я оставался в Арсенале. Я последний тренер подобного профиля, сегодня в мире футбола невозможно, чтобы один только человек отвечал за все дела клуба. Слишком много экономических аспектов»

О своих недостатках:

«Хороший тренер - это тот, кто заботится о себе. Это то, в чем я упрекаю себя на данный момент. Я был небрежен к себе. В вас должна быть сила тигра, чтобы преуспеть, но постепенно вы изнашиваетесь. У меня было столько встреч каждый день. Чтобы вы имели представление, парень, который хотел купить газонокосилку, он приходил ко мне. Я управлял всем. Это профессия, которая вас захватывает целиком. Когда вы находитесь с кем-то, в компании вашей семьи, вы не совсем головою с ними. Я пренебрегал людьми, которые вокруг меня. Я посвятил свою жизнь только одной цели: победить в следующем матче»

Его сожаления в Арсенале:

«Когда вы тренер, существуют только неоконченные жизни. Когда вы разговариваете со спортсменами высокого уровня, они говорят только о вещах, которые не выиграли. Вы помните только то, чего вы не добились, а не то, чего вы не сделали, или упустили. Лично, я живу достаточно хорошо с этим. У меня была жизнь выше того, о чем я только мог мечтать. В 19 лет, в Эльзасе, если бы вы мне это сказали, я бы вам посоветовал пойти лечиться»

О его прощании с Арсеналом:

«У меня было ощущение, что я присутствую на своих похоронах высочайшего уровня. Люди были потрясающими. Они показали мне свою благодарность. В Англии есть это. Я не пустил слезу и не дрогнул, потому что научился себя сдерживать. Если бы я не умел управлять своей страстью, я бы не смог выжить. Я научился контролировать свои эмоции»

Как справляться с давлением:

«Быть профессионалом - это уметь показывать результат под давлением. Дело не в вере в себя. Когда я слышу, как игрок обьясняет плохие результаты нехваткой уверенности, я с этим не согласен. Это то, когда мы видим разницу между великими игроками и их партнерами по команде. Только представьте, что вам должны сделать операцию на сердце, хирург входит в процедурную и говорит вам: «В данный момент я не полностью уверен в себе, но я сделаю всё, что в моих силах». Услышите ли вы такое когда-нибудь? Нет»

Как управляться с эго игроков в раздевалке:

«Если звезда показывает результат, все его принимают. Если результат не на должном уровне, то в раздевалке это видят все сразу же. Проблем звезд заключается в том, что они могут занимать слишком много места в раздевалке. В игре и вне неё, нужно найти правильный баланс. Я помню, как было с Тьерри Анри, никто ему не отказывал, когда он запрашивал передачу, потому что его статус в команде был огромным. Иногда, это могло становиться проблемой»

Его отношения с Анри:

«Я никогда не звоню моим бывшим игрокам, когда у них всё хорошо, но в этот раз я ему позвонил и сказал ему не сдаваться, когда дела шли плохо с Монако. Я попытался ему позвонить, когда он был освобожден от своей должности. Сегодня он по-прежнему находится в периоде восстановления, и я предложил его агенту организовать встречу. Скоро она состоится»

Перестройка Арсенала с Эмери:

«Я скажу вам честно, он мне ни разу не звонил. Я останусь болельщиком Арсенала до конца моих дней. Я болельщик клуба и хочу, чтобы у них всё шло хорошо. На данный момент, всё идет хорошо»

О слухах, которые его связывают с ПСЖ:

«Я ни на что не претендую. Я просто человек, который плывет по течению своей интуиции и вдохновения. У ПСЖ есть потрясающая команда, в ЛЧ у них своего рода проклятье, но не стоит забывать все остальные их победы. У них получится преодолеть последние препятствия. Нетерпимость реальна и чрезмерна вокруг этого клуба. Возглавить национальную сборную? Может быть, но если это случится, это будет до ЧМ 2022. Я должен принять решение в наилучшем разделении моего времени, я работал 35 лет без перерыва… Мне хочется найти компромис, делясь моими знаниями и, в тот же момент, имея личное время, чтобы его проводить с теми людьми, которыми я пренебрегал всю мою жизнь»

Его мнение о Лиге 1:

«Я думаю, что АПЛ самый интересный чемпионат в мире. В Лиге 1 очень много неравенства. Иногда, я наблюдаю за игрой красивых команд, а неделю спустя я их совсем не узнаю. ПСЖ могли бы взять отпуск, они всё равно бы стали чемпионами. Для того, чтобы Лига 1 стала интересной, необходима борьба за титул, схватка между несколькими командами. Однако будущие телевизионные контракты и французский тренерский стиль позволяют мечтать об этом»

 

Оригинал: http://sport24.lefigaro.fr/football/ligue-1/actualites/arsene-wenger-a-l-olympia-les-moments-forts-d-une-soiree-passionnante-951729

Автор перевода: https://vk.com/foat.sharafiev

Подписывайтесь на наш: паблик VK / Телеграм канал