9 мин.

Почему мы проиграли? Потому что весь хоккей – послушное стадо, ожидающее кормежки у общего корыта

Сборная России уступила со счетом 0:1 финнам в полуфинале чемпионата мира по хоккею, и страна впала в черный траур: да как же так, товарищи, что это такое вообще творится? 

А я вот почему-то совсем не удивлен. Да и стоит ли удивляться привычным ощущениям, если команда вот уже четыре года подряд не может выйти в финал? Причин – масса, они взаимосвязаны. Я далеко не эксперт именно в хоккее, но ведь все игровые виды спорта в России имеют общие системные проблемы. Наша политическая элита неровно дышит к Большому спорту. Она его очень любит и считает, что просто не вправе оставаться безучастной ко всем его проблемам. Главный отличительный признак федераций по видам спорта – таких, как РФС и ФХР – оккупация власти близкими друзьями президента России. Других там не держат. Президент Федерации хоккея России, великий в прошлом спортсмен Владислав Третьяк тоже давно разменял принципиальную позицию на сытую и спокойную жизнь. Кто он сегодня, какова его роль в управлении федерацией? Ответ: никто и никакой. Третьяк – просто марионетка в руках Ротенберга и Тимченко. Так он и он не против, чтобы об него вытирали ноги. Профессионалы в хоккее уже давно вне игры. Номенклатура, следуя в фарватере увлечений первого лица, оказывает хоккею высокое внимание, а тем, кто отвечает за развитие, только и остается, что протирать штаны на всяких конгрессах и исполкомах, голосуя так, как скажут, и торчать в ВИП-ложах. Правде нужно смотреть прямо в глаза: приближенные к первому лицу кланы «зачистили» в спортивной отрасли всех профессионалов, избавившись в первую очередь от людей принципиальных.

Шальные государственные деньги, заведенные в КХЛ, способствуют не развитию, а деградации хоккейной отрасли. Подачки превратили многих знаковых ветеранов в послушное стадо, ожидающее у общего корыта очередной кормежки. И винить тут некого, кроме самих членов хоккейного сообщества. Они заслужили именно такое к себе отношение, они сами выбрали этот путь. С такой спортивной «элитой» авторитарный режим может тратить сколько хочет, как хочет и на что хочет.

Во всех развитых хоккейных или футбольных странах государство финансирует только региональные программы развития хоккея и футбола, а профессиональные клубы имеют частных владельцев. В России ровно наоборот: госкомпании – «Газпром», РЖД, «ВТБ» - и региональные бюджеты содержат профессиональные клубы за государственный счет, а про создание системы подготовки резерва в хоккее думать некому и некогда. Именно поэтому многие родители стараются по возможности отправлять своих детей в столь раннем возрасте в США или Канаду, прекрасно понимая, что перспектив в своей стране при такой организации и управления хоккея у подрастающего поколения нет и вряд ли в ближайшее время будет. 

Нужно признать, что система хоккейной и футбольной России не подлежит реформированию. Очевидно, что политический режим миновал стадию, в которой возможны кардинальные изменения в системе управления спортом. Высокие назначенцы растоптали все законы, захватили в футбольной и хоккейной России власть и никуда добровольно не уйдут.

Друзья всемогущего президента внесли весомый вклад в деградацию профессионального спорта, потратив не один миллиард евро народных средств на толпы легионеров, и конфисковали у спортивной общественности все федерации.

Вот вполне частный, но очень характерный пример. В условиях бесконтрольных трат госкомпаний и региональных бюджетов на трансферы и зарплаты, в условиях отсутствия какой-либо экономической модели профессиональных соревнований замена старого юридического лица ХК «Динамо», обремененного долгами по зарплатам и трансферам, на новое – совершенно уникальное явлением в мировом профессиональном спорте. Это российское know how. Просто задайтесь вопросом: считают ли министр спорта Колобков, президент ФХР Третьяк и руководитель КХЛ Чернышенко, соглашаясь принять в состав участников соревнований новое юридическое лицо, не обремененное никакими обязательствами перед игроками, тренерами и административным штабом, законными, честными и справедливыми действия Аркадия Ротенберга и руководства ВТБ по отношению не только к спортсменам, но и к другим участникам соревнований? Кто, в таком случае, несет ответственность за невыполнение обязательств перед командой и за кредиторскую задолженность прежнего юридического лица? Где в этом сугубо понятийном вопросе голос независимого профессионального союза хоккеистов, есть ли вообще в стране по настоящему независимые профсоюзы спортсменов или все они прикормленные руководителями лиг и клубов заурядные адъютанты и порученцы. Не справляться со своей работой – это одно, а наглое воровство, двойная жизнь по нескольким паспортам, дворцы на Рублевке и в Лондоне, офшорные миллиарды – совсем другое. В России правоохранительные органы не желают связываться ни с РФС, ни с ФХР, ни с РПЛ, ни с КХЛ, понимая, что покровители этих структур вхожи в верхние эшелоны государственной власти. Оперативные мероприятия по искоренению коррупции в футболе и хоккее просто невозможны. Если только футбольные клубы за двадцать лет потратили порядка 18 млрд. евро государственных средств на трансферы и зарплаты, а отбили всего 3 процента, то это у пацанов не бизнес, а государственное преступление и в чистом виде коррупция. Подобных примеров можно привести сотни: по годам, по клубам, по людям. Казалось бы, более чем разумно в непростой экономической обстановке пойти на сокращение диких расходов на профессиональный спорт: на трансферы и зарплаты, на толпы легионеров. Но все контракты по-прежнему закрыты от общества, расчеты с агентами маскируются, а фальсификация финансовой отчетности не вызывает никаких сомнений…

Справедлива реплика баскетбольного ветерана Станислава Еремина после недавнего успеха ЦСКА в «Финале четырех»: «Обидно, что из российских игроков ЦСКА никто ни разу по кольцу не бросил».Удивляет, честное слово, как можно болеть за «армейский» (именно так, в кавычках) клуб, в котором на протяжении многих лет главные роли играют легионеры. А за кого болеют армейские футбольные фанаты? За офшорный клуб Гинера-младшего? В стране существуют нормы, которые ограничивают лимиты на право работы зарубежным гражданам, но российская футбольная и хоккейная легомания вне каких либо норм и является неизлечимой онкологией. Распиливая народные деньги на легионеров как здорово годами излагается под идиотский тезис "пусть доказывают свое право российская талантливая молодежь попадать в состав". Именовать все эти хоккейные, баскетбольные, футбольные и прочие лавочки российским – само по себе безумие. При этом и в футболе, и в хоккее у нас есть ярко выраженный флагман с берегов Невы. Руководители «Зенита» и СКА делают все для того, чтобы прослыть образцом ожиревших на государственном подряде купцов, у которых денег куры не клюют.

Если смотреть на вещи реально, стоит признать, что все ближайшие годы в РПЛ и КХЛ будут «питерскими». Питер не только способен, но и намерен дальше взрывать футбольный и хоккейный рынки России, содержать за народные средства китайские, казахские, белорусские и финские клубы, приобретать за дикие суммы легионеров. А их, легионеров, контракты будут и дальше влиять на контракты российских спортсменов, которых два десятка кокориноподобных и глушаковообразных долларовых миллионеров точно не заслуживают.Вместо создания четкого, прозрачного механизма финансового взаимодействия власти и профессионального спорта нам дают понять, что в нем и дальше будет действовать система по понятиям. Хозяева жизни, друзья верховного, госчиновники-тяжеловесы, будут в силу собственных пристрастий и интересов, с одной стороны, лоббировать личные интересы, а с другой – контролировать финансирование самых популярных видов спорта. Продолжат вытаскивать заведомо невозвратные кредиты из банков. Будут дербанить частный и полугосударственный бизнес, обязывая его добровольно «спонсировать» расходы клубов (в основном, на выплаты абсурдных гонораров легионерам).

А на самой вершине этой пирамиды будет и дальше восседать ее вдохновитель и создатель. К которому не зарастет тропа ходоков из спортивного народа, ибо все понимают, что только там, наверху, принимаются настоящие решения: для какого региона тот или иной вид спорта «социально значим», кого ликвидировать, кого подкормить, а кому вообще дать обожраться.Здравый смысл диктует: высшее руководство страны должно понимать, что если речь о развитии, спортивные федерации никак не могут находиться под тотальным контролем государства, потому что это не министерства, не нефтяные вышки, не воинские части, а общественные организации. Что «шлюзы» необходимо открыть, и тогда спортсмены, тренеры, клубы, лиги осознают: будущее зависит, в сущности, от них. Их голоса слышны, а мнения значимы. Только на таких принципах может развиваться спорт, других просто не существует.10 лет назад президент всея Руси Медведев дважды грозно объявил о запрете высшим госчиновникам входить в руководящие органы спортивных федераций, оставив для них только попечительские советы. Любителей точных определений отсылаю к п. 5 «Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр в Сочи, ХХVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани от 10.11.2009 г. № Пр-2997». Формулировка не оставляет места для толкований: «Не допускать случаев избрания руководителей федеральных органов исполнительной власти в руководящие органы общероссийских спортивных федераций за исключением наблюдательных (попечительских) советов».И тем не менее все последние годы члены исполкомов, транслирующие волю безропотных руководителей региональных федераций, добираются в Москву, чтобы послушать очередного путинского кунака, - футбольного, хоккейного и так далее. Ни текстов доклада, ни актов аудитов на руки никто не получает – представителей клубов в руководящих органах это просто не интересует. Если им предложат проголосовать за самороспуск – дружно поднимут руки.

Спрашивается: на хрена была попу эта «попечительская гармонь»? Ответ, опять же, надо искать в пороках политической системы, которая уродует и без того уродливые вертикали спортивной власти, низводя институт демократии в федерациях до полного ничтожества.

Видно, у них, у попечителей, свободного времени – вагон и маленькая вагонетка. Ведь в стране все идет прекрасно, кризисные страдания общей картины не меняют, широкого протеста нет, только вспышки. Так отчего бы не заняться любимой развлекаловкой в статусе члена попечительских советов какого-нибудь там РФС или какой-нибудь КХЛ, не пообсуждать свежие футбольные или хоккейные слухи да новости? Ведь всем известно: наши могучие тяжеловесы сильно любят футбол и хоккей, разбираются в нем и хотят всем нам помочь.А ответ прост: все они исполняют роли добытчиков презренного металла для РФС, ФХР и прочих аббревиатур. И именно в этой связи добраться до контрактов игроков и тренеров – все равно что добраться до яйца с сердцем Кощея. Воровской футбольный менеджмент давно уже научился работать по своим схемам, но в России еще важно не "дразнить гусей" - раздражать народ дикими затратами на покупки легионеров. Поэтому нам рассказывают об "удачной торговле" игроками нашими талантливыми футбольными хозяйчиками. На всякие недоверия есть и готовый ответ, спущенный с верху для таких случаев: " У вас нет доказательств!" Этот ответ обкатан и по допинговому мошенничеству, вопят его до посинения, даже если потоком идёт дисквалификация и нами подписываются "дорожные карты". При этом, конечно же, все наши президенты и попечители – жены Цезаря. В том смысле, что выше подозрений.

Хорошие строчки у Галича: «А на площадь вышли мародеры и несут почетный караул». Российский профессиональный спорт перекормлен деньгами налогоплательщиков, идущими не на развитие детского и юношеского спорта, не на эффективную систему подготовки резерва, на реанимацию научно- методического обеспечения тренеров и специалистов, а на трансферы и зарплаты и легионеров.

До начала финансового кризиса в РПЛ, например, было 260 легионеров: в среднем по 13 иностранцев в каждой команде. Сегодня, после «усушки», – 160. Из общественного котла с начала XXI века на их нужды с расходами на подготовку к ЧМ-2018 изъяли никак не меньше 40 миллиардов евро – такова цена «подъема с колен» российского футбола.

Создать эффективную экономическую, спортивную и медийную модель на понятийной основе системы управления федерациями и лигами не удалось. Это просто невозможно. Мы и в советские времена не были в мировом футболе звездами первой величины, но ведь и полным отстоем не числились – как сегодня, когда «Краснодар», ЦСКА, «Зенит», «Локомотив» или «Спартак» не способны более или менее достойно сыграть даже во втором по значимости европейском турнире, уж не говоря о первом. Сотни легионеров за последние 20 лет превратили нашу сборную в автобус, который без поддержки коррумпированного руководства ФИФА двигаться не в состоянии. Зато, уступая ведущим странам на клубном уровне, мы были в авторитете на фронте сборных. СССР почти всегда входил в восьмерку сильнейших в мире.

А на каких местах мы сегодня, не вспомните? Лучше и не вспоминать. Да и хоккей, как выясняется, недалеко ушел…