6 мин.

Молочные реки, сырные берега

В поездках по разным городам, которые у меня случаются по работе и просто из любви к перемещению в пространстве, мой спортивно-деформированный мозг неизбежно сбивает меня с прямой дорожки, проторенной путеводителями, и приводит к стадионам, ледовым дворцам и автодромам. Почти как у Венички Ерофеева с Курским вокзалом. Что бы воспоминания не терялись в памяти, а фотографии не гибли вместе с жесткими дисками, в этом блоге будут появляться рассказы, травелоги или просто отдельные фотографии.

Поводом для первого рассказа стал вот этот статус и мой комментарий к нему. Дав такой смелый прогноз (а на тот момент Парму еще ждал плей-офф за выход в серию Б) и имея свободный день во время командировки в Италии, я не мог не посмотреть на серию Б своими глазами.

Итак, в Парму. На юг по autostrada del sole, навстречу желтому солнцу, вдоль бесконечных, желтых осенних полей. Ассоциации с городом исключительно гастрономические: пармезан, пармская ветчина, молочный гигант Пармалат, с чьим логотипом на груди Парма выигрывала кубок УЕФА в Лужниках. Скандально обанкротившись в начале 2000-х, Пармалат потащил за собой на дно и футбольный клуб, с европейских вершин в пучину борьбы за выживание, банкротств, смен собственников и перерождений. В прошедшем сезоне новой реинкарнации клуба оставалось сделать последний шаг, чтобы за 3 года преодолеть 3 лиги и вернуться в серию А.

Парма вполне соответствует званию столицы агрокультурного региона. Основной транспорт в центре - экологически дружелюбные троллейбусы и велосипеды.

Рынок, продуктовые лавки и рестораны, кажется, опережают по популярности у туристов местные палаццо и музеи. Приехать в Парму, плотно позавтракав, было разумной идеей, иначе можно было бы упасть в голодный обморок или захлебнуться слюной.

 

На сытый желудок удалось спокойно понаблюдать за рыночной суетой и помочь русским туристам поторговаться, пройтись по Парко Дукале, наслаждаясь теплым осенним днем, и нагулять аппетит к открытию ресторанов.

Знатоки говорят, что из-за наплыва гостей в приличных ресторанах столики надо бронировать заранее, но я, даже зайдя наугад в первое место, где оказались столики, мог легко опоздать на дневной субботний матч, засидевшись за дегустацией мясного ассорти и тортелли.

Торопливо уходящая из за соседнего столика компания с желто-синими шарфами напоминает, что вообще-то и я сюда приехал на футбол. Благо, что стадион "Эннио Тардини" находится почти в самом центре, в пешей доступности от основных обеденных мест. Прибегаю к стадиону минут за 15 до начала и обнаруживаю длиннющий хвост очереди в кассы! В итоге попадаю на трибуну только минуте к двадцатой.

Парма играет с только что вернувшейся из серии А Пескарой, во главе с легендарным Зденеком Земаном.

Парма больше атакует, но забить не получается, к тому же судья не способствует спокойствию.

- Какого #@$#%!!! Ты - @#$%@#!!! - орет паренек лет 12ти, пришедший, по всей видимости, с дедушкой и бабушкой.

- Дорогой, веди себя прилично!

- Бабуль, ну какая желтая? Не было ничего! Дед, ты видел? Скажи!

Через несколько минут прямо перед нами защитник Пармы идет в жесткий, но, кажется, чистый подкат. Желтая!!

- Ты #$%�%!!! ©#$%^ #$%^&, @#$%^&!!! - взрывается тирадой бабуля и свистит вместе со всем стадионом. Из под рукава на её на плече виднеется татуировка с футбольным мячом.

Главная трибуна и курва норд за воротами заполнены почти полностью. Север бодро поет, главная трибуна свистит и материт судью. Противоположная от главной, восточная трибуна, собрана из металлоконструкций, выглядит не особо привлекательно и почти не заполнена.

Снаружи стадион выглядит как затянувшаяся реконструкция на обломках разваливающегося памятника древности. От оригинального Эннио Тардини, открытого в 1924 году, осталась только входная арка. Новые трибуны, возведенные в начале 90-х, выглядят мрачно, серый бетон, облезлая штукатурка, плюс повсюду родные металлические заборчики.

Под главной трибуной есть фирменный магазин с достаточно широким ассортиментом и музей, в который, правда, пускают только обладателей дорогих билетов на центральную трибуну или за дополнительную плату.

Во втором тайме Пескара поставила автобус на ручник в своей штрафной, а Парма, после пары не реализованных моментов, скисла, как пакет молока Пармалат под полуденным солнцем. В результате - контратака на последних минутах, гол, оглушительный свист в адрес своих. Это был не день Пармы.

Часть разгневанных болельщиков собирается у выхода перед клубным автобусом, игрокам предстоит выслушать их мнение об игре. Основная толпа спокойно растворяется в городе. В официальном магазине нет вымпелов, покупаю контрафактный у старичка на развале. Захожу в лавку за пармезаном. Мужчины в возрасте что-то живо обсуждают. Доносятся знакомые имена - Тюрам, Креспо. Пытаюсь заговорить на своем ломаном итальянском:      

- Финал кубка УЕФА в Москве. Тюрам, Креспо, Верон, Кьеза, Буффон. Я помню этот матч. Супер команда!

- Да, да. Лучшая Парма в истории, были времена. А ты из Москвы, что ли? Был на том финале?      

- Не, не, на стадионе я не был, мелкий еще был, но матч помню хорошо! Вот по делам в Милане, заехал посмотреть как тут Парма поживает.      

- Специально на Парму приехал посмотреть?! Ну ты даешь!      

- Дела не очень, я сморю.

- Да, просто не наш день. Но мы вернемся в Серию А. В следующем году точно вернемся, наше место там.