6 мин.

Доброй ночи и удачи

Уже больше месяца весь мировой спорт стоит на паузе, а вместе с ним тревожно замерло и все спортивное ТВ. Ведь самое большое, с чем индустрия сталкивалась ранее - редкая приостановка или перенос событий из-за стихийных бедствий, вероятность наступления которых, как правило, заранее известна, а длительность прогнозируема. Ничто ранее не останавливало весь мировой спорт в привычном нам виде сразу на всей планете.

Так что делать теперь, когда ничего не происходит, и миллионы абонентов отменяют ежемесячные подписки, а рекламодатели замораживают бюджеты?

Что у них?

Когда речь заходит про спортивное телевидение, первые, о ком принято вспоминать - ESPN - те, кто это телевидение, фактически, и придумал. ESPN сегодня - это 9 кабельных каналов плюс собственная стриминговая платформа - итого больше 200 часов эфира ежедневно, большинство из них - в режиме live. Сегодня команды, отвечающие за программирование, кроме показа повторов и контента из библиотеки, фактически работают в 3-х направлениях:

Ситуативный контент

Или "ad hoc programming" на ТВ-языке - по сути, все, что легко в производстве и актуально в настоящий момент - студийный контент, интервью со спортсменами, обзоры и аналитика. Здесь спасительной для США оказалась NFL - хотя сезон там стартует в сентябре, но ежегодный драфт прошел с 23 по 25 апреля, а это один из самых горячих периодов, которого ждут едва ли не больше чем самих игр, и которому традиционно предшествуют 3-4 недели всеобщего обсуждения.

ESPN также оперативно купили права на показ шоу Smackdown от WWE - старого доброго реслинга, так популярного в штатах. Съемки проходят в пустом зале без зрителей - как "Танцы со звездами", только на ринге.

Киберспорт

ESPN показывает киберспорт на регулярной основе на 2-м из 9 по значимости каналов, а совсем недавно еще и купил права у Riot Games на показ League of Legend 2020 и уже показал 5 матчей в апреле.

А 23-его марта для американского ТВ случилось историческое событие - другой канал - Fox - собрал более 1.3 млн зрителей, проведя в онлайне гонку eNascar, установив таким образом рекорд по количеству зрителей для киберспортивного события.

Документальное кино

В активе ESPN огромное количество разного нон-фикшн собственного производства. Один из самых известных - "30 for 30" - 30 историй "эры ESPN" о спортсменах и событиях, изменивших мир, первая из которых увидела свет аж в 2009 году (на русском можно найти в эфире Viasat Sport). Проект, в обычное время доступный только по подписке, стал настолько успешным, что вместо изначально планировавшихся 30 серий в итоге перевалил за сотню, став фактически полноценным сериалом - визитной карточкой ESPN.

Еще один мини-сериал, со-продюссером которого выступил Кевин Дюрант - The Boardroom - погружает зрителей внутрь индустрии и рассказывает о тех, кто этот спорт делает.

HBO и DAZN представили мини-сериал The Making Of - о Жозе Моуриньо (на русском языке доступен с подпиской Amediateka)

Что у нас?

Рейтинги отечественной цитадели спорта рухнули вдвое еще в конце марта. С тех пор падение продолжается усиленными темпами - по данным Mediascope за прошлую неделю, с 20 по 26 апреля, самой популярной спортивной передачей на канале стал повтор встречи ЦСКА - Локомотив сезона 16/17 - его посмотрели около 209 тысяч человек. В рейтинге всех каналов за ту же неделю Матч ТВ со среднесуточной аудиторией 60 тысяч человек, по данным того же Mediascope, занял по России 28-е из 32-х мест - ниже Спаса, Звезды, Че и даже Культуры.

При этом нельзя сказать, что Матч ТВ не делает совсем ничего, чтобы удержать зрителей на нужной кнопке - тут вам и Чемпионат Белоруссии, и собственный турнир по Киберфутболу (получающийся, кстати, очень бодрым), но многие решения выглядят довольно странно.

Прежде всего - непонятный кибертурнир РПЛ и Лиги Ставок с малоизвестными участниками - по сути просто ширма, призванная заполнить эфир и генерировать трафик для партнера-букмекера.

Не обошлось и без традиционной антологии Рокки Бальбоа, ставшей мемом еще во время активной работы Тины Канделаки, но особняком стоит шахматный турнир Magnus Carlsen Invitational - одно из немногих "живых" событий с точки зрения ТВ-продукта получилось абсолютно никаким. Матч ТВ просто ретранслирует в своем эфире сигнал с Twitch-канала организатора - без графики, с постоянном зависающей картинкой, и комментаторами, которых похоже никто и не думал предупреждать о том, что событие будет показано на федеральном канале, поэтому в кадре они чуть ли не в тельняшках свободно обсуждают, какой интернет лучше ловит в их поселке - МТС или Мегафон. Вдвойне странно, что турнир начинали показывать на канале Матч-Игра, но спустя пару дней перенесли в прямой эфир на главный канал холдинга.

Кажется кто-то очень любит шахматы - ничем другим это не объяснить.

Что делать?

Революционного решения пока никто не придумал - все так или иначе, по мере сил и возможностей, повторяют те же шаги, что и мировые лидеры, вроде ESPN. Кроме креатива и фантазии, многие ограничены в ресурсах - производство классного контента требует времени, денег и вовлеченности большого числа людей, а поскольку никто не готовился к нынешним обстоятельствам заранее, что-то из этого наверняка будет отсутствовать. Сюда же можно добавить отсутствие мотивации и конкурентной среды - гиганты вроде ESPN и Sky Sport вынуждены бороться и за аудиторию, которая платит за контент, и за рекламодателей.

За Матч ТВ в крайнем случае всегда заплатит государство...

И все-таки, похоже, у нас есть, если и не решение, то свежая идея.

Как коротко было упомянуто выше - одна из немногих спортивных штук, которая продолжается несмотря ни на что и приковывает внимание миллионов по всему миру - киберспорт. Все соревнования перенесены в онлайн, но даже там продолжают собирать огромную аудиторию - топовые игры на пике собирают до 200 тысяч зрителей, а репортажи из студий идут с отличным комментарием, красивой графикой, анализом, тактическим разбором и интервью участников.

Как это часто бывает, информация приходит к нам с опозданием, и многие до сих пор относятся к киберспорту с изрядной долей снобизма, никак не ассоциируя ребят за клавиатурой со спортсменами, и не воспринимая их всерьез.

Однако, именно российские команды и игроки уже сегодня настоящие звезды новой, растущей гигантскими темпами глобальной индустрии, которая даже сейчас продолжает притягивать зрителей, спонсоров и рекламодателей.

Когда еще об этом начинать рассказывать, если не сейчас?