3 мин.

Оправдание расизму

Спросите себя, как часто вы позволяете себе искренне радоваться? Подпрыгивать, кричать, плакать от счастья? Ну прямо как ваш пятилетний сын? Вы выходите на улицу и сливаетесь с деловитой толпой погруженных в себя людей, лица которых напоминают вам окаменелости, которые вашему сыну показывали вчера в музее. И только когда начинается футбольный сезон вы можете показывать себе и всем окружающим все, что вы на самом деле чувствуете. Забыв о тех рамках, которые установило для вас общество под девизом: "не высовывайся, и будешь сыт".

Футбол, да и весь спорт, вырос как сублимация естественой человеческой агрессии в мирное время, встав в один ряд с гладиаторскими боями и драками стенка на стенку. Не разрешают драться - посмотри как дерутся другие, сделай ставку, понегодуй и порадуйся, переживи победу и поражение как свои собственные. И кулаки разожмутся. Это та заслонка, которую всегда отодвигало цивилизованное общество в мирный период.

Хорошая новость: в последнее время человек стал достаточно разумен, чтобы избегать глобальных разрушительных войн. Плохая новость: в последние годы агрессию стали душить даже в тех дымоходах, которые для нее и предназначались.

Европейская мода наказаний за проявление расизма пришла теперь и в Россию. Стоит ли сомневаться, что на нашей почве шестиочковые наказания станут объектом кулуарных манипуляций, настигая те клубы, которые в тот или иной момент будет политически уместно пришпорить? Но речь не об этом.

Суть спорта - противостояние, борьба. Футболисты - кумиры болельщиков, которые приносят этим современным гладиаторам их зарплату на блюдечке обожания. Болельщики находят на стадионе выход всем своим эмоциям - положительным и отрицательным. Они непосредственны, как дети, и хотят, чтобы их кумиры подавали им пример. Как дети, в оскорблениях соперника они цепляются к первому, что видят - к цвету кожи, прическе, комплекции. Они хотят искренне любить и искренне ненавидеть? Так дайте им это право! Запретите им махать кулаками, но позвольте хотя бы хулить имя врага!

Спортсмены - не капризные девочки, а воины, мужики, цель которых обороть соперника. Коммерциализация превращает их в гламурных мальчиков, душевная организация которых не позволяет перенести "уканье" с трибун, а физическая - малейшего контакта с соперником на поле. Дразнилки фанатов так же безобидны, как обидные выкрики в школе, и тем не менее они подвергаются неоправданно жестокому противодействию. Вы представляете, чтобы вашему однокласснику, который вас назвал "жадиной-говядиной", поставили двойку за год по поведению?

Мне нисколько не жалко футболиста, которого осыпают словесными оскорблениями с трибун. Это его публичность, это часть его профессии. Это должно его заводить, а не расстраивать, потому что, кто как не он - мужик на этом стадионе? Мне жалко сотни тысяч людей, которых лишают последней живой отдушины от страшно размеренного и максимально абстрагированного от эмоций цикла, в который заключают человеческую жизнь, между риталином и поп-корном.

Почему всё это происходит? Потому что клубам, как и обществу в целом, выгодно, чтобы вы покупали футболку любимой команды, тянули кока-колу и молчали в тряпочку. Им выгодно, чтобы ваша агрессия замкнула вас на самом себе и вы скорее бы благостно (с депрессией в глубине души) поседели, чем выругались матом на трибуне. Но если в Европе толерантность насаживалась повсеместно и параллельно повышению уровня и организации жизни, то в России начать хотят со стадионов. В Европе лучше понимали, котёл эмоций надо прикрывать крышкой постепенно - иначе рванет, вне спортивных арен. У нас будут расхлёбывать последствия.