9 мин.

Русский биатлон-2017: новый Шипулин, возвращение Слепцовой и вечный хаос

Алексей Авдохин настраивается на зимний сезон.

В воскресенье в шведском Эстерсунде стартует новый биатлонный сезон. Полгода назад сборная России упала на дно, не выиграв ни одной медали на чемпионате мира. В команде последовали перемены (правда, косметические), появились новички, а руководство сделало всё, чтобы межсезонье прошло тихо и незаметно.

Впереди Игры в Корее, и предстоящий, предолимпийский, сезон обещает много интересного. Чего же ждать от наших биатлонистов?

Зачем сборной столько тренеров и групп?

Рикко Гросс (слева) отрабатывает свой дорогой контракт

На новый структурный эксперимент со сборной натолкнул ужасный чемпионат мира-2016 (0 медалей) – после него президент СБР Александр Кравцов решил разложить яйца по разным корзинам и разбить команды на подгруппы.

А заодно подчистить и обновить тренерские кадры – пусть по большому счету за провал Холменколлена так никто и не ответил (разве что Сергей Коновалов из старшего тренера женской команды превратился в ассистента, а функциональщик и добрый приятель Кравцова Сергей Ефимов просто остался в структуре сборной – на позиции аналитика).

Поиск тренеров тянулся до мая и вышел настолько хаотичным, что, например, Виталий Норицын приехал на первый сбор в Кисловодск, чтобы продолжить работу с юниорами, и только там узнал, что назначен тренером женской группы.

Валерия Медведцева (тренера другой группы, который формально старший) вызвонили в последний момент, когда уже нужно было подавать заявки в Минспорта. Вопрос с назначением решился за полдня. Медведцев, всегда мечтавший работать со сборной, получил второй шанс. В 2011-м он сезон поработал с мужчинами, теперь – представился шанс с девушками.

Только надолго ли? В русском биатлоне тренеры как перчатки, а руководство давно не понимает логику назначений.

В мужской команде тоже две равнозначные группы – Рикко Гросса и Андрея Падина (в прошлом году его молодая компания считалась резервом). Плюс мини-группа Андрея Крючкова.

Неразберихи в обеих командах прибавилось – новая структура не отлажена, зоны ответственности не распределены, принципы отбора групп четко не прописаны, да и старшие тренеры сборных до сих пор не назначены (президент СБР пообещал объявить их имена по окончании этапа Кубка IBU – ровно в день старта Кубка мира).

Что-то подобное было в 2011-м, после Игр в Ванкувере, когда команда Прохорова/Кущенко зачем-то так же издевалась над Хованцевым/Коноваловым и Медведцевым/Ткаченко. Позже Анатолий Хованцев в интервью Sports.ru так описывал этот период:

– Как будто из загона нас выпустили: все рвались, кто и что лучше предложит. В итоге начался поиск компромиссов, это сразу сказалось на атмосфере.

На самом верху этих нагромождений располагается масштабная фигура Александра Касперовича – формально главного тренера, который озвучивает все решения, но непонятно, за какие из них отвечает. 

За самые неприятные истории последних лет – дисквалификацию суперталантливого ученика (Логинова), потерю управления и конфликт с мужской сборной, бездарный чемпионат мира – отвечал точно не он. 

А кто вообще отвечал-то?

Опять намудрили с отбором?

Формально никакого отбора в сборную на декабрьские этапы не планировалось – составы должны были определять тренеры «с учетом результатов контрольных стартов на заключительном этапе подготовки».

Получилась традиционная сумятица – наличие нескольких групп раскрутило конкуренцию уже на предсезонке. Кого-то отцепили, не дождавшись заключительного этапа подготовки, кому-то предложили отбираться на Кубке IBU, но в любом случае плоды многомесячной подготовки к долгому сезону снова свелись к умению выгодно подвестись к паре ноябрьских стартов.

Зажжет ли Шипулин?

Антон больше не хочет говорить о суперцелях и мечтать о Хрустальном глобусе – прошлый сезон получился слишком поучительным. Но все равно биатлониста сильнее в сборной пока нет (если после каких-то гонок это будет Евгений Гараничев – команде пойдет только на пользу).

Шипулин снова готовился к сезону отдельно от всех – с тренером Андреем Крючковым, помощником Николаем Лопуховым, спарринг-партнерами Алексеем Волковым и когда-то очень быстрым лыжником Евгением Дементьевым.

Главное изменение в нынешней подготовке Шипулина – появление полноценного тренера по стрельбе. Если прежде лучший настройщик стрельбы Андрей Гербулов пытался управлять точностью Антона дистанционно, то теперь работает с ним постоянно. И уже успел получить нагоняй от Касперовича.

Пока Шипулин не поражает сверхготовностью – 4-е место на контрольном старте в Бейтостолене с тремя промахами, 21-е в лыжной гонке на 15 километров там же. Хотя, возможно, это и к лучшему. Сезон длинный, и быть готовым #прямосейчас – не самоцель.

Вернут ли квоту женщины?

Светлана Слепцова тренируется под надзором Валерия Медведцева

Пока нет ни одной причины, почему это должно произойти.

Женская команда стала сильнее, стабильнее и увереннее прошлогодней?

Вряд ли – из тройки лучших биатлонисток прошлого сезона в новый сборная входит без двух (Екатерина Юрлова только что родила дочь, а Дарью Виролайнен отрезали от команды даже слегка демонстративно), а третью, Ольгу Подчуфарову, тренеры планируют уберегать от стартов по максимуму.

Новые тренеры обещали чудеса? Тоже нет. «С тридцатых позиций в лидеры никто никогда не выскакивал», – этот тезис Виталий Норицын проверял и на себе.

Другие топ-сборные понесли потери и теперь повалятся? И здесь не выходит – надеяться точно придется только на себя, а с этим в последние годы у нашей команды большие проблемы.

Восстановилась ли Подчуфарова?

В прошлом сезоне у главной надежды русского биатлона сил хватило только на первую часть – дальше были сплошные мучения, трудности со здоровьем, провальный чемпионат мира и нелепые тренерские оправдания.

Подчуфарова снова в обойме (в группу к Норицыну ее определили, не оставив выбора), но форму, кажется, набирает с трудом (8-е и 9-е места в тюменских стартах сборной, 7-е место в Бейтостолене).

«Если Подчуфарова не будет готова, на Кубок мира она не поедет. Наша главная задача – решить все вопросы с ее здоровьем и подготовить эту спортсменку к чемпионату мира», –  через десять дней после этого Касперович объявил о том, что Подчуфарова побежит суперспринт в Эстерсунде.

А когда вернется Логинов?

26 ноября 2016 года – в этот день истекает двухлетний бан за эритропоэтин самого талантливого российского биатлониста последних лет, о котором кто-то, возможно, успел забыть.

Что это значит? Логинов получит возможность официально тренироваться (во время дисквалификации он мог вести только индивидуальную самоподготовку), выступать на любых соревнованиях и, наконец, вернуться в мировую элиту.

Конечно, в декабре на этапах Кубка мира (и Кубка IBU, скорее всего, тоже) Александра не будет – он не проходил централизованную подготовку с командой (это считалось бы грубым нарушением) и просто не мог никуда отобраться.

Зато Логинов сможет погонять на этапах Кубка России, а его главная цель – декабрьские старты в Ижевске. Пара лучших биатлонистов оттуда напрямую попадет в сборную на январские этапы Кубка мира.

Появятся ли в командах новые имена?

В женской – почти наверняка (Виктория Сливко – на фото – получила квоту на супермикст, но, увы, заболела), в мужской, хочется верить, тоже.

В обеих сборных назрели перемены – после самого неудачного чемпионата мира в истории это стало совсем очевидным.

Но перемены хочется видеть не спорадические, как это происходило в последнее время (примеры Корнева и Поварницына на американских этапах, или Бабикова на ЧМ в Холменколлене, куда он поехал с тремя кубковыми гонками и внушительным кредитом недоверия), а продуманные.

Сейчас ближе всех к мужской основе из новичков, пожалуй, Петр Пащенко (3-е место на отборе в Бейтостолене) и Матвей Елисеев (четыре гонки в прошлом сезоне КМ). Сигнал для Дмитрия Малышко и Максима Цветкова, которые уже не раз давали повод усомниться в своих способностях.

В женской команде состав пока вообще настолько броуновский, что выставлять на этапы можно Акимову, Подчуфарову и кого угодно – хоть Слепцову, Глазырину и Шумилову (да-да, они все еще бегают), хоть Кайшеву, Шестерикову и Сливко – хуже не станет. Хотя доверия больше все-таки достается девушкам немного постарше.

Русский биатлон снова разочарует?

Сезон почти официально объявлен экспериментальным – Россия будет моделировать подготовку к Олимпиаде в Пхенчхане. Очень удобный аргумент для любого отрезка сезона – проверка сил, постоянные эксперименты, проходные старты, бессмысленный чемпионат мира.

«Нужно будет выйти на максимальные скорости к этапу Кубка мира в южнокорейском Пхенчхане. Планируем пойти к этому старту тремя разными направлениями. Не хочу раскрывать секретов», – Касперовичу остается только посочувствовать, что этапа в Пхенчхане не было год назад.

Этап Кубка мира в Южной Корее пройдет в начале марта, спустя две недели после чемпионата мира. А все, что случится с русским биатлоном до весны – судя по словам главного тренера, просто не стоит воспринимать всерьез.

Мы и не будем. Потому что воспринимать наш биатлон всерьез невозможно.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Евгений Тумашов (2); biathlonrus.com/Андрей Аносов (5)