8 мин.

Что такое «Клэш»?

В календаре НАСКАРа, в самом его начале первой гонкой значится «Эдвэнс Ауто Партс Клэш». Эта гонка проводится за неделю до «Дейтоны-500», которая является официальным началом сезона. Это не просто гонка, хотя она похожа на разминку, заезд, который является втягивающим для гонщиков. Так что же такое этот «Клэш»?

На самом деле, «Клэш» имеет совсем не такую большую историю, как может показаться на первый взгляд. Внезачетный этап существует всего лишь с 1979 года, то есть, ему ещё нет и сорока лет. Причём, история его появления связана с рекламой. Эта гонка стала идеей бренд-менеджера пива, под названием «Буш». Монти Робертс, который работал над продвижением новообразованного бренда, долго ломал голову над тем, как можно эффективно прорекламировать новый продукт. Менеджер, до того, как попал в пивоваренную компанию, трудился в «Форде» и его задачей было продвижение новой марки автомобиля – «Форд Меркурий». Робертс неоднократно сталкивался с автогонками, ведь продвижение автомобиля идёт куда успешнее, когда человек, покупающий его, чувствует причастность к чему-то большому, чему-то значимому. Кому будет интересна машина, если рассказывать, что она до безумия безопасна, например или что над ней трудились талантливые инженеры, знания которых кристаллизовались в лучших университетах США? Это не привлекательно. А вот когда вы покупаете самую, «мать её», быструю машину в мире, самую крутую, на которой побеждают такие крутые мужики как Дэвид Пирсон? Такая реклама куда эффективнее скучных презентаций.

Вот тогда у Монти Робертса в голове сложились пазлы. Эффективнее всего продажи пива будут идти, если проводить гонку, которую будет спонсировать «Буш». Причем, Робертс придумал оригинальное решение. Участвовать в гонке мог не каждый, что, автоматически, делало событие эксклюзивом. Менеджер разослал приглашения только тем, кто, сезоном ранее, завоевывал поул-позиции. Робертс поступил просто; он назвал этот заезд гонкой самых быстрых гонщиков сезона. Тогда ещё (впрочем, как и теперь) победители квалификации не получали никаких поощрений за поул. Не было ни очков, никаких призов. А тут, парни из пивоваренной компании предлагали денежный приз, превосходящий любую награду из зачётных гонок сезона. Стремление завоевать поул появилось у всех и сразу.

Кроме того, мероприятие преследовало цель расширения так называемых «Спидуикс». Во время «скоростных недель» до главного события, «Дейтоны-500» проходили всякие незначительные мероприятия, соревновались малоизвестные и откровенно неизвестные гонщики на автомобилях сомнительных конструкций, а главные действующие лица не появлялись на трассе и её окрестностях вплоть до самой среды, когда начинались «дуэли».

Первоначально, заезд был предельно коротким и стремительным. Самый первый «Клэш» продолжался всего 50 миль, не было никаких пит-стопов. Ни смены резины, ни дозаправок. Организаторами поощрался «тотальный стиль», когда гонщики не экономили ресурсы машины, а просто неслись к финишу, понимая, что им не нужна никакая тактика. Единственный момент заключался в том, что круги под жёлтыми флагами не шли в зачёт, но гонщиков это не напрягало вообще никак.

Первым победителем заезда, который продлился всего 15, с небольшим, минут, стал Бадди Бэйкер. Состязание настолько всем понравилось, что стало ежегодным и гонка просуществовала в своём неизменном виде аж до 1990 года. Правда, в 1988 году были введены рестрикторные пластины, «придушившие» мощь ревущих монстров, которые таились под капотами автомобилей и «Клэш» превратился в скучное доезжалово за лидером. Тогда организаторы пошли на хитрость. Они взяли, да разделили заезд на два сегмента. Причем, после первого сегмента, гонщики меняли позиции таким образом, что те, кому не повезло в первом сегменте, внезапно становился лидером второго, а победитель первого сегмента становился аутсайдером, и у лидера было всего десять кругов на исправление ситуации.

Фото: Сайт "Дейтона Интернэйшнл Спидвей"

Тем не менее, заезд не вернулся к былой популярности, и новые изменения принес новый спонсор. С 1998 года гонка стала называться «Бад Шутаут», а сам заезд разбили на две гонки по 25 кругов, из которых первая часть была квалификационной гонкой, а вторая – непосредственно этим самым «шутаутом». Но и это нововведение не просуществовало долго. В 2001 году состязание снова подверглось ребрендингу, получив название «Бадвайзер Шутаут». Заезд расширили уже до 70 кругов (175 миль) Круги под желтыми флагами, теперь, стали учитываться. Ах да, с 1998 года появились пит-стопы. Финишировать же спортсмены должны были исключительно под зеленым флагом. Здравой идеей стало то, что квалификационную гонку убрали от греха подальше, ибо смотреть её не хотел вообще никто.

Реклама 18+

С 2003 года гонку снова разделили сегментами, только, на этот раз первый составлял всего 20 кругов, а второй целых пятьдесят. Обязательные пит-стопы были отменены, но значительно уменьшенный топливный бак требовал остановки. Замена шин разрешалась, и многие гонщики стали пользоваться этим для смены двух колёс, ведь пока заправщик заливал топливо, остальные члены пит-бригады без проблем успевали поменять два колеса.

В 2009 году добавили ещё пять кругов к дистанции, приведя гонку к современному виду, а с 2013 года началось самое интересное. Во-первых, гонку разделили на три сегмента – 30, 25 и 20 кругов соответственно. Во-вторых, организаторы ввели интерактив. Теперь болельщики, путём голосования могли выбрать длину сегментов, требования к пит-стопам, возможность убирать из гонки отстающих гонщиков, по истечению сегмента.

Кого допускают на старт заезда?

В ближайшем «Клэше» смогут выступить те кто:

А. Обладатели поулов предыдущего года.

Б. Бывшие победители «Клэша».

В. Обладатели поула в «Дейтоне-500», которые продолжают выступать на полном расписании.

Г. Спортсмены, которые участвовали в «плей-офф» в предыдущем сезоне.

Вообще, правила участия менялись также часто, как менялся формат гонки. Только с 1979 и по 1997 год всё было предельно просто. Победители квалификаций попадали в гонку без ограничений, а гонщики, побеждавшие в квалификациях ещё за год до того, но не побеждавшие в последнем сезоне получали право на «уайлд-кард» в количестве одной штуки, которая определялась слепым жребием. За этот период только в 1995 и 1996 годах было интересное введние, которое и сейчас бы выглядело довольно привлекательно. Обладатель большинства поулов во втором национальном дивизионе получал возможность принять участие в гонке на машине, которую для спортсмена оснащал главный спонсор и организатор соревнования – пивоваренная компания «Буш».

Потом всё стало усложняться, как, впрочем, это и делается в серии год от года. В 2009 году дошли до того, что стартовое поле просто увеличили до 28 машин, причем лучшие шесть команд от каждого производителя (помните, тогда кроме «Форда», «Шевроле» и «Тойоты» был ещё «Додж»), выставляли по шесть машин. Обладатели поула уже не могли быть уверены в том, что смогут принять участие в гонке. Систему «уайлд-кард» извратили до того, что её, похоже, кроме организаторов не воспринимал никто. Четыре места отдали чемпионам прошлых лет, либо победителям прошлых «Шутаутов». Такая система была применена всего один раз, что неудивительно. Вероятно, организаторы сами не смогли сообразить, кто должен участвовать в гонке.

В 2013 и 2014 году организаторы состязания возвращались к системе, используемой в 2002-2008 годах, когда на старт выходили обладатели поулов, а также победители предыдущих «Клэшей». В 2015 систему определения участников снова поменяли, а с 2017 года, когда у серии появился новый титульный спонсор, правила заезда пересмотрели снова.

Интересные наблюдения.

Шесть раз победитель Клэш» одерживал победу в «Дейтоне-500». Такими счастливчиками стали Бобби Эллисон (1982), Билл Эллиотт (1987), Дэйл Джаретт (1996 и 2000), Джефф Гордон (1997) и в 2016 году это достижение покорилось Дэнни Хэмлину.

Несмотря на то, что были гонщики, которые выигрывали все состязания в «Спидуикс» не было ни одного спортсмена, которому бы покорились все три испытания («Клэш», «Дуэль» и «Дейтона-500») за один раз. К этому был близок Дэйл Эрнхардт-младший, но один оба раза он проигрывал Джаррету. Один раз Джуниор проиграл «Дуэль», а в другой раз проиграл «Дейтону-500». В 1993 году этого не смог сделать его отец, став вторым в «Дейтоне-500». В 2014 подобная участь постигла и Дэнни Хэмлина, который также не смог выиграть в главном старте.

С 1979 по 2008 годы право на участие получал именно гонщик, а не машина. То есть, если гонщик получал возможность участвовать в «Клэш», но менял команду, он мог участвовать в гонке с новой командой. С 2008 года участвует автомобиль, который выполнил условия допуска.

До 2008 года гонщики, выигравшие поул, должны были (в «Клэше») иметь рекламную наклейку спонсора-организатора или корпоративный логотип, если гонщику меньше 21 года, чтобы иметь возможность участвовать в заезде. Если рекламная надпись не размещалась, гонщик не имел права выступать в состязании. С этим связан интересный случай, когда Джон Андретти в 1998 получил право участвовать в заезде. Дело в том, что Андретти в 1998 перебрался в команду Ричарда Петти и потерял возможность участвовать, так в команде Петти не заключают контракты с «алкогольными» и «табачными» спонсорами. В результате, автомобиль для Джона Андретти предоставили «Хендрик Мотоспортс», чей гонщик (Рики Крэйвен), не имел права участвовать из-за того, что не соответствовал условиями попадания.

Кстати, что касается гонщиков младше 21 года. За время, пока «пивовары спонсировали гонку и требовали размещения спонсорских наклеек, два гонщика оказались младше 21 года и не имели права выступать в машинах с наклейкой «алкогольного» спонсора. Этими гонщиками стали Брайан Викерс в 2005 году (20 лет) и Кайл Буш, который дважды участвовал в «Клэше» до наступления 21 года – в 2006 и 2007 годах. С 2013 года это правило кануло в Лету.

Реклама 18+

Что касается победителей, то Дэйл Эрнхардт-старший побеждал в этом соревновании аж шесть раз (1980, 1986, 1988, 1991, 1993 и 1995). По три победы на счету у Дэйла Джарретта, Тони Стюарта, Кевина Харвика и Дэнни Хэмлина. Дважды удача улыбалась Нилу Боннетту, Кену Шрёдеру, Джеффу Гордону и Дэйлу Эрнхардту-младшему.

Среди команд больше всего побед у «Джо Гиббс Рэйсинг» и «Ричард Чилдресс Рэйсинг» - по восемь. У «Хендрик Моторспортс» таких побед шесть. Кстати, среди производителей доминирует «Шевроле» - 20 побед. У «Форда», расположившемся на второй позиции всего восемь побед, «Тойота» и вовсе четыре раза одерживала победу в «Клэше».

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/95/69ee490454a229ecde10afe09ddc2.jpeghttps://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/95/69ee490454a229ecde10afe09ddc2.jpeg