12 мин.

Роджер Федерер – величайший теннисист в истории спорта или же второй теннисист своего поколения?

Пол Гибсон

 

Федерер выиграл 17 турниров Большого шлема, играя в таком стиле, который заставил бы петь богов, но Рафа подобрал к нему ключи.

 

В середине второй недели Открытого чемпионата США по теннису спортивные секции газет опять были полны хвалебными статьями в адрес аксакала всех аксакалов теннисного мира, Сэра Роджера Федерера. Приставку Сэр я употребил исключительно шутки ради, но меня бы не удивило, если бы инициативная группа SW19 развила бурную подковерную деятельность с той целью, чтобы Британия захватила Швейцарию, включила бы ее в состав объединенного королевства – и все ради того, чтобы удостоить Роджера рыцарского титула.

На Открытом чемпионате США он без труда победил Маринко Матосевича, Сэма Грота, Марселя Гранольерса и Баутиста-Агута, 76-го, 104-го, 42-го и 19-го номеров мировой классификации соответственно, затем отыграл матчболы, чтобы едва-едва преодолеть сопротивление 24-ого номера рейтинга и пройти в полуфинал. Из-за отсутствия многих известных игроков по причине травмы или поражения, чтобы пройти в финал, от Федерера требовалось обыграть всего лишь 16-ую ракетку мира. Но вместо этого Марин Чилич нанес ему сокрушительное поражение в трех сетах, отослав его паковать чемоданы к своей молодой семье в Боттминген. За последние пять лет эта история не раз повторялась, пусть и будучи удачно закамуфлированной более громкими преданиями о менее значительных и нечастых победах.

В возрасте 33 лет Федерер находится на излете своей карьеры. Последнюю большую победу он праздновал в 30 лет, и в ожидании этого триумфа он провел два с половиной года. Казалось бы, что в мире спорта 21-века – мире больших скоростей и безжалостности, живущем под девизом «главное - это победа», - швейцарский маэстро, который завоевал всего лишь один титул турнира Большого шлема за пять лет, будет обречен на забвение. Но так же, как и его старый знакомец Тайгер Вудс, Федерер продолжает приковывать к себе внимание. Почему? Да просто потому, что он величайший теннисист всех времен и народов, разве нет?

Я в этом не уверен. Не успела осесть красная глина на кортах Ролан Гарроса после Открытого чемпионата по теннису 2011 года, Федерер так высказался о своем соперничестве с Рафаэлем Надалем: «Если я показываю хорошую игру, я скорее всего поведу в счете или выиграю; если я играю недостаточно хорошо, тогда выигрывает он». Он только что проиграл испанцу в финале в четырех сетах, якобы опять не показав хорошую игру - 17-ый раз из их 25 встреч. Такое явное отсутствие логики, не говоря уже об отсутствии такта, в комментарии Федерера, навело меня на мысль порассуждать о месте швейцарского игрока в истории тенниса, где он декларируется лучшим теннисистом всех времен. Уже тогда это коронование мне казалось преждевременным, и с тех пор не произошло ничего, что могло бы изменить мое мнение.

Попытка сравнивать разных спортсменов может быть неблагодарной задачей, сопряженной с различными просчетами и непреодолимыми сложностями. Поколенческий разрыв превращает даже самые интеллектуальные споры в вопрос чистой абстракции, т.к. матчи игроков разных поколений могут происходить только в нашей фантазии. Кроме того, большинство популярных видов спорта относятся к командным видам, а это вносит еще большую путаницу.

Развитие спорта, будь то естественное или же под натиском профессионализма, тоже затрудняет сбалансированную оценку величия, потому что развитие некоторых видов спорта зашло так далеко, что их буквально невозможно узнать. Учитывая, что за последние три десятилетия игроки регби на любой позиции по меньшей мере удвоились в размерах, вопрос, кто лучше из двух центровых игроков Ирландии, Майк Гибсон 60-70-ых годов или Брайн Одрисколл 21-го века, напоминает сравнение между яблоками и грушами.

Технологический прогресс спортивного инвентаря – еще одно препятствие для оценки величия. Сумел бы Тайгер Вудс, стоя на стартовой площадке и сжимая клюшку с металлическим покрытием и деревянной головкой размером куда меньшим, чем у современных клюшек, посоперничать с Джеком Никлаусом? А вот метание копья претерпело противоположные изменения. В 1984 году копье, которое метнул Уве Хон, залетело за отметку в 104 метра. Но из-за изменений технических спецификаций два года спустя никто не смог не то что превысить, но приблизиться к этому рекорду хотя бы на пять метров. И мы никогда не узнаем, на какое расстояние метнул бы копье Ян Железны, будь у него копье, как у Хона.

Вопрос, кто же является лучшим игроком истории тенниса, затрагивает все перечисленные аспекты, не считая дилеммы командного вида спорта, поэтому эта статья даже и не будет пытаться дать на него ответ. Болельщики Рода Лейвера и Бьона Борга могут расслабиться. Однако вопрос, кто лучше, Роджер Федерер или Рафаэль Надаль, не касается ни одного из этих факторов. В своей статье я намереваюсь сравнить и противопоставить исключительно двух этих игроков, утверждая, что швейцарский теннисист не столь хорош, как испанский спортсмен, поэтому его нельзя превозносить как лучшего игрока всех времен и народов.

Федерер зарезервировал себе место во главе теннисного пантеона в тот момент, когда выиграл больше всего турниров Большого спорта в истории тенниса. Для большинства экспертов этот показатель является наиболее значимым в теннисе, а в реестре рекордов именно под именем Федерера числится 17 титулов, на три больше, чем у его ближайших соперников, Пита Сампраса и Надаля. Но как однажды сказал американский политический деятель 19-го века Генри Клэй: «Статистические данные не заменяют здравого смысла».

В том же реестре достижений числится и счет личных встреч между Федерером и Надалем 23-10 в пользу Надаля; счет личных встреч с Марри, количество которых достигает 22,  тоже не победный для Федерера. Но сомневаюсь, что даже самый патриотично настроенный шотландец будет утверждать, что Марри более сильный игрок, чем Федерер. Поэтому необходимо на время забыть эту волшебную цифру 17.

Делая сравнительный анализ Федерера и Надаля, необходимо упомянуть, что Федерер почти на пять лет старше Надаля. Федерер уже выигрывал титулы, когда Надаль только учился играть, и вполне возможно, что испанский спортсмен будет продолжать побеждать на протяжении еще нескольких лет, когда его великий соперник повесит ракетку на гвоздь. Нет одинаковых теннисистов, но если предположить, что оба они достигли пика своей игры в возрасте 22 лет: Федерер выиграл свой первый турнир Большого шлема (Надаль к этому возрасту уже выиграл 3 титула на Открытом чемпионате Франции) и продолжили играть примерно на том же уровне где-то до 30, получается, что у каждого из них есть восемь лет, в течение которых они играли на максимуме. Кроме того, исходя из этого, можно предположить, что оба спортсмена встречались друг с другом в тот период, когда их игра достигла своего расцвета: с лета 2008 до лета 2012 гг.

Более пристальный анализ этого периода времени говорит сам за себя. В это время они встретились 14 раз, 10 из этих встреч выиграл Надаль. Федерер одержал победы на грунте в Мадриде 2009 года, а также на твердых покрытиях в Лондоне и Индиана-Уэлсе, при этом ни одна из них не была достигнута в турнирах Большого шлема. 10 побед Надаля включают 3 выигрыша на твердых покрытиях, один на траве, остальные – на грунте. Примечательно, что четыре из этих поединков состоялись в финалах турниров Большого шлема. Кроме того, они прошли на всех трех разных покрытиях: спортсмен из Майорки довольно рано в своей карьере перестал быть только грунтовым игроком.

За эти четыре года Надаль выиграл 8 турниров Большого шлема, тогда как Федерер выиграл 5, плюс он завоевал 12 титулов в турнирах серии Мастерс, а Федерер одержал победу в шести таких турнирах. Надаль выиграл олимпийское золото в 2008, а в 2010 стал единственным игроком в истории тенниса, который смог выиграть три турнира Большого шлема на разных покрытиях в течение одного сезона. Он обошел Федерера в списке побед на мастерсах: никто не завоевал больше титулов в этих турнирах, чем он (27).

Нужно отметить, что в 2009 году Надаль вследствие тендинита обоих коленных суставов единственный раз в карьере проиграл на Ролан Гарросе (в четвертом круге Робину Содерлингу) и не смог защитить свой титул на Уимблдоне. В его отсутствие Федерер победил на этих двух турнирах и, таким образом, стал обладателем карьерного шлема, завоевав победу на всех четырех турнирах Большого шлема и на всех покрытиях и побив рекорд Сампраса по количеству выигранных титулов Большого шлема. Мало кто верит, что Федерер выиграл бы Ролан Гаррос, если бы ему пришлось сразиться с Надалем в форме.

Ясно, что большую часть побед Федерер одержал тогда, когда Надаль не играл в туре. Швейцарский теннисист уже имел 12 побед в своем активе, когда Надаль только вышел на пик формы. И в этом нет ничего удивительного, стоит только посмотреть на его основных соперников в эру до Надаля и убедиться в том, что они все-таки совершенно другой весовой категории, чем испанский теннисист. Энди Роддик, Ллейтон Хьюитт и Марат Сафин были хорошими теннисистами, но не более того. Когда смотришь на список тех игроков, которые пали жертвой Федерера в финалах турниров Большого шлема (Марк Филиппуссис, Маркос Багдатис и Фернандо Гонсалес) на ум приходит мысль, что эту эру никак нельзя назвать золотым веком мужского тенниса.

Естественно, в этом нет вины Федерера. Как гласит известная спортивная поговорка, ты можешь победить только того, с кем тебе выпало играть. И многие утверждают, что уровень тура во времена Федерера не должен умалять его заслуг в тот период. Тем не менее даже те, кто называет Федерера величайшим из великих, не могут отрицать того, что Надалю не так повезло с гонкой за титулами. Ему грозил потенциальный матч с Федерером в каждом турнире Большого шлема, в котором ему доводилось участвовать, при этом он одержал над ним победу в 9 встречах и проиграл только в двух. А затем в туре появился  Новак Джокович, первая ракетка мира. 27-летний серб, который уже завоевал семь титулов в турнирах Большого шлема, уже выиграл их больше, чем Роддик, Хьюитт и Сафин вместе взятые, и наверняка добавит еще несколько трофеев в свою копилку до того, как закончит карьеру.

Таким образом, факт остается фактом: на сегодняшний день, несмотря на более короткую карьеру и куда более серьезных соперников, Надаль опережает Федерера в каждом значимом статистическом показателе, не считая одного единственного, но самого главного. Возникает вопрос, если Надаль все-таки завоюет 18 титулов Большого шлема и затмит рекорд Федерера, признают ли сторонники швейцарского теннисиста, что их любимый спортсмен был свергнут с трона?

Думаю, что скорее всего, нет. Дело в том, что редко кто способен признать свою неправоту. Федерера поспешили назвать королем тенниса в самый расцвет его превосходства, потому что никто и предположить не мог, что юный теннисист из Майорки, сенсационно играющий на грунте, превратится в универсального игрока. Роддик, Хьюитт, Сафин и другие месяц за месяцем с радостью предоставляли теннисной прессе, которая была и так очарована владеющим несколькими языками швейцарцем (кто может произвести большее впечатление на англоязычных журналистов, чем спортсмен, который отбивается от их вопросов на нескольких языках), цитаты, восхваляющие величие теннисиста, который очередной раз непринужденно с ними расправился. Это оправдывало их собственные недостатки. Это притупляло боль поражения. Зачем говорить просто, что соперник снова оказался тебе не по зубам, если можно завести пластинку на тему об его непревзойденном величии, утверждая, что он не по зубам не только тебе, но и всем, везде и всегда.

Массовая пресса подхватила эту песню, и пока Сэр Роджер украшал собой ухоженные газоны Уимбдона в своем белоснежном блейзере и с часами Ролекс на запястье, с почтительной благосклонностью  принимая трофей июльского турнира, мало кому из публики могло прийти в голову поставить под сомнение его первенство. Если бы те же люди могли заглянуть на несколько лет вперед, они бы выглядели довольно по-дурацки.

Чтобы оспорить вялые аргументы, дескать, преимущество Федерера над Надалем определяется его манерой игры, стоит остановиться на том, какую роль играет стиль в дискуссии о спортивном первенстве. Часто говорят о том, что мало что в мире спорта обладает большим эстетическим совершенством, чем одноручный бэкхенд Роджера Федерера. Если вы уже удивлялись, почему удар по теннисному мячу называется касанием, вам нужно посмотреть, как выполняет этот удар Федерер. Он не бьет по мячу, он ласкает его. Этот удар так красив, и как и почти все, что Федерер делает на теннисном корте, выполняется с той непринужденной элегантностью, что даже не верится, какая мощь и скорость за ними кроется. С другой же стороны, Надаль бьет по мячу. Неустанно.

Федерер продолжил свое очаровательное наступление на пресс-конференции после своего поражения на Ролан Гарросе в 2011 году, пренебрежительно высказываясь об игре Надаля, что он, дескать, «довольствуется тем, что все время делает одно и то же» на протяжении всего матча. Не говоря уже о том, что односторонний игрок никогда бы не смог выиграть 14 турниров Большого шлема, с какой стати Рафе нужно менять тактику, которая приносит ему победу, независимо от того, какова конкретно эта тактика и насколько она красива? Да, его сногсшибательные удары с огромной подкруткой, возможно, не так приятны глазу, но разве в профессиональном теннисе за последние пять-шесть лет появился более убийственно эффективный удар, чем этот его форхенд? Что-то не припомню. Разве видимая сверхэлегантность игры Федерера (мы ведь помним, что красота в глазах смотрящего) должна склонить чашу весов в его пользу? Я так не думаю.

Стиль игры остается фактором, который стоит принять во внимание в дебатах о первенстве, но в той же степени, как и другие не поддающиеся количественному измерению характеристики, а именно: выдержка, решимость, выносливость, воля к победе. Все они относятся к тем самым составляющим, из которых складывается индивидуальный стиль игры того или иного игрока, те, которые оказывают на него влияние. Но успех или же поражение определяется суммой всех этих элементов, а также талантом, которым каждый из игроков в целом обладает. Федерера побеждает не только мощь или страсть Надаля, точно так же, как Надаля побеждает не только элегантность и балетная грация Федерера. Просто с течением времени более сильный теннисист начинает выигрывать чаще, чем все остальные. И среди современных теннисистов этим игроком без сомнения является Рафаэль Надаль.

http://www.theguardian.com/sport/the-balls-of-wrath/2014/sep/11/roger-federer-greatest-tennis-player-rafael-nadal