8 мин.

Sex Bomb от Плющенко знает весь мир. Американцы и русские в восторге, японцам – стыдно

Номер-легенда и его история.

Дерзкая постановка Sex Bomb от Евгения Плющенко – пожалуй, самый узнаваемый показательный номер в истории фигурного катания. Его можно обожать или считать безвкусным, но остаться равнодушным, увидев однажды, нереально.

Признайтесь – даже если вы начали следить за фигурным катанием из-за Липницкой, Медведевой или Загитовой, хотя бы раз натыкались на пикантный ледовый стриптиз внезапно подкачавшегося Плющенко.

Фишка с раздеванием на льду – горячий тренд нынешнего сезона. Сейчас ее с разной степенью откровенности используют в гала-прокатах наши топ-фигуристки – Туктамышева (тут), Медведева (тут) и Загитова (вот тут). Но тренер Алексей Мишин не стеснялся откровенных сцен на льду еще два десятка лет назад. Теперь понятно – это происходит в те редкие моменты, когда его ученикам срочно необходимы внимание, шум, расположение публики.

Нет, лайт-стриптиз на льду существовал и до Плющенко (например, в 90-е с голым торсом на показательных катался Филипп Канделоро), но у Евгения, в отличие от француза, получилось создать по-настоящему вирусный номер.

Где премьера

Март 2001-го, чемпионат мира в Ванкувере, первое золото Плющенко, принципиальная победа над Ягудиным за год до олимпийской зарубы в Солт-Лейке. Строгие, почти классические программы 18-летнего фигуриста – «Болеро» Равеля в короткой, Эннио Морриконе и «Однажды в Америке» в произвольной.

И вдруг хулиганская Sex Bomb на гала-концерте – именно в Ванкувере зрителям повезло увидеть ее впервые. Вы точно помните это, даже если увидели намного позже: Плющенко сбрасывает на лед ярко-красную куртку, жилет, потом брюки, оставаясь под конец программы с голым торсом и в золотых плавках. Прыжок через бортик, прогулки по трибуне, имитирующие будущую походку Конора, обнимашки с пожилой фанаткой…

И Мишин, и Плющенко позже признавались – этим номером они целили в американскую аудиторию, где проходил ЧМ, а через год предстояла Олимпиада. Им нужно было перетянуть на свою сторону как можно больше болельщиков, симпатизировавших в главной схватке тех лет Ягудину, который жил и тренировался в США с Татьяной Тарасовой.

Чья идея

Давида Авдыша – хореографа, оказавшемуся в фигурном катании почти случайно. На стыке 80-х и 90-х он работал главным балетмейстером Ленинградской эстрады, где ставил номера с участием гимнастки Татьяны Дручининой, встречавшейся с фигуристом Артуром Дмитриевым.

Дмитриев иногда заглядывал на репетиции будущей жены – так завязалось его знакомство с Авдышем. Скоро Артур обратился к хореографу за помощью в постановке программ для их пары с Натальей Мишкутенок – они готовились к Играм-92 в Альбервиле.

Авдыш помог Дмитриеву выиграть две Олимпиады, освоился в фигурном катании, а позже стал важным элементом в группе Мишина и личным хореографом Плющенко.

Именно Авдыш однажды подошел к Плющенко с необычным предложением – сделать из него качка на льду.

«Какого качка? – вспоминал свою скептическую реакцию Плющенко. – А бицепсы-трицепсы где возьмем? Я же спортсмен, который сидит на постоянной диете. У одиночников своеобразная фигура. Ноги – сильные и накачанные, а руки тонкие. Центр тяжести обязательно должен находиться внизу, иначе ни четверные прыжки, ни каскады не получатся.

Начали пробовать, сначала без костюма. Давид придумал движения. Вроде бы что-то получилось. Потом сделали эскиз костюма, дизайнеры сшили мне мышечный корсет — такой классный, большой. А сверху надели на него трусы и жилетку. Когда я все это примерил и посмотрелся в зеркало, чуть не умер со смеху — в отражении на меня смотрел Рэмбо из комикса. И те движения, которые Давид поставил, заиграли».

Кто шил костюм

Образ перекачанного культуриста конструировала питерский модельер Ирина Сафронова. В те годы она заведовала кафедрой дизайна в Петербургском университете технологии и дизайна и работала костюмером Ленинградского малого театра оперы и балета, создавая костюмы для классических постановок – «Фауста», «Дон Кихота» и даже «Тихого Дона».

Костюм для Sex Bomb состоял из двух поролоновых комбинезонов, прошитых в нужных местах и уплотненных синтепоном. К нему на липучках прикреплялась остальная одежда, которую Плющенко должен был оперативно сбрасывать. Корсет, имитирующий мышцы, весил больше 3 кг и совсем не пропускал воздух – первое время у Плющенко в нем даже не получались прыжки.

«Каждый раз, откатав номер и стягивая с себя груду мышц, я чувствовал себя так, словно только что вышел из сауны. Поролон не пропускал воздух, тело не дышало, я был весь мокрый. Но зато – какой эффект! Какая диета!»

Подготовка костюма – от эскиза до финального выпуска нескольких экземпляров – заняла около 3-х месяцев. Возиться с его изготовлением пришлось даже дольше, чем с самим номером, который с хореографической точки зрения выглядел импровизацией. Его постановка, по словам Плющенко, проходила между делом – несколько простых движений, подготовленных Авдышем, он выучил моментально.

Плющенко в костюме с прокачанным рельефом и обычной одежде выглядел странно.

«Перед шоу мне нужно было размяться. Я надел поролоновый костюм, жилетку, а сверху натянул тренировочные штаны и куртку. Выхожу из раздевалки, открываю дверь — и сталкиваюсь с каким-то американцем. Мужчина отшатнулся от меня как от привидения — лицо худое, а сам такой раскачанный! Уважительно пропустив меня, он долго потом смотрел мне вслед».

Главный трек 2000-го

Sex Bomb – один из главных хитов британского певца Тома Джонса. Он вышел всего на год раньше – в 2000-м, реанимировав карьеру Джонса, которому было уже под 60. Мелодия сразу взорвала европейские чарты – заводной мотив, простой текст, секс-посыл. Песню специально для Тома написали немцы Mousse T. (известный ди-джей турецкого происхождения Мустафа Гюндогду) и Эррол Ренналлс.

«Секс-бомба, секс-бомба, ты – моя секс-бомба. Детка, ты заводишь меня».

О том, что номер произведет фурор, Плющенко понял еще на тренировке в Ванкувере.

«Впервые в этом костюме я показался перед зрителями на тренировке. Во многих странах тренировки тоже проходят при полных стадионах, туда даже продают билеты. Как только я вышел на лед, трибуны грохнули — никто не понял, как я успел за такое короткое время раскачаться в два раза. А когда начал танцевать, мне аплодировали. И действительно, показательные выступления прошли на ура. Тогда я понял, что «Секс-бомб» — это безоговорочный хит».

Откровенную программу принимали не везде – например, зрителей в Японии она сильно смущала.

«В Америке и Канаде этот номер шел с большим успехом, народ хохотал, трибуны взрывались аплодисментами. Поролоновый костюм — это то, что надо было американцам. «Секс-бомб» добавил мне популярности за океаном. В России тоже приняли этот номер очень хорошо. А вот скромные и воспитанные японцы во время моего выступления стыдливо опускали глаза. А если и хихикали, то потихонечку, прикрывшись ладошкой».

Плющенко вряд ли предполагал, что номер будет преследовать его еще долго. Он катал Sex Bomb в следующем после премьеры сезоне, возвращался к ней на предолимпийском чемпионате Европы-2006, включал в ледовые концерты и шоу.

«Удивительная история происходит много лет. Куда бы я ни приезжал, все хотят мой номер «Sex Bomb» – поражался Плющенко в инстаграме после выступления осенью на испанском шоу Хавьера Фернандеза «Revolution on ice».

А год назад на юбилейном представлении «Плющенко 35» Евгений исполнил коронный номер с 4-летним сыном Александром, для которого тоже сшили специальный детский костюм с развитой мускулатурой.

Использованы фрагменты из книги Евгения Плющенко «Другое шоу»

Фото: Gettyimages.ru/Darren England/ALLSPORT, Brian Bahr/ALLSPORT, Jamie McDonald; РИА Новости/Владимир Баранов; REUTERS/Andy Clark, Robert Pratta, Christian Charisius; instagram.com/plushenkoofficial/