7 мин.

Рафа Надаль: «Я справлюсь!»

  - Казалось, что во втором сете вы нащупали игру, но в третьем она снова ушла. Какие ощущения? Как вы можете объяснить произошедшее?

  - Нет, в целом я сыграл несколько хороших геймов в начале, плохих в конце второго сета, несколько неплохих во втором, не так плохо все было и в начале третьего. Но он в третьем сете играл действительно хорошо, так что достоин этой победы больше меня – это без сомнений. Просто поздравляю его с этой победой.

  - Вам не кажется, что в этом сезоне вы никак не можете придать себе нужный импульс?

  - Вопрос не в теннисе. Дело в том, что для того, чтобы играть хорошо, на корте нужно быть достаточно расслабленным. Месяц или полтора назад я бы сказал вам, что нет моей игры. Сейчас же моя игра заметно спрогрессировала в сравнении с тем, что было в феврале, но с другой стороны я по-прежнему слишком сильно и слишком часто нервничаю, особенно во время важных розыгрышей, все еще играю в такие моменты со слишком большим желанием обязательно выиграть, очень беспокойно. Например, при счете 4:3 в первом сете, потом при 5:4 30-0. Такое со мной раньше случалось не часто. Я был способен контролировать себя, держать в узде свои эмоции в 90, 95% матчей в своей карьере, а сегодня было гораздо сложнее сохранять самоконтроль. Но я это исправлю. Не знаю, через неделю, через полгода или через год, но обязательно исправлю.

  - В прошлом году у вас было много проблем – спина, запястье, аппендицит… Просто любопытно – после всего, что произошло в прошлом году, легко ли снова начать доверять своему телу?

  - Не понял?

  - Может, проблема в том, что вам трудно доверять своему телу после всех проблем физического характера?

  - Нет. Физические проблемы в прошлом. Я соревнуюсь. Я играю неделя за неделей. Это не оправдание. Первые недели в начале сезона все, что  случилось в прошлом году, естественно, не помогало, но хватит уже об этом вспоминать. Сейчас совсем другая история.

Рафа подача

  Как я уже сказал, мне сейчас гораздо комфортнее в игре, на тренировках, гораздо лучше, чем в Австралии, в Рио и Буэнос-Айресе. Но, играя в турнирах, я ощущаю сейчас несколько большую усталость, чем обычно, потому что пока не пришла нужная уверенность в себе, в своих силах, в том, что если я бью по мячу, я бью так и там, где я хочу ударить, что если я догоняю мяч, я знаю, что позиция будет правильная. Это все мелочи, которые очень трудно объяснить, но которые играют решающую роль. Одну из самых трудных, на мой взгляд,  проблем – мою игру – я уже исправил. Сейчас мне нужно исправить другую - нервы, самоконтроль на корте. Это совсем иная проблема.

  Эту проблему не так сложно решить, и я буду прилагать к этому все усилия. Я очень стараюсь. Я тренируюсь с правильным настроем. И я приближаюсь к очень важному для меня отрезку сезона. Конечно, я не хотел подойти к нему с сегодняшним поражением, но… Следующая (грунтовая – прим.перев.) часть сезона уже на носу, и я жду ее с воодушевлением. У меня достаточно мотивации для того, чтобы пахать на тренировках, и это то, что я намерен делать. Приближающиеся турниры исторически относятся к тем, которые хороши и успешны для моей игры, для моей уверенности и спокойствия.

  Конечно, не все в этой жизни поддается абсолютному контролю с твоей стороны, и я не говорю, что на этих турнирах мне обязательно будет сопутствовать успех. Но уверенность в том, что я могу добиться успеха, по-прежнему со мной.

  - Довольно интересно, что вы заговорили о нервах и самоконтроле. Хочу сказать, что в вашей карьере столько побед и обычно вы всегда отличались уверенностью и куражом. Что, как вы думаете, случилось? Когда вы начали ощущать неуверенность?

  - Это началось, когда я вернулся на корт после перерыва. В начале сезона я играл с этими ощущениями, которые оказались мне в новинку. Не хочу сказать, что такого не случалось раньше, это случалось, но на короткие мгновения – очко, два очка. Случалось, и я (щелкает пальцами) немедленно говорил себе – о’кей, проехали. Сейчас же, к примеру, при счете по 3 на брейк-пойнте, был более-менее простой удар с форхэнда. Это было важное очко, но оно не должно было быть слишком важным. Я его проиграл, и это повлияло на следующий гейм. Я играл его слишком нервно. Потом я сделал брейк, было 30-0, и я снова ошибся на форхэнде. И это снова породило сомнения. Меня как-то чересчур шатает туда-сюда, туда-сюда. Такого не случалось со мной раньше, нет?

Рафа нервы

  Я стараюсь быть честным. Я говорю о тех ощущениях, с которыми сталкиваюсь сегодня. С другой стороны, говорю вам, что в ходе своей карьеры я был способен изменять многие негативные ситуации, и хочу, намерен сделать это снова. Уверен, что смогу. Не знаю, как, но надеюсь, что сделаю.

-  Раньше в вашей карьере вы сталкивались с такого рода нервозностью и недостатком уверенности в себе? (автор вопроса достоин стать лауреатом Нобелевской премии! Вам только что все это разжевали, нет? – прим.перев.)

  - Я же уже сказал – да. Но не, скажем так, в течение четырех геймов кряду, нет? Случалось при розыгрыше пары очков, но затем я был способен вернуться в игру и забыть об этой паре ошибок. Сейчас требуется несколько больше времени.

  Например, в этом матче я где-то смог вернуться, но между 5:3, 4:3 и 2:1, его бп, меня тут не было. Я меня тут не было не потому, что я не хотел, нет? А потому, что играл с негативным отношением. Потому что играл слишком нервно. Я слишком переживал и слишком хотел сыграть хорошо. Может, для некоторых игроков это нормально – играть так четыре гейма подряд, потому что они не могут долго держать концентрацию и у них нет правильного настроя, но это точно не мой  случай, понимаете? Не мой случай.

  Я хотел быть в игре. Я старался при каждом розыгрыше, но оказался не в состоянии расслабиться, успокоить себя, сказать – все,  теперь я играю в свою игру.

  - Если все проблемы в вашей голове, не думали ли вы проконсультироваться у спортивного психолога? Многие ведущие гольфисты утверждают, что спортивные психологи очень, очень важны для восстановления их игры и преодоления их проблем. Вы об этом не думали?

  - Серьезно? Я много раз говорил, что теннис – это не самое главное в жизни. (улыбается) Медицинская помощь нужна, когда ты сталкиваешься с проблемами физического характера. Вне мира тенниса, в обычной жизни помощь специалиста вполне способна решить какие-то проблемы и сделать твою жизнь более качественной. (Судя по всему, Рафа относится к спортивной психологии примерно так же, как при коммунизме относились к науке генетике – шутка. Прим.перев.)

  Но теннис – это всего лишь игра. Она не так жизненно важна. Хотя я не знаю. Я пока не думал об этом. Мне кажется, это проблема, которую я должен решить сам и со своей командой. Помощь команды мне определенно понадобится.

Рафа!!

  Но больше всего я должен помочь себе сам. И я стараюсь это делать. Никто не изменит ситуации, кроме тебя самого. Ты должен отдавать себе отчет в том, что столкнулся с проблемой, и что тебе нужно найти способы ее разрешить. Нужно справиться. Нужно что-то изменить. Я буду над этим работать.

  Надеюсь, грунт поможет. Нет сомнений, что, если я буду способен побеждать на грунте, если снова смогу чувствовать уверенность в своей игре, сомнений станет гораздо меньше.

  - С приближением грунтового сезона надеетесь ли вы переломить ход вещей и набрать нужной уверенности на оставшуюся часть года?

- (трясет головой) Я не американец. Я не могу вас понять, когда вы тараторите с такой скоростью (смеется)

  - Повторяю вопрос. С приближением грунтового сезона чувствуете ли вы, что…

  - (смеется) Вы опять повторяете то же самое! Вы прямо как я на корте сегодня.

  - С приближением грунтовых турниров, Барселона, Мадрид, Ролан Гаррос, чувствуете ли вы, что у вас появится шанс вернуть уверенность, начать играть лучше и переломить ход сезона?

  - Каждый турнир – шанс для меня. Нет такого, чтобы мне было нечего терять. На этой стадии моей карьеры я выиграл достаточно, чтобы сказать – мне больше не нужно выигрывать во что бы то ни стало, но я по-прежнему хочу побеждать. Я хочу соревноваться. Я хочу чувствовать, что способен конкурировать с лучшими на каждом турнире, на котором играю. У меня есть необходимая мотивация.

  И да – грунт это то покрытие, на котором мне сопутствовал наибольший успех, и я надеюсь быть к нему готовым.

http://www.miamiopen.com/~/media/miami-open/files/interview-transcripts/r-nadal--032915.ashx?la=en