Футбол Индзаги и Монтеллы, дыры Мандорлини, мысли Страмаччони и Марек Гамшик

Фланги Индзаги против паутины Монтеллы

«Милан» и «Фиорентина» сыграли на «Сан-Сиро» невероятно симптоматичный матч, рассказывая о котором можно предельно четко рассмотреть футбол Индзаги и футбол Монтеллы. В общем-то, открывать горизонты не придется, все довольно очевидно, но от этого все же не менее интересно.

«Красно-черные» старались действовать через фланги, добившись промежуточного результата и на этом успокоившись, и в итоге привезя сами себе через изначальный план на игру крупные проблемы в финальной фазе матча. А «фиалки» плели свой уже фирменный футбол через центральные зоны, высоко прессинговали  и старательно били из-за пределов штрафной. В итоге план сработал и у одних, и у других, принеся вполне себе закономерную ничью.

Прежде чем перейти к картинкам, которые теперь стали еще красочнее, поскольку к размытым скринам добавились разноцветные стрелочки, скажем несколько общих слов. Собственно, то о чем не сказать нельзя, поскольку это, вроде как итог, который мы сливаем в самом начале, но и говорить как-то не слишком прилично, потому что это вещи очевидные, а в случае «фиалок» еще и давнишние.

Так вот, футбол Монтеллы как выглядел лишенным смысла, своей конечной цели, так и выглядит. Да, виной тому травмы одних форвардов, молодость – других и бесконечная сага с подписанием контракта у одного всем известного товарища, все так, но невозможно всегда оправдываться, пусть даже у тебя на руках вполне реальные объяснения неудачам, причем всегда. Пресыщенность «Фиорентины» центральными, креативными полузащитниками, нехватка резкости, смертоносности, проще говоря, поставленного удара – всё это вьется надоедливым роем вокруг украшенной идеальной прической головы Винченцо Монтеллы. Помните самую известную фразу из мира бокса – порхай как бабочка, жаль как пчела? В случае «фиалок» фраза выглядит следующим образом: порхай как бабочка, порхай как пчела.  

Все это уже надоело и надоело давно. Еще хуже для одного из самых ярких молодых тренеров Италии (следующую команду Винченцо может выбирать себе сам и недостатка в предложениях и контрактных нолях у него не будет) то, что все эти игровые неурядицы постепенно преобразовываются во вполне конкретные проблемы, превращая будущее в угрозу. Здесь, прежде всего, речь о неспособности Монтеллы перестроиться, о невозможности найти выход из даже незаколдованного, а бракованного лабиринта, откуда нет выхода, он просто не предусмотрен конструкцией.

«Фиалкам» нужна, жизненно необходима, резкость в завершающей стадии атак. Нужны стабильные нападающие и треквартиста, человек способные заострить все закругленные углы, выпиливаемых во флорентийской полузащите комбинаций. «Фиорентине» нужны гвозди, нужны молотки, потому что досок уже столько, что из-под них ни черта невидно, то, что планировалось строительным материалом для прекрасного дома, рискует стать гробовой основой, тоже своего рода домом, только окончательным.

Как из всего этого выбираться, Монтелла, судя по всему, представляет, но вот реализация остается безобразной. Бабакар и Бернардески молоды и невероятно перспективны, но еще не готовы, их время еще не пришло. Варианты с Фернандесом и Иличичем под атакой (поиск тех самых гвоздей, оба парня с ударом, Иличич еще и физически прекрасно одарен) не впечатляют, думается, из-за того, что оба хорошие, добротные футболисты, но не обладающие необходимым веером качеств для игры в данной позиции. В каких-то матчах, против определенных соперников, схем, или даже по ходу одной игры, в разных фазах ее развития, они могут приносить пользу, но не на постоянной основе, что, собственно говоря, и есть тот самый класс.

В итоге «фиалки» так и продолжают вызывать симпатию порой цветущим футболом, но не способным противостоять малейшим порывам ветра. Что касается «Милана», то там пока все еще проще. Путь Индзаги обозначен последними матчами довольно четко, да и не только последними. Футбол Пиппо – футбол быстрый, фланговый, стремящийся, когда нужно, к компактности, а когда того требует ситуация (вот с «Фиорентиной», к примеру) к широте, растянутости во всю футбольную поляну. Недостаток мозгов в центре поля компенсирует скорость флангов. Все верно и по делу: если не можешь думать – беги! Игровой принцип Абате в действии. Никакой особенной иронии здесь нет и уж тем более желания обидеть, наоборот – похвалить. Самое важное – взглянуть своим недостаткам в лицо, стремясь наиболее эффективно их компенсировать.

Давайте уже к футболу, а то заговорились…

«Милан» принялся вскрывать фланги диагональными переводами сразу и уверенно, причем первые из них отдавал Эль-Шаарауи (кто видел игру «красно-черных» с «Вероной» знает, что это не случайно).

«Милан» стягивает игру, словно одеяло во сне, на одну половину поля, после чего следует резкий перевод в зону на противоположном фланге, куда включается Абате (появится только на следующем скрине, пока бежит за кадром). Собственно, это разумная и самая, ну или одна из самых, действенных затей, не позволяющих увязнуть в фиолетовой паутине в центре поля.

К тому же смотрите насколько уверенно насыщается игроками штрафная, что становится возможным благодаря времени на перевод с фланга на фланг и подключению защитника. Все подтянулись и выдвинулись под подачу, перераспределив позиции. В штрафной к трем игрокам линии атаки успевает Поли, а Мунтари и де Йонг контролируют подбор и возможный обрез (что важно в контексте второго тайма, даже второй половины второго тайма).

Не все так радужно, говоря иными словами, Эль-Шаарауи не Пирло (впрочем, и сам Пирло сейчас не слишком Пирло). В данном случае Фараон совершит обрез, а точнее умница Борха Валеро совершит перехват (испанец будет просто изумителен весь матч в данном компоненте). «Фиорентина» убежит в контратаку, но «Милан» справится относительно легко, читай, де Йонг окажется там, где обязан быть и все поправит.

«Красно-черные» продолжат гнуть свою линию, добившись своего, пусть и не напрямую. Никакого мелкого паса, никакой самодеятельности через центральную зону, только фланги, только хардкор.

Де Йонг получает мяч на границе центрального круга и тут же заправляет его на левый фланг, Де Шильо подаст в Томовича – угловой, с которого и прилетит миланский гол.

Из любопытного: Маттиа Де Шильо будет причастен к обоим забитым мячам.

«Фиорентина» в свою очередь гнет свою линию, играя мелко через центр и то и дело вспарывая треугольник Поли-Мунтари-де Йонг.

Полузащитники «фиалок» проникают в каждую трещину, в каждую свободную зону на половине «Милана», создавая и численное преимущество и организуя множество (даже не несколько) вариантов конструирования атак. Не думаю, что можно кого-то из «красно-черных» персонально винить в данной, да и не только в данной, ситуации. «Фиорентина» грамотно эксплуатирует свое преимущество с одним, но очень важным – НО…

Весь розыгрыш, открывания и передачи, движение, все это идет ровно до штрафной, дальше начинаются удары, которые летят куда угодно, но не в ворота. Причем в большинстве эпизодов у бьющего игрока (в данном случае Куадрадо, на следующем скрине - Куртич) есть варианты для развития атаки через пас, что так характерно для «фиалок», но за ударом следует удар, смахивая на установку (это, пожалуй, самое любопытное – разгадать замысел тренера), которая сработает, но оставит вопрос: не слишком ли много подходов было принесено в жертву дальним ударам? Понятно, что Монтелле необходимо уходить от нескончаемого розыгрыша, назовем все это словом – переигрывание. Дело не в этом, дело в том, стоит ли уходить от паутины через бесчисленные удары?

И в случае удара Куадрадо, и в эпизоде с выстрелом Куртича присутствует опция передачи на фланг, которая, судя по всему, даже не рассматривается. И вот, что странно, если в розыгрыше, в качестве финального аккорда через комбинационный футбол в центре поля Бабакар не слишком хорош (пока не слишком хорош), то под фланговые передачи бросить нападающего – самый разумный ход. Такой чистый бокс: передача на фланг и подача, бить по корпусу и снова по корпусу и еще, пока руки не опустятся, и появится возможность пробить в челюсть. Но «фиалки» с упорством используют дальние удары, летящие во все стороны сразу кроме одной, той, где маячит фигура Аббьяти.

Стоит отметить одно очень крутое качество команды Монтеллы, которое окажет влияние на результат игры – перехваты. Перехваты через прессинг…

Прессинг высокий, активный, встречный – все как полагается. Мало того, что «Милан» то и дело будет теряться при выходе из обороны, подставляясь под новую волну «фиолетовых» атак, самое главное – «Милан» ничему не научится, продолжая играть переводами во фланги, словно игнорируя подстроившегося под такой футбол соперника, и в результате результативно подставившись под контратаки. И да, Куадрадо, конечно, блестяще прессингует, сидя на газоне, но это обман, колумбиец на самом деле был первым, кто бросился в отбор.

В данном эпизоде роскошный перехват в подкате на счету Борхи Валеро (оба перехвата, приведенные в пример, на счету испанца). Скрин попал в текст исключительно ради демонстрации игрового мышления испанца в оборонительной фазе, у него даже оборонительные приемы на атаку заточены.

Тот же Эль-Шаарауи дисциплинированно, соответствуя всем только возможным игровым требованиям адресованным крайним игрокам атаки, возвращается в оборону, где его накрывают роскошным прессингом, выдавливая в бровку и напористо склоняя к выносу, что и случится, приведя к потере и удару Аквилани.

«Фиорентина» продолжает гнуть свою (небесспорную) линию. Как только «Милан» мешкает в центре, разрываясь, теряя плотность – наносится ощутимый удар, сбивающий дыхание и выматывающий.

Давать «фиалкам» свободное пространство в центре – рыть себе могилу, причем рыть лучше сразу, уверенно.

Куадрадо сместится с фланга в центр и легкой передачей вспорет миланский центр.

Куртич и Фернандес грамотно рывками утащат опекающих их Мунтари и де Йонга ближе к флангу, откуда будет смещаться Куадрадо, голландец опомнится, бросившись перекрывать путь колумбийцу, но не успеет. Ну а Поли спит в центре поля.

Борха Валеро, поднявшийся в позицию треквартисты, делает всё в касание, бросая Бабакара, словно спуская цепного пса (с возвращением в футбол, Луис!) на ворота соперника. Всех успеет спасти Абате, бегающий не хуже Жервиньо, правда в атакующей фазе думающей с обратно противоположной скоростью.

Надо отдать должное «Милану», подобные штуки у «фиалок» больше не проходили, «красно-черный» центр поля, ведомый де Йонгом справлялся, не позволяя себе излишних вольностей.

Катастрофа случилась после стандарта. «Милан» не слишком изящно и уверенно, но все же контролировал игру, удерживая выцарапанные с углового 1:0.

«Милан» опасно огрызнулся подачей со штрафного, «фиалки» попробовали быстро убежать в контратаку, но ничего путного не вышло, затем мяч оказался в центре поля в ногах у Де Шильо. Эпизод на скрине – момент передачи Де Шильо на фланг, на Фараона, все как и было с самого начала, из центра - на фланг. Защитник старается сыграть быстро и ошибается. Все центральные полузащитники «Милана» ближе к воротам соперника, чем к зоне потери, что позволит Куадрадо спокойно опустить мяч вниз и отыграться в центр.

Очередной удар из-за пределов штрафной вышедшего на замену Иличича втыкается в самый угол ворот Аббьяти, лишая хозяев победы.

Не стоит совсем уж отчаянно стараться натереть на терке молодого крайнего защитника, Маттиа, в сущности, делал именно то, что принесло «Милану» преимущество в счете. Ирония в том, что твой лучший ход, ну или удар, способен сыграть против тебя самого, вернувшись встречным в челюсть. Это как раз к разговору об отработанности всех игровых механизмов, об уверенности в исполнении, о том, что отличает команду готовую от команды строящейся, только возводящей саму себя.

Дело ведь не только в Де Шильо, проблемы «Милана» не индивидуальны, они системны. Вот же, смотрите, Бонавентура совершает ровно тоже, что делали Эль-Шаарауи (с акцентом на свой фланг) и де Йонг (из центральной зоны) в первом тайме, ровно тоже, что старался исполнить Де Шильо в эпизоде с пропущенным мячом, то самое, что «красно-черные» старательно выполняли всю игру – передача из центра на вскрытый фланг. Единственное, что нужно сделать – довести мяч, чего Джакомо сделать не сумеет, спустив на свои ворота лавину контратаки, а собственную атаку - в унитаз.

И да, посчитайте игроков в линии атаки! Оба фланговых защитника, один из хавов и вся линия нападения, плюс сам отдающий. Потерей Бонавентура отрезает семь (!) человек. Встречать «фиалок» будут де Йонг и пара центрдефов. Счастье «Милана», что все обернулось ничьей в выигранном мачте, который вполне мог уплыть за горизонт финального свистка поражением. При этом выбранный план на игру был верен, работал, но требовал более точного, уверенного исполнения, требовал четкости и концентрации весь матч. И вновь вспоминаем о классе. Когда определенных умений не хватает на всю игру или когда игроки то и дело проваливаются в игровых ситуациях, срывая командные действия, – показатель недостатка класса. Компенсация всегда одна и та же – приобретение игроков, способных играть на требуемом уровне, или шлифовка действий тех, кто имеется в наличии. «Милану», думается, есть кого шлифовать, улучшая, раскрывая, но и несколько приобретений для ускорения всех внутренних процессов необходимы (а насколько сильно необходимы – красноречиво расскажут результаты следующих матчей).

Как забивает Марек Гамшик и проигрывает Мандорлини

Рафаэль Бенитес получил ультиматум – три победы подряд – грохнул «Верону» и «Рому», что для сегодняшнего «Наполи» казалось невозможным (речь не о конкретных победах, а о серийности, пусть и небольшой пока), но три матча все равно выиграть не сумел. Впрочем, невыполнение ультиматума пока не стоило Рафе работы. Мы же поговорим о первой из трех игр, закончившейся разгромом в стиле Земана. Речь исключительно о счете, поскольку по чистой игре неаполитанцы на победу 6:2 не наиграли совершенно точно.

«Верона» вообще последовательно и довольно бездарно, особенно в тренерском отношении, улетела от «Милана» и «Наполи». В случае с «красно-черными» Андреа Мандорлини просидел оба тайма на корточках, так и не справившись с постоянными провалами на фланге Хонды (применительно к веронцам фланг носил имя Агостини), не найдя никакого варианта противодействия, а по сути даже не попытавшись сделать хоть что-то. В матче с неаполитанцами главный тренер «Вероны» выбрал не самую дурную и уж точно самую простую идею – выстроить две защитные линии, насытив центр обороны и заставив «Наполи» бесконечно навешивать в штрафную, откуда мячи выплевывались огромными защитниками с усердием теннисного автомата.

Проблема, которая в итоге обернулась для «Вероны» крахом заключалась в банальном пространстве между двумя защитными линиями, а еще точнее – в центре, между тремя центрдефами и тремя центрхавами. Сложилось ощущение, что никакого особенного плана на сей счет у Мандорлини не было, вся ставка делалась на компактность и веру в собственное везение, не иначе. Бенитеса, к слову, за этот матч хвалить точно не стоит, результат – не его заслуга, по крайней мере, результат в чистом виде. «Наполи» пропустил быстрый гол, затем сделал все, чтобы пропустить второй (веронцы могли брать гейм, сет и матч, но лишили самими себя контроля над ситуацией), пытаясь попутно придумать хоть что-то в позиционном нападении. Единственный светлый момент – изумительная передача Инсинье на Игуаина, но Гонсало в тот момент еще не был раскодирован.

Лоренциньо, вообще говоря, очень неплохо действовал в зоне глубокого разыгрывающего (смещенного слегка в сторону левого фланга) в позиционных атаках, давая понять, что не только может и хочет, но и готов играть треквартисту. О нем мы еще поговорим, но чуть позже.

Возвращаясь непосредственно к матчу, скажем главное: вскрыл игру Гамшик, причем не просто вскрыл, а взорвал, забив дважды в самые для того подходящие моменты (правильнее будет сказать – в самые необходимые). Причем забивал Марек именно в той манере, в которой, на мой вкус, и должен действовать всегда. Мы говорим о пользе, о том, как игрок может раскрывать свои навыки наиболее полным образом. Не знаю, сколько раз нужно повторить заклинание: Марек Гамшик – не треквартиста, а чистый центральных хав! – чтобы Бенитес отказался от своей навязчивой идеи. И совсем неизвестно, что сам словак должен сделать, чтобы убедить в этом тренера. Игру с «Вероной» он вскрыл в одиночку – видимо, этого мало. Именно этой своей упертостью, Рафа так сильно и раздражает. Хотя после нескольких удачных результатов, кто-то может сказать, что это не упертость, а вера. Что ж, посмотрим, что из этого выйдет. Рафа Бенитес все еще тренер «Наполи», а значит, Гамшик все еще треквартиста.

Давайте смотреть объяснения, почему словак должен играть глубже в центре поля и что из этого вышло в игре с «Вероной», без особенных проблем удерживавшей преимущество в счете почти до самого конца тайма.

Инсинье находится в своей привычной, по данному матчу зоне, откуда Лоренциньо сгенерирует практически все опасные командные моменты в статике позиционной атаки. Первое, да и самое главное по сути, что бросается в глаза – две защитные линии веронцев. Видите, как четко, словно по линеечке на предигровом плане (центральным хавам помогает в данном эпизоде один из двух форвардов – Хуан Гомес). На фоне этой прекрасной, геометрически идеальной, расстановки бросается в глаза та самая зона между линиями, где в полном одиночестве находится Гамшик. Марек не идет в штрафную помогать Игуаину (там для этих целей есть центральный защитник Кулибали, оставшийся в линии нападения после стандарта), он ищет пространство в центре, в зоне, куда бы мог смещаться, играй не под нападающим, а в паре центральных, ну или опорных хавов. Обоих центрхавов можно распознать неподалеку от Инсинье (и оба никак в конструировании голевой атаки не участвуют), то есть без всяких проблем на одной из этих позиций мог бы сыграть Гамшик, выдвигавшийся при необходимости к штрафной соперника).

Передача Инсинье, изумительная и по точности, и по мягкости, дойдет до Кальехона, испанец в касание прострелит в штрафную, где мяч встретится с огромным, координированным не лучше старого стенного шкафа, Кулибали. Последует кикс и отскок к линии штрафной. Понятно, что момент затуманен солидной дозой случайности – рикошет, есть рикошет, но важно другое. Важно, что Гамшика так никто и не собирался встречать в штрафной и никто за ним не опустился из линии полузащитников. Самая опасная зона при фланговых подачах-прострелах (именно то, что и происходит в данном матче, причем происходит по инициативе Мандорлини, выстроившего оборонительные укрепления и спровоцировавшего «Наполи» на подобную игру), так вот, самая опасная зона, где каждый выигранный соперником подбор – голевой момент, причем сразу, в касание. Расстояние такое, что там и обрабатывать ничего не нужно, решать сразу, а значит, времени на хоть какое-то ответное действие у веронцев не остается вообще. Эта убийственная зона пустует, обнажая во втором матче подряд какие-то безграничные пробелы в тактическом образовании Мандорлини. Гамшику больше одного касания не требует – 1:1 перед самым перерывом, гол в раздевалку и необходимость сделать выводы.

А  выводов сделано не будет, никаких. Смотрим эпизод из второго тайма.

«Наполи» продолжает использовать средние передачи верхом хоть из центра, хоть с флангов, пытаясь вскрыть бетонные стены веронской обороны. Причем в линии атаки, в центральной зоне, рядом с Игуаном открывается второй игрок. В моменте с первым голом это был Кулибали (пусть и за счет стандарта), а в данном случае – Кальехон, чье место на фланге временно занял Гамшик.

Марек вновь оказывается достаточно далеко по позиции от привычной роли, навешенной ему Бенитесом. Видите, он вроде бы и на фланге, но готов в любой момент рвануть на подбор, туда, где вновь и вновь, и вновь остается непаханое поле (линии защитников и хавов прекрасно выстроены, а между ними - дыра).

Заброс исполнит Жоржиньо, а выиграет защитник, но на подбор первым успеет Гамшик. Вновь из глубины (еще более явно из глубины), вновь подбирая мяч по центру, практически под щитом, если вспомнить о баскетболе, и вновь без противодействия. Словак неудачно обработает мяч и сам себе усложнит эпизод, пробив в итоге и неточно и коряво, что не сделает эпизод менее очевидным.

Через четыре минуты после предыдущего момента «Наполи» разыграет угловой, и Гамшик со второй попытки (два удара из пределов штрафной – за такое нужно пороть, прилюдно, где-нибудь на центральной городской площади) вколотит мяч в ворота, выведя неаполитанцев вперед. Очередной стандарт, очередной подбор Марека в свободной, вернее в пустующей зоне, еще глубже, на уровне одиннадцатиметровой отметки – когда подобное повторяется из раза в раз, спрашивать необходимо только с одного человека. Либо команда не справляется с планом на игру (и ты обязан реагировать), либо ты не видишь, не хочешь замечать очевидного, так или иначе Мандорлини бездарно проигрывает второй матч подряд (3:9 за 180 минут), а Гамшик горит ярче всех огней, демонстрируя именно тот футбол, которого от него ждешь (глубина, глубина и еще раз глубина – все, что нужно Мареку).

Есть еще один эпизод, о котором хочется сказать – четвертый (на обе команды) гол. Да, Гамшик вскрыл игру, оформив дубль и выведя неаполитанцев вперед, но команда у Бенитеса то и дело трещит по швам, и далеко не всегда понятно, когда случится следующий приступ.

Возвращаемся к теме Инсинье. Лоренциньо у испанского (так и хочется сказать - инквизитора) тренера играет исключительно вингера, что опять же вызывает вопросы. Зачем держать на скамейке кого-то из пары Мертенс-Инсинье, если играть могут оба (Лоренцо - под нападающим, а Мертенс – на фланге)? Но Бенитес предпочитает ротацию и изначально выбранный план.

Позиция вингера – не только атака, не только скорость и включения в зоны за спинами защитников, это еще и серьезный объем оборонительной работы. В оборонительной фазе оба вингера должны успевать назад и перекрывать зоны для передач в квадрате неподалеку от угла штрафной. Схема, таким образом, превращается в 4-4-2, становясь устойчивой и уверенной в себе, сбалансированной. Баланс – главный бог современного футбола.

Вот смотрите – атака «Вероны».

«Наполи» вроде бы удачно расположен, 4-4-2 почти идеальные, считывающиеся глазом сразу, выпадает только Инсинье. Заметно ведь, правда? И вроде бы мелочь, но мелочей не бывает. Ни в футболе, ни в жизни.

Вообще говоря, фланг у неаполитанцев просто огнеопасный, в худшем смысле (тут и Гулям, не самый надежный защитник, и Инсинье). Вся атака веронцев – передача во фланг, откуда идет скидка в касание на Нико Лопеса, все, больше ничего.

Можно самостоятельно померить расстояние от Инсинье до Нико Лопеса на обоих скринах, оно если и разное, то совсем ненамного. Собственно, все, что в данной ситуации требовалось от Лоренциньо – порвать дистанцию, расположившись ближе к опорнику (Давид Лопес) и тем самым лишив игрока атаки соперника возможности ухода в центр. Опять же – не катастрофа вроде бы, но уругвайский форвард «Вероны» воспользуется недоработкой Инсинье…

У Нико два варианта обыгрыша, два направления движения и самое опасное – смещение в центр. Никакого особенного навыка от Лоренцо здесь и не требовалось, только закрыть Лопесу возможность для ухода в центр, но неаполитанский малыш не успел, а вернее – не захотел успеть, время отыграть отставание, скушав опасную дистанцию, было. Ну а Нико Лопес вновь продемонстрирует, что интеграция во взрослый футбол наконец-то идет добротными темпами, а таланта у уругвайца всегда было с избытком. Нико красиво раскачает испанского опорника, затем проскочит мимом бросившего страховать Кулибали и расстреляет Рафаэла. Наряду с незабитым мячом Игуаина в первом тайме – самый красивый гол матча, да и не только этого матча.

И да, данный эпизод – лишний вопрос к Бенитесу, стоит ли использовать Инсинье там, где он делает много того, чего не умеет (положа руку на сердце, скажем: и не должен уметь, незачем ему), не делая того, чем мог бы приносить пользу команде, в частности в подобных играх, когда нужно вскрывать соперника? Решение простое и, как кажется, очевидное – перевод Лоренциньо в центр, а Гамшика – в глубину. Это не означает, что оба будут камнем лежать в своих зонах, Инсинье спокойно может смещаться во фланг, опускаться глубже при позиционных атаках, а Марек – выдвигаться выше. Бенитесу виднее, такой вот итог (последние результаты оправдывают все тактические нестыковки испанца, пока оправдывают).

Напоследок нельзя не сказать пары слов о Мандорлини. Тренер веронцев мало того, что проиграл «Наполи» тактически, упустив ключевую зону, так еще и учудил в концовке перестановки, саботировавшие собственную команду. Наставник полез отыгрываться схемой с двумя латералями (один из которых – Халльфредссон, умный, интересный и совсем не быстрый центральный хав). Это против «Наполи», ведущего в счете! Здесь даже картинок не будет, потому что смысла в них нет никакого. Достаточно знать,  что неаполитанцы – бегущая, резкая команда, ведущая атаки через фланговых форвардов, которым ни при каких обстоятельствах нельзя давать свободное пространство. Мандорлини просто плюет на это и пробует отыгрываться схемой, в которой лишь два центральных защитника и две дыры по флангам. С тем же успехом можно было просто убрать с поля вратаря и выпустить нападающего. То, что дело в итоге закончилось всего шестью пропущенными мячами – заслуга тренерского гения Мандорлини (сарказм сарказмович). Хуже сыграть такой матч наставник веронцев вряд ли мог. Впрочем, глядя на его тактические ходы, кажется, что ничего невозможного для Андреа Мандорлини нет.

Как центр поля Страмаччони переигрывает центр поля Монтеллы

Человек легко привыкает ко всему на свете, как к хорошему, так и к хреновому. В этом и красота, легкость жизни и ее же трагедия. Думается, многие и надолго привыкли к тому, что «Фиорентина» Монтеллы играет в мелкий пас, плетя паутины игровых действий в центре поля. И считать так будут даже после того, как Монтелла покинет Флоренцию, к чему все, к слову, потихоньку и идет. Дело даже не в негативных результатах и неровности хода по Серии А, дело в том, что Винченцо, судя по всему, очень близок к тому, чтобы упереться в потолок созданной им команды. Лекарство здесь может быть разным, по исполнению, но единым по сути – команда перестраивается, меняет идею, состав, тренерский штаб или все вместе. Это не отменяет перспективности Монтеллы, он по-прежнему лучший молодой итальянский тренер и уход из «Фиорентины» будет шагом вперед, то есть вверх, поскольку следующая команда Монтеллы будет бороться за Скудетто. Это такой необычный инсайд, подтверждения которому или обоснования нет, никакого. Просто так будет. К чему все это было? Ах да! Привыкать нельзя. Никогда.

«Удинезе», другого молодого итальянского наставника Андреа Страмаччони, неплохо разогнался на старте сезона, приехал под третье место, но успел проиграть дважды подряд на выезде, той же «Фиорентине» еще и крупно, а в самом свежем матче Удине был расстрелян «Дженоа», развеселившейся после победы над «Юве».

Футбол штука странная и порой совсем неоднозначная. Так, к примеру, в проигранном 0:3 «фиалкам» матче «зебры» весьма неплохо демонстрировали то, как легко можно вскрывать насыщенный центр поля «Фиорентины», который мало кому позволяет себя дурачить.    

В матче с «Удинезе» Монтелла вернулся к модулю с тремя центральными защитниками, отправив на фланги Паскуаля и Куадрадо. Технически это не совсем так, потому что колумбиец играл порой где угодно, но не в обороне (на что в его случае всегда необходимо делать скидку, учитывая своеобразный футбол Хуана или даже еще обширнее – своеобразность Хуана). Паскуаль вполне способен закрывать всю бровку, при необходимости успевая глубоко в оборону, а трое защитников перестраиваются, прикрывая фланг Куадрадо – ничего нового. Все это уже было и, прямо скажем, не сильно помогло «Фиорентине» (речь о дистанции чемпионата, а не об отдельно взятом матче).

Вот, что придумал Страма и что Удине очень неплохо реализовывал…

Мяч у «Удинезе» на дальнем фланге и еще даже не в ногах у Аллана (передача бразильцу только-только стартует), а другой бразильский центральный хав – Гильерме – уже совершает рывок. Смотрим на расположение игроков «Фиорентины»: Куртич пустил себе за спину Гильерме, а фланг, куда открывается бразилец, открыт настежь, Куадрадо ковыряется еще на чужой (!) половине поля. И это не резкая атака, все размеренно и степенно.

Аллан выдает изумительную передачу на открывшегося Гильерме (на скрине мяча не видно, но это обман зрения, мяч, как в той шутке, ты его не видишь, а он есть! Просто теряется на фоне рекламных щитов, нужно было схватить наиболее полно расположение игроков). Здесь и на Куадрадо смотрим, который все еще возвращается в оборону, и в итоге будет на пару с Куртичем, с которым и проспал момент, разбираться с Гильерме, читай, фолить (Ди Натале здорово исполнит штрафной – Нето потащит). И так же смотрим на разрыв между правым центральным защитником «фиалок» и центральным центральным – разберись Гильерме изящнее с обработкой, мог бы отдавать Тото на выход один в один.

«Удинезе» вскрывал центр «фиалок» не только растягиванием с фланга на фланг, но и пронзал самое сердце, что вообще-то удивительно, такое в играх с «Фиорентиной» проходить не должно ни при каких условиях, сама даже не схема, сама система игры «фиолетовых» исключает подобные казусы. Возможно, поэтому и проходит. Синдром «Титаника».

Смотрите, Аллан беспрепятственно вытаскивает мяч в опорную зону, начиная атаку, передачей через самый центр. Вроде бы, и Валеро, и Писсаро, и Куртич – на месте, компактно, но на самом деле Борха, как-то ощутимо себя растерявший после фантастического дебютного сезона в Италии, выдернулся на Аллана, но в отбор не пошел, то ли решив, что не успевает, то ли не рискнув фолить, то ли и вправду просто не успев, и проиграл позицию (пространство) Аллану. Бразилец не растерялся, тут же проткнув свободную зону передачей (Муриэль и Ди Натале грамотно отскочили вниз, под обыгрыш). А дальше была маленькая сказка!

Муриэль и Ди Натале тратят по одному касанию, Тото мягко выводит Баду (убегает от Паскуаля) в свободное пространство – выход один на один. Ганец обрабатывает мяч так, будто у него вместо ног ласты. В итоге обе прекрасно выстроенные атаки идут коту в трубу или даже не коту, а Баду (с ударением на «у», как и должно быть).

Оба раз Страмаччони грамотно разводит центр поля «фиалок», в первом моменте, просто исключая его длинной передачей и своевременным, заблаговременным открыванием под перевод, а во втором – получая преимущество первого хода и четко его реализуя. Оба момента при счете 0:0, как бы развернулась игра, забей Удине хотя бы раз – никто не узнает. Это уже бесконечный простор для фантазии, ведомой сослагательным наклонением, если бы, а вдруг, вот тогда бы… Ну и в таком духе. Все это – вопрос реализации, поэтому, к слову, так часто и слышим: по игре смотрелись хорошо, результат отрицательный. Это не парадокс, это футбол.

И безусловно нет никакой возможности не восхититься лишний раз тем, как играет Куадрадо (в атаке, естественно). Да, колумбиец бесполезен в обороне, теперь уже, думается, насовсем, но каков же в атакующих действиях чертяка! Второй гол - шедевр, причем его простота даже слегка размывает контуры выверенной, продуманной игры «Удинезе» (данный эпизод сильно смахивает на атаку «зебр» с переводом Аллан→Гильерме).

Собственно вся голевая комбинация «фиалок» это три момента.

Момент первый – Куадрадо получает мяч довольно глубоко на фланге и, потоптавшись в одном ему подходящем стиле, отдает длиннющую диагональ в штрафную на рывок Бабакару. Здесь, конечно, большой привет левому защитнику, точнее зоне левого защитника (Пирис убежал атаковать, страховать его взялся Аллан, успевший закрыть фланг, но позволивший Куадрадо выполнить передачу без давления, словно тренировочную).

Момент второй – позиционная игра Иличича. Словенец рывком сдергивает на себя обоих центральных защитников, освобождая зону по центру штрафной для включения партнера. Классический момент, только в учебники заносить: ложное открывание игрока атаки, на ближнюю, и передача ему за спину в свободную зону.

Момент третий – включение в свободную зону Бабакара. Видмер всю дорогу двигается неторопливо за форвардом «фиалок», даже не попробовав приблизиться к сенегальцу, и предсказуемо проигрывает рывок Бабакару, который много чего напорол (у него без этого ни один матч не проходит, молодой еще), но в эпизоде с первым голом – был там, где нужно и заковырял важнейший мяч, а в данном моменте – изящно в касание обработал длинную передачу еще и на полном ходу, следующим движением расстреляв голкипера. Из парня толк будет, уже сейчас выглядит временами очень прилично, если не бросит работать над собой, через год придут люди из ПСЖ и скажут – отдайте его нам на одном им понятном языке многомиллионных контрактов (ну или не из ПСЖ, еще откуда-нибудь, но придут точно).

Почитать:

Восход солнца в Милане, тучи в Турине и две серые тени на «Джузеппе Меацца»

Противоестественное выживание «Эмполи». И естественное – «Палермо»

Плакать и аплодировать. Земан и Мадзарри

Любить (,) Пиппо!

Страна бумажных аэропланов. Винченцо Монтелла

Огненное озеро. Джампаоло Паццини

С тобой или без тебя наша страсть будет жить. «Наполи» и его Бенитес

€балотелли. В погоне за собственной тенью

Жизнь после смерти. Персональный Иисус для Макса Аллегри

ZZубами щелк. Зденек Земан снова в деле

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
+29
Популярные комментарии
Andresito
+1
Огромное вам спасибо)
BT
+1
“Зачем держать на скамейке кого-то из пары Мертенс-Инсинье, если играть могут оба (Лоренцо - под нападающим, а Мертенс – на фланге)?”

Мертенс несколько более прямолинейный, но зато и скоростной игрок, не зря он лучше всего смотрится, когда выходит на замену на усталых защитников. Инсинье же в этом сезоне смотрится отлично именно на фланге. Зачем менять хорошо работающую схему? Плюс ротация – сезон длинный.

Бенитес двигал ближе к атаке еще Джерарда в Ливерпуле. Там это работало прекрасно – не вижу, почему не может работать и с Гамшиком. Там более что, в общем-то уже вполне работает.

Трактовка первого гола Наполи несколько непонятная.

«Марек не идет в штрафную помогать Игуаину (там для этих целей есть центральный защитник Кулибали, оставшийся в линии нападения после стандарта), он ищет пространство в центре, в зоне, куда бы мог смещаться, играй не под нападающим, а в паре центральных, ну или опорных хавов.»

По мне, так Гамшик находится именно там, где и должен находиться по своей позиции. Оба опорника рядом с Инсинье – играй Гамшик на этой позиции, и он был бы там – чем тогда закончился бы эпизод? Не понимаю логики.
rmn
+1
Вот это текст! Уважение вам, автор.
art_plus_tab
0
Спасибо за труд! Продолжайте в том же духе)
Mitrofan
0
Круто! Спасибо за статью.
Написать комментарий 5 комментариев

Новости

Реклама 18+