10 мин.

Фиалки под мескалином. Два главных новогодних итога Серии «А»

Выбор лучших – идея худших

Фото: fcjuventustorino.blogspot.ru  

Человеческое восприятие происходящего штука забавная и большей частью примитивная. Если что-то заканчивается, то непременно нужно подвести итог и выбрать самое-самое, желательно противоположное по сути. Отобрать лучших из лучших и отсеять худших из остальных, сделать глубокомысленный вздох и двинуться дальше. Без этого никак, вот просто никак.

Бороться с данной тенденцией нет никакого смысла, поскольку подобное занятие изначально обречено на поражение, сдобренное чаще всего общественным порицанием. Выхода здесь два: либо игнорировать, либо поучаствовать. Второй вариант всегда веселее, особенно если есть подходящее настроение, поэтому его и будем придерживаться.

Самый главный итог первой половины итальянского футбольного сезона – отсутствие героя. Нет такого персонажа, который бы воспарил над всеми и одним своим существование снимал все вопросы. Ни методично убирающий с пути соперников, точно снег с предновогодних улиц, трактор Антонио Конте, ни выработавший максимум из предоставленного материала Петкович, ни «Интер», превращенный Страмаччони в конструктор «Лего» и уж тем более ни погрязший в очередных исконно итальянских скандалах и растерявший все, что только возможно «Наполи» - никто из них не был тем самым героем, ни командно, ни личностно.

Впрочем, героев можно искать не только там, где ясное небо и перспективы, но и там, где все плохо, а если и не все, то многое. К примеру, изумительные полсезона отыграл Джанлука Педжоло, тащивший проклятую футбольным богом «Сиену» из болота, порой едва ли не в одиночку. Из вратарей он точно был лучшим, но называть главным героем чемпионата голкипера команды, покоящейся на дне таблицы – определенно некий подвид шизофрении.

Можно, конечно, поиграть в Кэпа и ткнуть пальцем в таблицу бомбардиров, но и здесь ждет разочарование от промаха. Раскрученный до безрассудства Эль-Шаарави неплох и вполне заслужил многие из написанных о нем слов, но лидер атак «Милана», к примеру, здорово уступает в разносторонности действий и особенно в их постоянном подтверждении тому же Ламеле из безумной «Ромы». Если бы не травма аргентинца, то, вполне возможно, лидера снайперской гонки звали бы иначе.

Ну или пара опытных ребят – Клозе и Ди Натале. У главной «зебры» Серии «А», быть может, получается не самый яркий год, но свое Антонио забивает, а, учитывая специфику нынешнего «Удинезе», это совсем не мало. Клозе и вовсе стал украшением петковичевского пирога. Без Миро «Лацио» терял едва ли не половину мощи, начиная глючить и всячески хандрить. Но что оба форварда сделали такого, чего мы о них не знали? Оба работают на своем уровне, оба, безусловно, красавцы, но не более.

Так можно продолжать бесконечно и дойти до полного безумия, вспомнив, что, к примеру, все еще молодой да талантливый Альберто Палоски наколотил пять мячей, потратив на это четыре полных матча, если суммировать все игровое время, и это в «Кьево» - чем не повод? По-моему, ничем не хуже любого из лидеров бомбардирской гонки. А есть еще Пирло, про которого всегда вспоминают, когда нет кого-то другого. Все же знают, как играет Андреа, не на конкретном отрезке, а вообще, по манере то есть. Многим даже этого вполне достаточно, в конце концов, команда лидирует, Пирло – гений, значит, он и есть главный герой. Смешно? Ну так, именно по такой схеме вручаются золотые мячи, только там свой «Пирло», вернее их несколько. Призы буквально можно раздавать по очереди: кто там из вас был в прошлом году лучшим? Передай мячик следующему.

Это и есть практически идеальный пример выбора лучшего, чистейшая примитивная вкусовщина и ничего более. Ну да бог с ним, тем более все-таки были в первой половине сезона два явления, быть может, не идеальные, но совершенно точно уникальные в своих проявлениях. О них и скажем.

«Фиалки»

Фото: livesicilia.it  

Символично, что первый и последний тексты в календарном году приходятся на долю Монтеллы. О работе Винченцо сказано многое, практически все. Собрал команду заново, поставил понятную, стабильную игру, держал курс спокойно и без истеричных изменений. Реанимировал Льяича, реинкарнировал Писарро и Тони, дал развернуться развеселому Куадрадо, спокойно пережил рокировку Настасич – Савич, в конце концов, явил итальянскому футбольному люду Ронкалью и Борха Валеро. Последний, к слову, как раз таки был одним из лучших в сезоне, но все же не лучшим, просто «одним из».

Реклама 18+

Футбол Монтеллы стабилен и понятен. Он может не нравится, временами и вовсе раздражать, но, во-первых, он осознан, а, во-вторых, приносит результат. Флорентийский спрут на первый взгляд не слишком изящен и подвижен, но это обманчивое впечатление. Он захватывает мяч всеми щупальцами сразу, выплевывая в ворота соперника из удобной ему зоны. Сочетание быстрой фланговой игры и довольно размеренной, выплетаемой через центральную зону, практически максимально расширяет вариативность действий. Команда способна действовать по-разному, причем эта особенность запрограммирована изначально. В центре поля собраны игроки готовые самостоятельно решать, как развивать комбинации, меняя векторы движения и перестраивая собственные порядки под наиболее подходящий способ. Это команда с искусственным интеллектом.

Без спада «фиалки» все же не обошлись, травмы выкосили необходимых исполнителей, система хоть и функционировала, но с явными перебоями. Что симптоматично – вылетали игроки атаки, а сбоила оборона. Еще один показатель того, что Монтелла сумел за максимально короткий срок сконструировать общий организм, где все взаимосвязано, даже если так и не кажется.

Сейчас некоторые провалы легко сходят с рук восходящей тренерской звезде. Не додавили «Ювентус», обожглись на «Кьево» и особенно обидно на «Парме», сгорели «Интеру», были разодраны на части «Ромой». Пока это все спускается на тормозах, затмеваясь положительными результатами и ровность хода, но так будет продолжаться не долго. Монтелла не просто обратил на себя внимание, он обрел собственный стиль, и теперь спрос с его работы будет только расти, возможно, даже по итогам нынешнего сезона, по сути, пилотного для «фиалок» возникнет масса вопросов, если осечки будут повторяться, выводы отсутствовать, а развитие командного организма застопорится.

Но Монтелле определенно удалось главное – он создал бренд имени себя, приковав к нему не просто внимание, а весьма определенный интерес. Это особенно впечатляет, если учитывать, что «Аэроплано» понадобилось на все про все полтора сезона и две команды.

А еще он прекрасно знает, как себя вести на скамейке, доводя собственный образ практически до идеала. Нет никаких провокаций, истерик и бешенства. Чаще всего Винченцо выстраивает на лице гримасу недовольного и слегка виноватого ребенка, порой с выражением безнадежного романтика растворяет взгляд в пустоте или же размышляет о чем-то своем, глядя под ноги. Он, кстати, бесконечно похож по мимике и поведению на Лучано Спаллетти, просто один в один.

Футбол под мескалином

Фото: asromainrete.wordpress.com  

«У  нас  в  распоряжении оказалось  две  сумки травы,  семьдесят пять шариков  мескалина, пять  промокашек  лютой  кислоты, солонка с дырочками,  полная кокаина,  и целый межгалактический парад планет всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунда... а также  кварта текилы, кварта рома, ящик «Бадвайзера», пинта сырого эфира и две дюжины амила»

Именно так и никак иначе выглядит стандартный набор болельщика «Ромы», потому что без данных препаратов воспринимать происходящее на поле невозможно. Зденек Земан взорвал Серию «А», ровно так же, а может и серьезней, катастрофичней нежели за год до этого Серию «Б». Этот старый террорист приготовил новую бомбу, словно решил разнести к чертовой матери весь мир перед уходом на пенсию. Хотя в то, что Зденек уйдет на покой не верится совсем, скорее его увезут на скорой прямо со скамейки запасных во время очередного матча.

Как мы все жили без него? Как Серия «А» выносила собственное существование без этого морщинистого бунтаря? Сейчас кажется, что он был здесь всегда, будто и не пропадал на десятилетие.

Если уж и выделять особенных, то по одному довольно простому принципу: нужно представить без кого конкретный сезон был бы не похож сам на себя, без кого он осиротел. Талантливый, прилежный ученик Монтелла и безумный, безумный Земан. Остальных можно смело забыть, серьезно. Всё остальное – нормальная жизнь итальянского футбола, бытовуха в сущности. А эти двое раскрасили сезон в фиолетово-красно-желтые тона, наполнив его оригинальностью вкуса.

Возвращаясь к Земану, нельзя не сказать о двух половинах первой половины сезона. Поначалу это был вполне реальный трип. Будто закинулся сразу всем, что было в списке, и реальность лопнула, вывернувшись наизнанку. Мячи влетали во все ворота сразу, игра не подчинялась никакой логике, повсюду кишели проклятые летучие мыши, какие-то девицы трахались с полярным медведем, а происходило все это на безумной карусели.

Чуть позже по сезону стало легче, волны расшатывающие сознание стихли, явив неожиданную реальность – «Рома» вполне себе освоилась в схемах чешского старика, ожила, став из истерично-припадочной довольно внятной и разумной. Сумасшедший настрой, помноженный на физическую готовность и возведенный в квадрат вертикального футбола – теперь норма для Рима. Команда была сломлена психологически, прошла через кошмары отходняков и освоилась в новом теле.

Реклама 18+

Земан раскрыл потенциал состава, еще не полностью, но близко к тому. Он сделал ставку на тех, кого посчитал нужными и не менял свое решение, не смотря ни на что. Он верил в свой выбор и давал играть тем, кого другие, причем любые другие, тренеры и на пушечный выстрел не подпустили бы к составу. Молодые прогрессируют, старые переустанавливают операционные системы, а команда живет. И она, команда, прекрасна.

Вертикальный, страстный, даже отчаянный футбол Земана – главное украшение сезона, как новогодний подарок всем, кто не болен фанатской агонией, кто мечтал увидеть живую, дышащую полной грудью команду.

Конечно, дела идут не без проблем и это еще мягко сказано. Нет смысла открещиваться от недостатков, тем более, когда они настолько очевидны и многочисленны. В футбол Земана просто физически невозможно играть постоянно, матч за матчем. Неоткуда черпать спортивную ярость, взвинчивая себя до состояния киношного Халка. «Рома» то и дело берет паузы, проигрывая «Кьево» между двумя ритуальными жертвоприношениями «Фиорентины» и «Милана». Помимо этого в пассиве вагон пропущенных мячей, то и дело теряющая связь с реальностью оборона и более чем частые удаления (еще один показатель того, что пробки в головах игроков при таком давлении буквально вышибает).

Но плюсов в этой ситуации едва ли не больше. Тахцидис, Маркиньёс и Флоренци в Риме надолго, это уже очевидно, данная троица определила свой жизненный да и футбольный путь на годы вперед. Эрик Ламела превратился при Земане из инфантильного и не слишком уместного юноши в фантастическую атакующую машину. Ей богу, сыграй аргентинец первый круг без травм – был бы лучшим. А еще чешский бунтарь вернул Италии Императора. Даже и не вспомнить, когда последний раз Тотти был в таком же фантастическом состоянии. Он свеж, подвижен, заряжен, наблюдать за Ческо всегда было невероятно увлекательно, но в нынешнем году это чистое, ничем не разбавленное наслаждение.

И пусть им не взять трофеи, пусть это безумный и нерасчетливый в долгосрочной перспективе путь, пусть так. Но без них невозможно жить, не то, что смотреть футбол. К слову, Земан и есть этот самый футбол. Он олицетворяет собой игру, суть которой голы, а не трофеи. Возможно, практически все уже забыли об этом, но это так. Главное в футболе, как и в любой игре – страсть, то, что делает ее живой, настоящей. А титулы для неудачников.

«Рома» превратилась при чехе в настоящую волчью стаю и здесь вновь уместно вспомнить еще одну цитату из книги старика Хантера Томпсона. Цитата, впрочем, не его, но она использована в книге: «Тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком…» Доктор Джонсон

Реклама 18+

Про Земана можно писать вечно, но всему есть предел. И раз уж так получилось, что текст насквозь процитирован, то лучшим способом оборвать повествование будет еще одна заимствованная характеристика, определяющая безумного чеха лучше тысяч других слов. Именно этими словами заканчивается книга Томпсона и с этих самых слов начинается другая, та, что пишется Земаном в Риме прямо сейчас: «Я чувствовал себя человеком, способным на поступок, и просто достаточно больным, чтобы быть абсолютно уверенным в себе».

Портреты первой половины сезона:

Уволенные и назначенные тренеры

Эль-Шаарави

«Наполи»

Инсинье и Дибала 

Донадони/Манчини

Косми

Аллегри

Земан

Страмаччони 1 и 2

Монтелла