4 мин.

Город контрастов. Столица Венгрии - Будапешт

Какой только город не называют «городом контрастов». И «столицы мира» - Нью-Йорк и Лондон, и Москву, и Барселону. Свои контрасты можно найти везде. Для меня подлинный «город контрастов» - столица Венгрии, Будапешт.

Андраши

бульвар Андраши

Идешь по бульвару Андраши – центральной улице города – и чувствуешь себя, что называется, как на Бродвее. Слева фантастическая по красоте, величественная базилика Святого Иштвана, справа – модный бутик, коих на Андраши несметное количество. Но стоит только завернуть в ближайший переулок, как все это великолепие превращается в полуразвалившиеся фасады домов, сплошные граффити (в российском понимании этого слова – то есть, бесконечные и бессмысленные кривые надписи) и бомжи, не стесняющиеся расстилать свои оборванные матрасы прямо посредине тротуара.

еврейский квартал

еврейский квартал

Этот квартал называют еврейским, потому что находится он прямо за синагогой, и сегодня он считается самым опасным во всем Будапеште, даром что располагается в самом центре. Ходить здесь по ночам, естественно, крайне не рекомендуется. Хотя от такой репутации есть и плюс – дешевые отели. Я поселился в одном из таких, успел пройтись по этим кварталам и ночью, и ничего – остался жив, хотя насмотрелся такого колорита вдоволь. Сложилось ощущение, будто это какой-то советский пережиток прошлого, социалистический нарыв, отчаянно стремящийся поглотить рвущийся в Западную Европу Будапешт.

Объединенный в конце XIX века из трех городов – Буды, Обуды и Пешта – в один, весь Будапешт – один сплошной контраст. Это проявляется даже в знаменитых мостах, переброшенных через величественный Дунай. С одной стороны – подвесной мост Сечени с каменными львами, охраняющими его. По легенде, кстати, скульптор Янош Маршалко, автор львов, был настолько уверен в идеальности своих творений, что заявил о готовности броситься с моста в Дунай, если кто-нибудь найдет у львов хоть один изъян. Изъян долгое время не находился, пока кто-то не заметил, что у львов нет языков. Делать нечего, пришлось скульптору прыгать в воду. К счастью, плавать он умел, и приключение не стало роковым.

мост чечени

мост Сечени

Самое интересное в этой истории то, что языки у львов есть, но, так как львы лежат на каменных блоках высотой в два человеческих роста каждый, то снизу их не видно. Маршалко не мог об этом не знать, но все равно прыгнул с немалой высоты в реку.

Совсем другая «легенда» у соседнего моста Свободы – в советской Венгрии ему принадлежала пальма первенства по числу самоубийств.

Любой город нужно осматривать сверху. В Будапеште это лучше всего делать с горы Геллерта, названной так в честь христианского проповедника, которого король Иштван I (этакий венгерский князь Владимир) призвал на крещение. Язычники-венгры заботы не оценили, закатали Геллерта в бочку с гвоздями и спустили вниз с горы. С тех пор она названа его именем. На вершине горы находится бывший военный форпост, ныне служащий отличной смотровой площадкой – с него видно и центр жизни венгерской столицы – Пешт с его бутиками, офисами и проспектами, и Буду – холмы с кажущимися с высоты игрушечными домиками. Буда сегодня – «спальный район», жилая часть Будапешта.

Немного спустившись с горы Геллерта, нужно пойти в Рыбацкий бастион – именно из этого брутального сооружения открывается лучшая панорама символа Венгрии – здания местного Парламента.

Парламент

венгерский парламент

Вдоволь насмотревшись на это варварское (говорю же, язычники-венгры) великолепие, можно пешком спуститься к Дунаю, по пути посмотрев на обычные венгерские жилые дома (обычными, они, конечно, вовсе не покажутся), сесть на одну из прогулочных яхт и с бутылочкой местного токайского наслаждаться видами с воды.

«Город контрастов» не оставляет равнодушным. Он не пленит, как Нью-Йорк, не кружит голову, как Лондон, не очаровывает, как Флоренция, он оставляет какое-то странное чувство, будто за одну поездку ты побывал сразу в нескольких городах. Не факт, что вам захочется сюда вернуться, но запомните вы Будапешт навсегда.