5 мин.

Евгения Медведева. Инопланетянка «Хрустального»

Для меня стало понятно с первой же короткой программы Медведевой во взрослом туре – в фигурное катание не только России, но мира, пришло что-то невиданное.

Как я это определил? Сначала по выражению лица, когда с первыми же аккордами, звуками «Мелодий белой ночи» Исаака Шварца – фигуристка как бы упала лицом в неведомую высоту, куда-то закатив глаза и буквально провалившись в программу. Ушла в творческий транс, присущий только ей, как я потом осознал.

В полной мере, из-за удачной операторской работы, это видно по важнейшему старту в карьере Медведевой – чемпионату мира в Бостоне. Ролик доступен и там близко, крупным планом, выразительно заснят это провал в неизвестное измерение.

А затем, вторая определяющая точка, подтвердившее мое мнение об инопланетности фигуристки: это когда она делает аксель на том же чемпионате мира, в той же короткой программе – и как бы вылетает через долю секунду от приземления. Вылетает ровно в такт музыки, приподнявшись неуловимым образом на цыпочках. И тут же идет усиление и ускорение программы, в которой все прыжки во второй половине – тогдашнее новшество. Ведь обычно девушки устают и именно вторую половину катают менее внятно.

А Медведева с Жулиным и Тутберидзе задумывают именно усилиться в тот момент, когда все чахнут. И это совпало со взметнувшимся вихрем музыки, неуловимое движение носочков через долю секунды после приземления с акселя – вдыхает энергию в программу и зрителя.

И особо это поразительно выглядело, как я уже потом разобрал, поостыв: ведь Медведева неудобно выехала с флипа и не стала делать тройной тулуп, тем самым загнав себе в угол, потому что надо было прицеплять тулуп в конце к риттбергеру. А тогда и устанешь еще сильнее, и перепрыгнуть возможности нет. А пропал каскад – проигран чемпионат.

И вот, не подав даже виду, что программа пошла нет так, Медведева руками показывает четкий выезд с флипа, как бы убирая возможность второго прыжка. Никто, кроме специалистов, поэтому ничего не заметил.

А далее, не только не растерявшись, но обретя невероятную уверенность, неизвестно откуда взявшуюся, Медведева усиливает и усложняет вихрь и без того плотной, заполненной до отказа программы. Она парит надо льдом. И одновременно в этом маленьком теле чувствуется сила сжатой пружины, ловкость пантеры.

Прыгнут удачный аксель – и вот здесь упомянутое движение носочками, тело взмывает… И мне становится ясно – да, это инопланетянка фигурного катания. И не важен уже результат. Потому что он только прилагается к высокому таланту фигуристки из «Хрустального».

Тем более что уже на «Ростелекоме-2015», где Медведева упала с этого флипа, проиграв короткую и весь турнир Родионовой – Татьяна Тарасова сказала, комментируя: «Она, конечно, явление».

А потом сказала она после самого, возможно, яркого проката Евгении в карьере – произвольной на упомянутом чемпионате мира в Бостоне: «Великая спортсменка!» А Гришин, рядом: «Вот он, лучший прокат современности!» И это они произнесли до выставления оценок еще, опасаясь, что их зажмут по обычаю в Америке. Но нет – слетел с пьедестала рекорд Юны Ким возрастом в 6 лет.

Ну а затем последовала беспрекословная, безоговорочная защита всех гранд-титулов, завоеванных в первом сезоне по взрослым. И остановил этот поток побед лишь несчастный случай – травма, никак не соперницы.

А далее началась вакханалия в СМИ…

Но продолжим о приятном. Почему я вижу Медведеву инопланетянкой и так уверенно говорю? Потому что специально пересматривал, очень тщательно, ее программы первых двух лет, в том числе и показательные. И сразу видел – движения те, да не те, как говорится… Не всплывает сразу «образец», по которому Медведеву можно с кем-то сверять. То ли из-за необычной фигуры, выразительного лица, то ли из-за кошачьей невесомой грации – но почти все предшественницы кажутся тяжеловесными, даже однодневки-чемпионки ОИ в 15-16 лет. Не говоря уж о взрослых тетях типа Катарины Витт.

Не буду говорить, что те плохо, или много хуже катались – но не так. У них присутствовало ощущение работы на льду. Когда же смотрю на Медведеву – она как будто именно на льду, причем в самых сложных и ответственных прокатах, отдыхает, полноценно живет. Влита в лед. Рождена для больших арен и сложных ситуаций. Ей на льду лучше, комфортнее, чем в жизни даже, когда стоишь на земной тверди, а над тобой купол неба.

Но об этом позже поговорим.

Если же брать даже самых выдающихся – Ханю, например, образца Сочи-2014, – и присмотреться: то многие движения его первых больших прокатов были заимствованы, напоминали то Орсера, то Плющенко и Ягудина, то Бойтано. Видна была преемственность поколений. И только прыгал Ханю выше и бодрее, и четче предшественников. И, возможно, чуть быстрее вообще двигался. Только лишь спустя годы у него появился свой неповторимый стиль, те движения, которые до него не делал никто.

Медведева – явилась необычной сразу, как бы без преемственности поколений, с совершенно уникальной пластикой, мимикой, вообще – ледовой философией, со способом подачи фигурного материала. Как Пушкин, она сразу предстала в полной гармонии.

И об этом – тоже в последующих статьях.