9 мин.

Пара слов об эволюции атаки

Эволюция атаки.

Речь пойдет о большом количестве изменений, накопившихся в мировом футболе с годов 80-х (так мне просто будет проще провести параллели). В этом контексте буду вынужден немного отойти от темы только АПЛ и сделать охват чуть шире, ибо невозможно лишь по одному проявлению системы, по одному из ее отражений судить о целом.

Кого можно отнести к «атакующим игрокам»?  Можно ограничиться простым – «те, кто большую часть времени проводят на половине поля соперника». Хорошо, но что, если игра вашей команды построена на том, что значительная часть ваших футболистов находится, как минимум, на середине поля, а остальные даже выше, «прижимая» противника? Дабы не усложнять ситуацию, буду рассматривать тех футболистов, что активно принимают участие в атакующих действиях – центрфорварды, вингеры\вторые\фланговые страйкеры, атакующие полузащитники и бокс-ту-боксы с их включением во вторую волну атаки.

Также, нельзя забывать об активности в атакующих действиях крайних защитников во многих формациях. Зачастую это связано с тем, что они могут своей работоспособностью покрыть всю бровку, а также позволить игрокам «верхней» группы формации (пресловуто-теоретическая группа нападения) сузить направление атаки, при большей вариативности из-за количественного перевеса и расширения и использования освободившихся зон в обороняющейся линии противника. Чаще всего это свойственно формациям 3-5-2, 3-4-3 и 4-2-3-1, но о защитниках в другой раз.

Что же изменилось в последние десятилетия в действиях атакующих игроков?

Самым важным моментом и, бесспорно, изменившим многое в игре – универсализация игроков. Сначала были Сакки, Ринус Михелс, Лобановский и некоторые другие. Но, скорее, это были единичными вспышками среди сторонников строго разделения обязанностей. И это логично – прогресс не является четко выраженной прямой на графике и не происходит в мгновение ока. Для этого понадобилась кропотливая работа с детского возраста, со своими провалами и ошибками, прежде чем начало вырисовываться что-то ясное и понятное. А появлялось следующее:

1) Формирование позиционной универсальности, которая подразумевала возможность любого игрока из атакующей линии сыграть без особых проблем на позиции напарника, как в ходе динамики атаки, так и со старта. Это приносило свои плюсы.

  • Усложнение задачи для обороняющейся линии соперника. Дело в том, что значительная часть команд играет с персональной опекой и в случае «ухода» на другую позицию «своего» игрока, он вынужден смещаться туда же, в результате образовывается свободная зона (при этом большую роль играет движение игрока группы атаки). Даже при зональной опеке игрок обороны должен подстроиться к новому оппоненту в своей зоне, а это может потребовать какое-то количество времени, которое может быть с легкостью воплощено в голевую ситуацию.

  • Увеличение числа возможных вариантов для развития и продолжения атаки, что являлось следствием позиционной гибкости и нестандартного мышления игроков атакующей линии. Да, конечно, данный аспект зачастую зависит от имеющихся навыков игрока формации, но даже со среднем уровнем игроков возможно добиться много. И, как следствие, увеличивается количество тактических решений тренера на матчи по ходу сезона, что позволяет в меру отдыхать футболистам, а также действовать по принципу механизма-машины, состоящей из взаимозаменяемых деталей (правда, здесь с оговорками – понятно, что в основном составе будут индивидуально более сильные исполнители).

Изображения кликабельны

2) Изменение системы оборонительных действий группы атаки. Раньше часть атакующих игроков просто оттягивались назад и помогали своим напарникам; другие оставались на линии последнего обороняющегося игрока соперника и ожидая паса, вовсе не принимая участия в защите. Теперь в наиболее прогрессивных командах практикуется следующая схема – при потере мяча игрок сразу вступает в прессинг, затем отбор или перехват. Это также сказывается на геометрии движений игроков и на геометрии построений в определенных фазах игры, преследуя основную цель – быстрый перехват мяча и возвращение к своему диктату игры.

Конечно, данные процессы вряд ли можно считать законченными – они все еще длятся. Причем прогресс происходит не только в топ-клубах, но и в других, которые вынуждены подстраиваться под меняющиеся условия.

Постепенный отказ от использования классических наконечников

Современный этап развития футбола изменяет как функции, так и саму роль центрального нападающего. Как известно, главное предназначение форварда – забивать. Без разницы – как, чем и в каком положении. Однако, универсализация игроков атаки, большее участие в оборонительных действиях команды, а также улучшение коллективной игры породили «финт ушами» - данная задача теперь разделена между всеми игроками группы атаки, которые могут в любой момент оказаться на острие (или просто в более удобной позиции) и должны уметь завершать появляющиеся моменты.

Сравнение реализации Флетчера и Лэмпарда

Конечно, есть такие люди как Дрогба, Кавани, Фалькао, Клозе и некоторые другие, но признайтесь – насколько сильно меняется игра команды в результате возможной потери такого форварда? Зачастую, игроки просто не могут сами забить из-за того, что данная функция просто не предоставлялась им. В тоже время, в рассматриваемом варианте имеются в наличии 3-4 человека, способных с приблизительно одинаковой вероятностью завершить эпизод.

Вполне логично, что чем более массовым явлением будет становиться универсализация игроков атаки, тем больше футбол будет отходить от понятия «классический форвард». Да, еще какое-то время (неопределенное, на самом деле) они будут использоваться – но вряд ли уже у топ-команд. Позволить себе не включать одного игрока в коллективную игру или открыто таким жестом показывать его «особое положение» - риск, на который мало кто из тренеров клубов грандов пойдет.

Доминирование и инициатива через владение мячом

Последние годы особенно заметны тенденции к владению не только пространством, но и мячом. У некоторый команд владение - основной инструмент, другие прибегают к нему эпизодически. Наиболее интересно наблюдать за трансформациями МанСити.

Но, объективно, роль владения мячом значительно выросла, воплотив ряд цитат Сакки.

Ещё недавно владение мячом сводилось к битве за пространство и позицию. Для этого требовались мощные ребята, способные бежать быстро и далеко. И так, весь матч. Но всё изменилось. Владение мячом стало важной частью футбола. Это происходило под давлением целого ряда факторов.

Первый фактор, изменение правил офсайда. Из-за либерализации правила, высокая игра линии обороны всё более рискованна. Линия обороны всё чаще вынуждена занимать низкую позицию. Чтобы сохранить компактность и быть гибкими, нужно владеть мячом. Физически мощные и направленные на одну стезю игроки были оправданы тогда, когда играли с высокой линией обороны без достаточного контроля мяча. Перехват, диагональ и дальше «крепыш» сделает всё, что нужно.

Сейчас мы видим даже тенденции к возвращению «последнего защитника». А в некоторых командах, последними играют два центральных защитника в широкой позиции. Компактность линий обеспечивают фланговые защитники и опорный полузащитник (или глубокий плеймейкер). Ситуативная игра в 3-4-3 отлично отработана в Барселоне (прим.автора – беру на момент тренировок Гвардиолы).

Ярким примером анахронизма высокой игры линии обороны является Арсенал Венгера.

Второй фактор, ужесточение правил. Если верить экспертам, анализирующим АПЛ, при уменьшении отборов на 25 %, количество жёлтых карточек не изменилось.

То, что ещё вчера было признаком хорошей игры и самоотверженности (а также доказательство наличия больших металлических яиц), сейчас трактуется, как нарушение. Команды, делающие упор на обороне, стараются уйти ниже, выстроив редут. А задача защитника сводится к оттиранию игрока либо от мяча или с мячом подальше от опасной зоны, перехвату паса, блокировке удара по воротам. Одновременно, всё больше возвращается важность умения защитника сделать «первый пас».

Третий фактор, собственно, само владение. Владение даёт больше, чем просто контроль пространства (удивительно, но это не идентичные понятия). Лишённый мяча соперник беззуб, вынужден принимать правила «хозяина мяча». Тотальный футбол перешёл от владения пространством к владению мячом. От качественного распасовщика и центрфорварда к нескольким распасовщикам и наконечникам ситуативным.

Владение мячом, как идея фикс и основа качественной модели игры многое изменила. Проще говоря, мы можем разбить владение мячом на определяющие два типа - тотальное владение и ситуативное. Для наглядности можете глянуть последние матчи Барселоны и Реала, где Моуринью удалось обыграть каталонцев.

Да, о важности владения задумывались и раньше. Но его не пытались поставить во главе игровой модели, сделав его базисом своей игры, будучи сначала вспомогательным инструментом. Логично, что изменение игрового стиля изменило и требования к игрокам. Вместо антропометрических данных сейчас важны иные способности. В частности, как ни странно, их описывал человек, считавшийся апологетом «физической мощи» в книге «Методологические основы разработки моделей тренировочных занятий».

Изменение формаций

Ещё не так давно главной формацией была 4-4-2. Если вы заметили, то по вертикали площади поля это три линии. Схемы 4-2-3-1 и 4-3-3 имеют четыре линии. Конечно, речь идёт о фазе владения мячом. Частично 4-4-2 компенсируется вариацией в 4-4-1-1, где оттянутый форвард заполняет промежуток между острием атаки и полузащиты, выступая в роли оттянутого форварда, плеймейкера или ложного.

В чём же подвох? Дело в том, что для правильного и продуктивного владения мячом между игроками должно быть приемлемое расстояние. Разные специалисты называют разные цифры, я остановлюсь на отметке 20-25 метров.

При 4-4-2 необходимо либо поджимать защиту (что заставит перекоситься всю схему), либо перестраиваться вертикально с открытием одной из зон, что также грозит определенными рисками. Схемы 4-2-3-1 и 4-3-3 (а также 4-3-1-2) предполагают лучшее размещение по пространству поля с минимальным открытием зон.

Например, в 4-2-3-1 опасные зоны на флангах (из-за сужения вингеров к центру), компенсируются крайними защитниками.  Напомним, что в середине 80-х команда Лобановского, играя 4-4-2, в случае необходимости формировала «ромб», для оптимизации пространства и обеспечения функционирования атакующей вертикали.

Выводы

Трудно не заметить, что с происходящими изменениями, меняются роли и функции игроков атаки – их геометрия движений, способность отдать пас, видение поля, защитные функции и точность удара. С определенной уверенностью можно говорить, что все эти функции распределились (в разной мере) между всеми игроками группы атаки. Каждый из них может оказаться на позиции другого и должен иметь схожие навыки. Игровые функции все больше зависят от ситуации.

Классические нападающие пока отойдут в тень вот такого живого и гибкого атакующего организма, вместе со старыми привязками к позициям (вспомните, какую атаку тренировал Ди Маттео в начале сезона – динамично меняющиеся атакующие игроки вводили в заблуждение оборонительные порядки противника). Ныне, атакующий игрок как швейцарский нож – он универсален (ну, почти), а их линия – гибкая, быстрая и занимается обороной (только по-другому – резкий и агрессивный прессинг сразу после потери мяча).