6 мин.

В нашей легкой атлетике, наконец, добрались до босса: поймали на фальсификации, он покрывал лидера сборной

Возможно, вы устали от стыда в легкой атлетике настолько, что уже не следите за ней. Но свежая история, которая, наконец, из слухов превратилась в официальный факт, поразит вас в самое сердце.

Сразу к главному.

Athletics Integrity Unit (Подразделение по обеспечению честности в легкой атлетике) предъявило обвинения президенту Всероссийской федерации легкой атлетики (и одновременно министру спорта Самарской области) Дмитрию Шляхтину и еще четырем чиновникам ВФЛА в грубых нарушениях антидопинговых правил.

Им вменяется нарушение двух пунктов Всемирного антидопингового кодекса WADA:

• фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля, включая отказ сотрудничать со следствием и воспрепятствование расследованию;

• соучастие – помощь, поощрение, способствование, подстрекательство, вступление в сговор, сокрытие или любой другой вид намеренного участия в нарушении или попытки нарушения антидопинговых правил.

Иными словами – махинации, с которыми российских спорт ассоциируется несколько последних лет.

Прежде чем перейти к чудесным подробностям, пара слов о Дмитрии Шляхтине.

Это человек, который возглавил нашу атлетику в начале 2016-го с единственной целью: переформатировать ВФЛА после дисквалификации, вернуть ей доверие и членство в Международной ассоциации, а российским легкоатлетам – флаг, гимн и возможность выступать на соревнованиях без специального фильтра.

Но почти за 4 года у него не получилось ничего, кроме одного – доказать миру, что спортивные чиновники в России не умеют работать честно.

Нашей атлетике в 10-й раз продлили бан. Допинг-свита до сих пор в деле, а боссы под подозрением

О подозрениях в адрес Шляхтина заговорили еще в июне в связи с кейсом вице-чемпиона мира-2017, чемпиона мира-2018 в помещениях по прыжкам в высоту Данила Лысенко. Он безоговорочный топ-атлет: летом 2018-го взлетел на 2 метра 40 сантиметров – из русских до него выше прыгал только Иван Ухов (2,41), а вообще из людей всего пятеро. Действующие легкоатлеты такого уровня в России наперечет: Ласицкене, Шубенков, Сидорова...

Лысенко пропустил 3 допинг-теста за год (привычное для российских спортсменов нарушение) и получил отстранение еще летом 2018-го.

Но российская сторона не согласилась с таким решением и обратилась в Спортивный арбитраж. Интересы спортсмена в CAS представлял адвокат Артем Пацев, известный по делу бобслеиста Зубкова – олимпийского чемпиона на территории России.

По информации британского издания The Sunday Times, в защиту спортсмена были собраны документы, из которых следовало, что Лысенко не был доступен для тестирования по независящим от него причинам: болел и пропустил визит допинг-офицеров. Это могло стать уважительной причиной для отмены или сокращения бана, но на слушаниях устные показания Лысенко и письменные доказательства вдруг стали противоречить друг другу, вызвав подозрения.

Позже выяснилось, что документы о болезни Лысенко подписывал несуществующий врач, а по адресу клиники, выдавшей справку, находится разрушенное здание. Не спешите признаваться, что тоже лечились в такой больнице, тут другой случай – регистрационные номера тоже оказались поддельные. 

Да, Россию действительно могут отстранить от Игр-2020. У МОК есть все основания

При чем тут Шляхтин?

По июньской версии The Sunday Times, Лысенко сознался, что фальсификация документов – идея чиновников ВФЛА при участии президента Шляхтина. Глава, услышав о подозрениях, поначалу включил привычную риторику об антироссийских настроениях в преддверии конгресса IAAF, но к осени подготовил подробности.

«Нам принесли справку, мы ее перевели и помогли отправить. Должны ли мы были проверять ее подлинность? Я не знаю. Впервые сталкиваюсь с такой ситуацией. И мои специалисты поступили так, как посчитали нужным – просто перевели и переслали дальше. Правильно поступили или нет – до сих пор не знаю. Но в том, что Федерация не делала эту справку, я уверен на 150 процентов. Данил раскаялся и даже обратился в полицию с заявлением о явке с повинной. Ждем завершения расследования».

Вы тоже видите в словах Шляхтина только один намек? Лысенко лично фальсифицировал справки, но потом раскаялся в подделке и сдался полиции, а Федерация, конечно, не при делах.

Но Athletics Integrity Unit затеял собственное расследование в коллаборации с РУСАДА, которое длилось 15 месяцев.

Вообще Athletics Integrity Unit – сравнительно новый независимый орган, созданный IAAF в 2017-м для обеспечения честности в легкой атлетике не только по допинговым делам, но и по всем остальным – махинациям с возрастом спортсменов, результатам соревнований, гендерным и коррупционными вопросам. Дело Лысенко – не первое для AIU, в 2018-м долгое расследование против легендарного кенийца Асбеля Кипропа закончилось 4-летней дисквалификацией.

Расследование по делу Лысенко на заключительном этапе включало:

• 22 допроса свидетелей;

• изучение 14 электронных запоминающих устройств (мобильные телефоны и жесткие диски компьютеров), изъятые в том числе и в ВФЛА;

• цифровой судебно-медицинский анализ более 6 терабайт собранных электронных данных;

• перевод около 7 тысяч документов и записей с русского на английский язык.

Неутешительный для России итог проверки – должностные лица ВФЛА были вовлечены в предоставление ложных объяснений и поддельных документов для выгораживания Лысенко. 

В легкой атлетике – допинг и безнадега. Путин торопит с возвращением, а РУСАДА за разгон всего руководства

Всего их пятеро – кроме Шляхтина, это исполнительный директор ВФЛА Александр Паркин, член Правления и глава Московской областной федерации Артур Карамян, начальник отдела спортивных программ Елена Орлова и антидопинговый координатор Федерации Елена Иконникова.

Также обвинения предъявлены Лысенко (по 3 пунктам – нарушение местонахождения, фальсификация и соучастие) и его тренеру Евгению Загорулько. 

К чиновникам пока приняты промежуточные санкции – отстранение от должности. 

Шляхтин уже объявил, что покинет пост президента на время расследования, а его первые комментарии не выглядят оптимистичными.

«Только сегодня были получены документы. В настоящий момент юристы изучают обстоятельства дел и предъявленных​ обвинений. Расследование по этому делу​ еще продолжается, его​ детали конфиденциальны. До 12 декабря ВФЛА и все те, кто обвиняются по этому делу, должны дать объяснение в AIU. Уведомления и ВФЛА, и все сотрудники получили. Это по 50 страниц текста в каждом случае.

Только после детальной оценки ситуации, юридических консультаций и полного понимания обстоятельств я смогу дать комментарии относительно дальнейших шагов. В самое ближайшее время будет созван президиум ВФЛА. Тогда же будут озвучены ответы на все вопросы, касающиеся моей отставки и и.о президента организации», – звонкий итог 4-летней работы Шляхтина в легкой атлетике.

Важная и самая неприятная деталь – обвинения AIU не являются исключительно персональными, а логично распространяются на всю ВФЛА, которая до сих пор в дисквалифицированном статусе. Очевидно, что шансы на скорое восстановление (и без того минимальные) теперь превратились в пыль.

До 12 декабря от ВФЛА (и от каждого обвиненного лично) ждут объяснений, после чего дела передадут в Совет Международной ассоциации для вынесения окончательного решения. 

У вас есть сомнения, каким оно будет?

Легкая атлетика в коме: минус 14 медалей, 40 забаненных, лидер забил на допинг-контроль

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Антон Денисов; globallookpress.com/Sven Hoppe/dpa, Han Yan/Xinhua