7 мин.

Пеле да не тот. Непростая судьба самого сухого вратаря Европы

Блог «Ligue 1» – о вратаре «Марселя», который смог.

Чемпионат Франции полон всяких интересностей. Скандалы? Пожалуйста. Интрига? В этом году её хоть отбавляй. Интересная молодёжь? А когда обходилось без неё? В общем, здесь всегда было за чем следить и на что посмотреть.

Но недавняя статистическая выкладка порядком удивила со знаком плюс. Дело в том, что лучшим по количеству сухих матчей в топ-5 европейских чемпионатов является… вратарь «Марселя» Йоанн Пеле. Если бы на это принимали ставки и кто-то вообще осмелился бы такое себе представить, то он однозначно сорвал бы куш.

Для наглядности приведу ниже сводную таблицу:

Удивительная статистика, даже если учесть неравномерное количество матчей у представленных в выборке игроков: наряду с Кардиналем Пеле провёл 17 матчей. К примеру, на счету Куртуа и Облака по 15 игр, а у Лопеса и вовсе 13. Удивительно то, что лидирует тот, от кого этого не ждали даже в «Марселе».

При этом Пеле с позиции статистики почти эталонно играет на домашнем стадионе «Велодром», где за 8 матчей пропустил лишь один-единственный гол от «Нанта». На выезде были провальные матчи, но «сухари» в Париже и Сент-Этьене – достойный пункт в послужном списке Йоанна.

Сезон начинался для него непросто: непонятная ситуация, связанная с продажей клуба, оставила команду с Франком Пасси у руля и кучей кадровых потерь. Впрочем, к этому марсельская публика была готова, хоть и не привыкла к подобному. Отсидевшись годик за спиной Стэва Манданда, Йоанн стал первым номером «ОМ». Однако заголовок La Provence «Пеле будет первым номером» солнечным июльским днём никому не внушал оптимизма.

Фанаты были не против видеть его запасным, но место в стартовом составе для них было распиской в отсутствии амбиций. И ведь по большому счёту Пеле находится в тени Стефана Рюффье, который, кажется, уже снял все вопросы о том, кому достанется приз лучшему голкиперу чемпионата Франции. Важные сэйвы делал, а вот феерить не приходилось. Да что там, те же обидные привозы случались. Но даже с учётом всего этого Йоанн превзошёл все ожидания марсельских любителей футбола.

А ведь были времена, когда Пеле по сути являлся эдаким Рюффье своего времени, т.е. числился третьим вратарём страны. Ему даже дали прозвище «альбатрос» за свой рост (прим.: 196 см.), хотя прославился он не своими физическими данными, а игрой.

Причём крест на его карьере в сборной поставил один-единственный матч. «Ле Ман» проиграл 1:8, а «Лион» поставил жирную точку своего очередного чемпионского сезона. Уже к 36-й минуте Пеле, пропустивший три мяча, был заменён. Наставник сборной Раймон Доменек отклонил его кандидатуру и в качестве третьего голкипера вызвал новоиспечённого парижанина Микаэля Ландро. И сезон вроде был хороший, но последний матч всё испортил – и статистику, и дальнейшую карьеру – хоть и получил приз лучшему вратарю Лиги 1.

До этого Пеле, отвоевавший себе место основного вратаря команды, по-настоящему зажёг в Лиге 1. К 37-му туру, 28 пропущенных мячей делали из него главного претендента на поездку на серебряный ЧМ-2006 в качестве третьего вратарь. Ах если бы можно было не ехать на «Жерлан» в гости к «Лиону».

С момента его дебюта на профессиональном уровне за «Ле Ман» много воды утекло. На момент матча против Истра в сезоне 2002/2003 «кроваво-золотые» выступали ещё в Лиге 2. Основным он стал после вылета клуба из Лиги 1, когда Даниэля Жандюпё сменил Фредерик Антц. Пеле стал частью лучшей защиты чемпионата с 30 голами. Это позволило «Ле Ману» занять второе место и выйти в элиту, вот только сам Йоанн получил травму в середине ноября и несколько туров пропустил.

Но вернемся в лето 2006 года. Тогда на Пеле позаривался сам Арсен Венгер, отправлявший на его игры скаутов несколько раз и активно искавший тогда преемника Йенса Леманна. Но сезон получился менее качественным. Может поэтому тогда не удалось его продать, хотя президент только и занимался поисками покупателя. Начали вмешиваться травмы. Впрочем, и без них Йоанну не хватало стабильности. Летом 2008 за ним и Ромариком пришла «Севилья», но в отличие от своего ивуарийского партнёра «альбатрос» никуда не перешёл.

Клуб же он сменил лишь по окончании своего контракта. «Тулуза» тогда выглядела привлекательным вариантом, да и предлагала столько денег, что Пеле в итоге оказался одним из самых высокооплачиваемых вратарей Лиги 1. Лишь со второго раза он ответил согласием на попытки «фиолетовых» его подписать, отказав «Бордо» и не дождавшись конкретики от «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала».

Ирония судьбы свела Пеле с «Бордо» в первом же товарищеском матче летом 2009 года. На исходе часа он неудачно столкнулся с экс-спартаковцем Фернандо Кавенаги. Результат: перелом руки и месяц в гипсе. Восстановился по плану, вернулся на поле и тут же отстоял на ноль против «Нанси». Казалось бы, сейчас попрёт, но в ноябре его настиг разрыв связок колена. Две травмы подряд и минус 5 месяцев от сезона. «Тулуза» рассчитывала на большее.

В межсезонье у Пеле вдруг воспалились вены. Причину выявить не удалось, а вратарь вновь остался вне тренировочного процесса. В октябре 2010 года дошло до диагноза двухсторонней тромбоэмболии легочной артерии. Врачи сказали, что на лечение и восстановление уйдёт в лучшем случае полгода.

Чем дальше, тем больше сроки сдвигались. Первым о грустном заикнулся его партнёр Мохамед Фофана ещё спустя несколько месяцев с момента объявления диагноза, несмотря на то, что клуб решил не афишировать состояние своего голкипера. Он выразил серьёзные опасения по поводу того, сможет ли Пеле вернуться в большой футбол. В 2012 году информация о том, что карьера футболиста под угрозой, подтвердилась. «Тулузе» нужно было что-то делать, и тут же они по обоюдному согласию расторгли контракт с Йоанном.

Клуб предлагал ему сократить зарплату по контракту в 50 раз и предложил занять должность скаута, специализирующегося на поиске вратарей. Пеле же продолжил требовать компенсацию, положенную ему по соглашению и не терял веру в себя, всё ещё мечтая вернуться. «Тулуза» же предпочла предъявить ему претензии в злоупотреблении алкоголем и неправильном образе жизни.

Полтора года в тени с воспоминаниями о славных деньках в «Ле Мане» и том единственном матче против Туниса на скамейке сборной Франции в 2008 году. До сих пор неизвестно, как Йоанн победил болезнь, но получив положительные заключения специалистов, он объявил о своём желании вернуться в футбол. Спустя полтора года после расставания с «Тэфэсэ» Пеле оказался в «Сошо», пока ещё выступавшем в Лиге 1. Наш главный герой старался изо всех сил, но помешать вылету «львят» не смог. Зато для его карьеры это пошло на пользу: в Лиге 2 он смог снова обрести себя и завоевать приз лучшего вратаря подэлиты. Вот только «Сошо» не смог добиться повышения в классе.

Боссы «Пежо» пообещали отпустить Пеле на поиски лучшего варианта. Почти всё было схвачено с «Бастией», которая всегда была среди первых в охоте за свободными агентами и низкоценовыми вариантами. Корсиканцы упустили свой шанс в последний момент: их обставил уже бывший президент «Марселя» Венсан Лябрюн, которого обстоятельства подтолкнули в сторону строжайшей экономии.

«После всех передряг в моей карьере переход в такой клуб – это отличная новость», спокойно рассуждал Пеле. «Я много работал для этого. Я счастлив вернуться на футбольное поле». Перед прошлым сезоном у него не было ни малейшего шанса потеснить Стэва Манданда, которому до сих пор принадлежит второй результат по количеству матчей за «Марсель», но то был последний год его контракта.

Летом капитан покинул Прованс, а Пеле стал номером один. Пасси ему доверял на все сто, но даже смена тренера в октябре не поменяла его статуса в команде. «Лучше всех в команде я знаю Пеле», признался новый тренер «Марселя» Руди Гарсия на одной из своих первых пресс-конференций. Ведь именно на их период совместной работы пришёлся пик игры Йоанна. Судьба словно возвращала долги футболисту за его мучения.

И пусть сейчас он не безупречен, но болезнь не смогла сломить его. Он всё ещё может быть полезен команде и, как выяснилось, даже лидировать по количеству сухих матчей в Европе. И пусть он вряд ли продержится на вершине до конца сезона, сам факт того, что он смог победить свою болезнь и вернуться в игру, достоин того, чтобы о нём знали все.