26 мин.

PRO разбор лучших программ в фигурном катании. Алёна Косторная - Adios Nonino. Часть 1

Косторная

В своём первом же международном сезоне российская фигуристка Алёна Косторная выстрелила, как настоящий феномен. Нередко, когда говорят "взрослое" катание или "женское", то имеют ввиду довольно размытую и субъективную вещь. Однако применительно к Алёне за этой оценкой профессионалов и ценителей стоит реальное мастерство, удивительным образом проявившееся в 14-летней девушке. 

Косторная - тот редкий случай, когда из основы фигурного катания, т.е. из скольжения, идёт и всё остальное. Как говорит признанный российский тренер и технический специалист Виктор Кудрявцев: "тот, кто хорошо скользит, тот хорошо и прыгает". Прыжки, дорожки, вращения фигуристки на очень высоком уровне, а прекрасная пластика и невероятный природный магнетизм уже привлекли к ней десятки тысяч поклонников. 

Однако любой успех невозможен без классных программ. Прекрасный хореограф Даниил Глейхенгауз  в произвольной программе прошлого сезона отразил свойственные Алёне чувственность, музыкальность, но абсолютной сенсацией стала короткая: стильная, неординарная, мирового уровня. Мы её подробно разберём по абсолютно всем составляющим. 

В 1-й части разбора вас ждёт перечисление всех связующих шагов и элементов, подробнейший разбор техники, объяснение структуры программы. Во 2-й части подробно проанализируем вторую оценку - компоненты. Хочется напомнить, что в прошлом сезоне правила имели отличия и разбор мы будем проводить по правилам прошлого сезона. 

Консультацию по некоторым вопросам провела автор прекрасного блога "Доброе ФК"  Юлена, за что выражаем ей бесконечную благодарность. 

За основу для разбора взят прокат с юниорского чемпионата мира прошлого года. Наслаждайтесь:

===========================================================================

Хореограф-постановщик - Даниил Глейхенгауз

===========================================================================

МУЗЫКА - Dos cadencias sobre "Adiós Nonino"

Исполнитель - Пабло Циглер, пожалуй, самый знаменитый пианист в жанре nuevo tango. 

Краткий экскурс в музыкальную композицию программы. Дословно она переводится как "Две каденции на "До свидания, Нонино". "Adios Nonino", - одно из самых известных танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Оно начинается с очень узнаваемой мелодии, исполняемой им на бандонеоне (инструмент из серии ручных гармоник).

Однако музыка из программы Алёны не включает в себя тот самый мотив. Чтобы не утомлять вас рассказами о том, что такое каденция, скажем, что композиция из программы зачастую являет собой фортепианное вступление или завершение к известному танго как, например, вот здесь

ПОЧЕМУ СЛОЖНО КАТАТЬСЯ ПОД ЭТУ МУЗЫКУ?

Dos cadencias sobre "Adiós Nonino" не имеет единого ритмического рисунка и темпа. Это соло на фортепиано можно сравнить с импровизацией. Ритм и темп постоянно меняются, как и настроение музыкальной темы. Фигуристу и постановщику важно попадать в сложные фразы, в акценты, обладать навыками резко или плавно меняться в канве программы. 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНУТРИ МУЗЫКИ

Глобально по явным сменам настроения и темпа композицию Dos cadencias sobre "Adiós Nonino" можно разделить на 3 части. По этой трёхактной структуре выстроен и сюжет программы.

1-ая часть: игривое, заманчивое вступление, завязка сюжета с частой сменой ритма и темпа музыки

2-ая часть: спокойное, но интригующее развитие сюжета

3-я часть: нарастающая громкость и темп - кульминация и развязка. 

Программа фигуристки по элементам же разложена так, что 1-я часть: до дорожки шагов. 2-я часть: дорожка. 3-я: прыжковые элементы.

 

 ==========================================================================

РАЗБОР СВЯЗОК. ВВОД

Большинство шагов и элементов в фигурном катании имеют свое название и классификацию. К наиболее распространенным из простых шагов относятся: базовый, подсечка, беговой. Их переизбыток говорит о скудном разнообразии и сложности связок в программе и негативно сказывается на второй оценке в компоненте TR ("transitions" - связки). В то же время подсечки и беговые позволяют фигуристу набирать высокую скорость при заходе на элементы. 

Также фигурист может использовать шаги, исполняемые на двух или одной ноге и не относящиеся к сложным: зубцовые шаги, дуги, перетяжки, кросс-роллы, скрещенные шаги, шассе, широкие шаги и др. 

К сложным шагам, а, точнее, поворотам относятся: твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки, чоктау.

К несложным шагам-поворотам относятся: тройка и моухок.

Также фигурист может наполнить свою программу связующими элементами и это будет учитываться в оценке разнообразия связок. Связующие элементы: кораблики, бауэры, спирали, ласточки, выпады, гидроспирали, циркули, пистолетики и др.

К необязательным элементам, которые, тем не менее, могут значительно украсить структуру связок программы и повлиять на общее впечатления относятся: подпрыжки (в т.ч. "мазурка", "козлик" и др.), прыжки в полоборота, полтораоборота или оборот типа ойлер, валлей, внутренний аксель, перекидной, "аксель на ту же ногу", Hitch kick и др. Оригинальные, украшающие прыжки типа: бедуинский, прыжок в продольный шпагат, поперечный шпагат, балетный прыжок ("ballet jump"), Stag jump и др. 

Фигурист может добавлять в программу собственные находки, оригинальные движения, прыжки и т.д.  

==============================================================================

РАЗБОР СВЯЗОК. ПРИМЕР

В разборе связок будут использоваться аббревиатуры типа RFI, LBO и т.д. Пугаться их не надо. Можно на эти аббревиатуры внимание не обращать, но для тех, кому интересно, это - профессиональная терминология, где: первая буква обозначает ногу (R - right, правая; L - left, левая) вторая - направление движения (F - forward, лицом вперед; B - back, спиной) третья - ребро конька (I - inside, внутренне; O - outside, внешнее) 

Таким образом, если мы пишем, что фигурист исполнил чоктау (RFI-LBO), то это означает, что он двигался вперед на внутреннем ребре конька правой ноги, но сменил направление движения, перейдя на внешнее ребро левой. 

В русской традиции обычно пишут сделал чоктау с правой ноги вперед-внутрь - назад-наружу. Как видим, англоязычня терминология более ёмкая.

Также при разборе дорожки шагов будут использоваться сокращения п/ч и пр/ч (по часовой и против часовой стрелки), т.к. там это важно для определения уровня дорожки.

=================================================================================

 ИТАК. ЧАСТЬ 1. СВЯЗКИ + ТЕХНИКА (ПРЫЖКИ, ДОРОЖКА ШАГОВ, ВРАЩЕНИЯ)

 

"Ох уж этот взгляд!" В течение всей программы фигуристка как бы ведет диалог с конкретным зрителем, пленяя его и маня.

Начинается программа с эффектной растанцовки и хореографической комбинации, в течение которой Алёна делает зубцовый шаг назад и разворот против часовой стрелки.

Далее следует широкий шаг - подсечка - шассе (LBI-RBO) - выкрюк с выносом свободной ноги (RBO-RFO) - шассе (RFO-LFI) - зубцовая подпрыжка с разворотом пр/ч и приземлением в скрещенную позицию ног - хореографическая поза на ход назад:

 

Далее: дуга RBI - подсечка - оригинальный прыжок п/ч в один оборот LBI-RBI - разворот для захода на вращение (RBI-LFO)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вращение FSSp4 (прыжок во вращение волчок 4-го уровня). Базовая стоимость = 3.0 

*переходы между позициями не идут в число оборотов этих позиций

Во время прыжка сделано 1 и 1/4 оборота

1-ая сложная вариация базовой позиции принята на втором обороте после приземления: волчок в сторону (SS). В ней совершено 11 оборотов. Дальше через смену ребра с внутреннего на внешнее и ускорение вращения следует переход в сложную вариацию "волчок сзади" (SB) - минимум 4 фиксированных оборота. На выходе из вращения фигуристка совершает еще 2 оборота. 

Основания для проставления 4-го уровня. Для проставления 4-го уровня необходимо набрать минимум 4 критерия сложности. В данном случае засчитываем:

1) Сложная вариация захода прыжком

2) Явное увеличение скорости в волчке

3) Сложная вариация - волчок в сторону (SS) 

4) Сложная вариация - волчок сзади (SB) 

Т.е. вращение 4-го уровня.

GOE.

Итоговая оценка за любой технический элемент складывается из базовой стоимости + оценки за качество исполнения (GOE). При хорошем исполнении судьи проставляют от +1 до +3. За средний +1 в этом вращении к базовой стоимости прибавлялось 0,5, соответственно, за +3 прибавлялось 1,5. 

Пункты GOE для вращений:

1) хорошая скорость или ускорение во время вращения - засчитывается. Скорость в первой позиции волчка выше 2 и 1/4  оборота в сек. что превосходит показатели большинства фигуристок мира.

2) способность быстро установить центровку вращения - засчитывается. Отклонение от первоначальной позиции в течение всех оборотов маленькое.

3) сбалансированность вращения во всех позициях - засчитывается. 

4) явно большее, чем требуется, число оборотов - на усмотрение. В первой позиции сделано 11 оборотов при необходимых 8.

5) хорошая, сильная позиция (и) (включая высоту, позицию в воздухе/приземления в прыжках во вращение) - засчитывается. В частности, прыжок во вращение сделан на большой высоте, во время него фигуристка занимает позицию волчка, выпрямляя ногу параллельно льду. Все остальные позиции также сделаны безупречно.

6) необычность и оригинальность - засчитывается. В первой позиции ("нога сбоку") оригинальное, сложное положение: кисть правой руки завёрнута под ногу. 

7) хороший контроль во всех фазах вращения  - засчитывается

8) соответствие элемента музыкальной структуре - засчитывается. Приземление с прыжка во вращение совпадает с явным музыкальным акцентом, далее в композиции следует небольшая пауза и начинается adagio-piano - неспешный тихий отрезок. С окончанием вращения музыка вновь набирает громкость и темп. Т.е. элемент призван выделить музыкальную фразу и сюжетный переход программы.   

GOE с запасом +3. Умножаем на коэффициент 0,5 и получаем, что GOE = 1,5.

Итоговая оценка за вращение: базовая + GOE = 3  + 1,5 = 4,5 балла 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее связки:

бауэр на внутренних ребрах (RFI-LBI) - скобка RFI-RBO с оттянутой левой ногой и красивой хореографической позой:

- скрещенный шаг (RBO-LBI) - зубцовая подпрыжка (полоборота п/ч) - тройка (RFO-RBI) - подсечка - моухок (RBI-LFI) - выпад на правую ногу - двукратная тройка (RFI-RBO) подряд с отведенной в сторону свободной ногой - ласточка - скрещение - оригинальная спираль Алёны (левая нога отводится вверх и в сторону, руки сцеплены за спиной, причем левая рука обхватывает левую ногу) - переход в спираль Керриган:

 

 Далее: выкрюк (RBO-RFO) - шассе (RFO - LFi) - бауэр (LFI-RBI) - тройка (RBI-RFO) - скрещенный шаг (RFO-LFI) с "подзывающим" жестом левой рукой - дуга (LFI):

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комбинированное вращение со сменой ноги 4-го уровня - CCoSp4. Базовая стоимость = 3,5

В зафиксированной первой базовой позиции (либела) сделано 3 оборота. Далее переход к сложной вариации: либела в сторону (CS). В ней зафиксированных 3 оборота. Далее: как минимум, 4 оборота в сложной позиции стоя "прямо и в сторону" (US). На выходе из вращения сделано 2 оборота.

Происходит смена ноги (с правой на левую) и ребра (с внешнего на внутреннее).

В сложной вариации позиции волчка "вперед" (SF) 3 оборота. Далее следует редкая вариация, небазовая позиция (NBP): в позиции стоя фигуристка наклоняет корпус на 90 градусов, согнутую правую ногу кладёт на бедро левой спереди, руки при этом вытягивает вверх в замке над спиной. 3 оборота в зафиксированной NBP. На выходе из вращения сделано 2 оборота.  

Таким образом, фигуристка в этом вращении сделала все три необходимые для него базовые позиции (либела, волчок и стоя), без которых нельзя получить полную базовую стоимость. 

Основания для проставления 4-го уровня. Нужно минимум 4 черты сложности

Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт сложности, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. 

Засчитываем на правой ноге:

1) Сложная вариация - либела в сторону (CS)

2) Сложная вариация - стоя прямо и в сторону (US)

Засчитываем на левой ноге:

3) Сложная вариация - волчок вперед (SF)

4) Не-базовая позиция (NBP)

 

GOE.

1) Хорошая скорость и/или ускорение - да.

Скорость высока и явное ускорение в позиции стоя тоже имеется.

2) Быстро установленная центровка вращения - на усмотрение.

Центровка на всех позициях, кроме стоя, установлена быстро и держится. В позиции стоя есть незначительное заметное отклонение.

3) Сбалансированность вращения во всех позициях - да

4) Явно большее, чем требуется, число оборотов - нет

5) хорошая, сильная позиция - на усмотрение

Все позиции, за исключением стоя, технически сделаны идеально. Стоя (I-Spin) не достаточно выпрямлена опорная нога.

6) необычность и оригинальность - да.

В позиции "либела в сторону" свободная рука отводится вверх в красивом жесте. Небазовая позиция (после смены ноги) встречается крайне редко. 

7) хороший контроль во всех фазах вращения - да

8) соответствие элемента музыкальной структуре - да

Данное вращение поставлено на завершающую музыкальную фразу в первой части Adios Nonino. Заход на элемент следует сразу после явного акцента, далее мелодия явно ускоряется весьма созвучно с ускоряющейся на вращении фигуристкой. В конце музыкального отрезка наступает пауза, на которой Алёна меняет ногу и вновь следует незначительное ускорение. Выход из вращения совпадает с плавным переходом к следующей части Adios Nonino.   

5 железных пунктов + 2 на усмотрение (1 в пользу фигуристки) = +3 GOE  = 1,5 балла 

Итого за элемент: 3,5 + 1,5 = 5 баллов

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее связки:

перетяжка RBO-RBI - разворот (RBI-LFO) - моухок (LFO-RBO) - шассе RBO-LBI - перетяжка (RBO-RBI) - подпрыжка пр/ч - зубцовый шаг - шассе (RFI-LFO) - проезд на двух ногах с танцевальным движением в виде заклона спины и отведением рук назад - беговой 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дорожка шагов третьего уровня StSq3. Базовая стоимость = 3.3

Сложные шаги-повороты пронумерованы. 

шассе (RFI-LFO)

1) Крюк (LFO-LBO) пр/ч

подсечка 

2) Крюк (RBI-RFI) п/ч

3) Выкрюк (RFI-RBI) п/ч

скрещенное шассе

4) Выкрюк (RBI-RFI) пр/ч

5) Серия твизлов RFI пр/ч

6) Петля RBO пр/ч

через зубцовый шаг назад перешла в выпад на правой ноге

 

шассе RFI-LFO

7) Чоктау (LFO-RBI) п/ч

тройка (RBI-RFO) п/ч  

шассе RFO-LFI

прыжок полоборота (LFI - LBO) п/ч

разворот LBO - RFO

8) Серия твизлов RFO п/ч

перетяжка RBI-RBO

хореографический элемент: зубцами левого конька отбивается музыкальный акцент

кросс-ролл RBO-LBO

9) Выкрюк (LBO-LFO) пр/ч

10) серия твизлов LFO пр/ч

11) петля (LFO) пр/ч

дуга LFO 

через толчок зубцами правой ноги переход

в моухок LFI-RBI п/ч

тройка (RBI-RFO) п/ч с выносом вперед свободной ноги

скрещенный шаг RFO-LFI

широкий шаг LFI-RFI

12) скобка RFI-RBO п/ч 

скрещенный шаг RBO-LBI

перетяжка LBI-LBO

13) чоктау LBO-RFI п/ч 

зубцовая подпрыжка RFI-LBO п/ч (полоборота) 

перетяжка LBO-LBI

разворот LBI-RFO

скрещенный шаг RFO-LFI

14) скобка LFI-LBO пр/ч

скрещенный шаг LBO-RBI

дуга RBI

перетяжка RBI-RBO

подпрыжка в полоборота пр/ч с переходом на зубец левой ноги

зубцовый шаг вперед

подсечка

15) петля LBI пр/ч

шассе LBI-RBO

тройка RBO-RFI пр/ч

бауэр на внутренних ребрах RFI-LBI

подсечка

шассе RBI-LBO

кроссролл LBO-RBO

16) выкрюк RBO-RFO п/ч

тройка RBO-RFI п/ч 

 

Таблица сложных поворотов в дорожке:

 Определяем уровень дорожки

Уровень дорожки шагов определяется количеством черт, которому он соответствует. Если есть лишь 1 черта - 1-й уровень. Для 4-го уровня, соответственно, необходимо 4 черты. Итак, черты:

1) Сложность. Сложность включает минимум 11 трудных поворотов и шагов, каждый тип считается не более 2 раз, 5 типов должны быть исполнены в обоих направлениях: по часовой и против часовой. Не засчитывается=(

Количества качественно выполненных трудных шагов и поворотов у Алёны более, чем достаточно. Однако, как видно из таблицы (выше), лишь 4 из них исполнены в обоих направлениях. В данном случае очевиден  просчет постановщика. Для черты достаточно было бы, например, вставить одну петлю по часовой стрелки. Фигуристка способна ее выполнить (делает в других программах). Вместо этого зачем-то стоят аж 3 петли против часовой. Или же можно было вместо 2-х чоктау по часовой, сделать хотя бы 1 против часовой, что для фигуристки уровня Косторной не составило бы труда.   

2)  Вращение в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении вращения): засчитывается

Фигуристка гораздо больше, чем 1/3 рисунка дорожки шагов совершает полные обороты тела, как по часовой, так и против часовой стрелки. Вспомогательные шаги без разворотов занимают совершенно незначительную часть времени и пространства. 

3)  Использование движений тела в течение хотя бы 1/3 рисунка: засчитывается

“Использование движений тела” означает видимое использование в течение хотя бы 1/3 рисунка дорожки (в сумме) любых движений рук и/или головы и/или торса и/или бедер и/или ног, которые влияют на баланс главной части тела. «Влияют на баланс главной части тела» также можно понимать как «влияют на баланс тела в целом и влияют на баланс на коньке».

Всё это относится к дорожке Алёны абсолютно: практически каждый шаг сопровождается непростой хореографией, выполненной на высоком уровне.

4) Две различные комбинации из 3 сложных поворотов на разных ногах, выполненные с четким ритмом во время исполнения дорожки. На каждой ноге считается только первая комбинация, которую пытаются исполнить: засчитывается

Комбинация на правой ноге состоит из шагов, пронумерованных с 4 по 6. Комбинация на левой ноге состоит из шагов с номерами 9, 10, 11. Обе комбинации выполнены с чётким ритмом.

Таким образом, у нас есть три черты , а это означает, что уровень дорожки - третий. 

 

GOE.

Два пункта = +1. Соответственно, для +3 нужно минимум 6 пунктов

1) хорошие энергия и исполнение - да

Дорожка сделана с необходимой энергией и подачей. Качество исполнения - очень высокое, к примеру, в отличие от большинства соперников, фигуристка совершает многие повороты на длинных дугах, что ценится и соответствует классическим постулатам фигурного катания. 

2) хорошая скорость или ускорение во время дорожки - да

Скорость максимально необходимая для такого ритма. Во время дорожки шагов следуют куски с явными ускорениями, например, во время первой серии твизлов, или в конце.   

3) использование разнообразных шагов при исполнении дорожки - да 

См. таблицу, все виды сложных шагов задействованы по несколько раз, также задействованы иные типы шагов.

4) наличие глубоких чистых ребер (включая въезды и выезды из всех поворотов) - на усмотрение

Алёна Косторная совершает многие повороты не просто на глубоких, а на очень глубоких ребрах, какие можно увидеть у лучших танцевальых пар. Абсолютное большинство шагов выполнены чисто. Однако, если придираться, то можно увидеть не идеально исполненную тройку, а из сложных поворотов - последний выкрюк, где перед сменой направления она переходит на плоское ребро.

5) хороший контроль и участие всего тела при аккуратности шагов - да

Фигуристка блестяще владеет коньковой техникой, которая и предполагает хорошую работу коленями, грамотное положение корпуса, рук и т.д.  При этом, в соответствии с хореографией дорожки, практически отсутствуют "пустые" шаги. Каждый поворот сопровождается активной работой тела, оправданными и эстетичными танцевальными движениями.  

6) необычность и оригинальность - да

Дорожка неординарная и по части построения шагов, наличия необычных элементов, и по части сопровождающей её хореографии. Используются украшающие ее движения, а также связки вроде выпада, бауэра, разнообразных подпрыжек. Положение рук во время твизлов также довольно необычное и красиво исполнено.

7) выполнение элемента без видимых усилий - да

8) элемент подчеркивает музыкальную структуру - да

Как уже писалось выше, дорожка хорошо вписана в музыку. В композиции Dos cadencias sobre "Adiós Nonino" есть "спокойная" часть. На нее и поставлена дорожка. При этом многие сложные повороты совпадают с музыкальными акцентами, что видно буквально с первых шагов.

Итак, фигуристка набрала, как минимум, 7 пунктов, т.е. за GOE +3 = 1,5 балла

Итого за элемент: 3,3 + 1,5 = 4,8 баллов 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Далее связки:

хореографическая поза на двух ногах с жестом вытянутых рук - подсечка - разворот RBI-LFO - тройка LFO-LBI - 2 подсечки - шассе RBI-LBO - перетяжка LBO-LBI - разворот LBI-RFO - cкрещенный шаг RFO-LFI - широкий шаг LFI-RFI - тройка RFI-RBO - перетяжка RBO-RBI - разворот RBI-LFO - скрещенный шаг  LFO-RFI - чоктау RFI-LBO - выкрюк LBO-LFO - тройка на флип LFO-LBI 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РАЗБОР ПРЫЖКОВ. НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

Pre-rotation - недокрут на толчке, т.е. та часть вращения, что исполнена фигуристом до момента полного нахождения в воздухе. Почти на всех прыжках необходим разный преротейшн, однако на прыжке лутц у некоторых мужчин он = 0°.

Не желательно, чтобы он был больше 180°, однако на практике это правило не применяется, т.к. по правилам пересматривать прыжки на предмет преротейшена можно было только на реальной скорости.

Недокрут - недокрут на приземлении, та часть вращения, что исполнена на льду, если фигурист не успел скрутить прыжок в воздухе полностью. Недокрут разрешается до 90°. 

Высота прыжка рассчитывается по формуле:

где g - ускорение свободного падения, t - время, проведенное в воздухе. 

Для определения времени взято видео 60 кадров в сек. корейского канала SBS. К сожалению, четкость там не идеальная, но все-таки оно позволяет более точно, исходя из того, сколько кадров фигуристка находилась в воздухе, посчитать время и далее высоту. По нему же смотрели на недокруты и преротейшены.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Каскад прыжков 3F+3T (тройной флип+тройной тулуп)

Исполнен во второй половине. Базовая стоимость = 10.56

Тройной флип:

преротейшн 90°, недокрут 60°, в воздухе 930°, т.е. больше 2,5 оборотов | Высота = 41,7 см 

Тройной тулуп

преротейшн 140°, недокрут 30°, в воздухе 910°, т.е. больше 2,5 оборотов | Высота = 41,7 см

 

GOE

1) неожиданный / необычный / сложный заход - засчитывается

Перед тройкой флипа фигуристка делает два сложных шага без разрыва (чоктау - выкрюк).

2) четко распознаваемые шаги/движения непосредственно перед прыжком - засчитывается

Скрещенный шаг - чоктау - выкрюк 

3) трудная вариации позиции в воздухе  - засчитывается

Тулуп сделан в варианте "риппон" (две руки наверху соединены)

4) хорошая высота и длина - засчитывается

Пролёт огромный, высота - солидная. Большинство девушек прыгают ниже 40 см, особенно второй (каскадный) тулуп.

5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд - засчитывается

Пункт более, чем выполнен. Растяжка - есть (свободная нога ровно вытянута и не ниже пояса). Креативный выезд - есть (перетяжка и тройка на одной опорной ноге при выезде).

6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков - засчитывается

Каскад выполнен в едином темпе: заход на огромной скорости без заминок, отсутствие большой паузы между прыжками, отсутствие остановки после второго прыжка, длинная дуга выезда.

7) выполнение всего элемента без видимых усилий - засчитывается

Нет ни одного движения, указывающего на чрезмерные усилия при исполнении каскада: усиленного наклона корпуса, "борьбы" на выездах и т.д. Каскад сделан за счёт скорости захода и грамотного использования техники толчка на прыжках. 

8) соответствие элемента музыкальной структуре засчитывается

Момент, когда фигуристка толкается на тулупе совпадает с явным акцентом. На кульминации происходит выезд. Акценты фигуристка отыгрывает движениями рук.

 

Итак, имеем редкий случай, когда можно засчитать все критерии GOE для прыжка. Т.е. +3 с запасом! За +3 на тройных полагается 2,1 балла

Итого за каскад 3F+3T во второй половине:  10.56 + 2,1 = 12,66 балла

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее связки:

на выезде из тулупа элементы на той же правой ноге, на которую приземлилась: перетяжка (RBO-RBI) - тройка (RBI-RFO) 

Далее: скрещенный шаг (RFO-LFI) - базовый шаг - прыжок "перекидной" - перетяжка RBO-RBI - разворот RBI-LFO - скрещенный щаг LFO-RFI - выкрюк RFI-RBI - шассе RBI-LBO - кросс-ролл LBO-RBO - перетяжка RBO-RBI - 3 подсечки - моухок RBI-LFI - широкий шаг LFI-RFI - моухок RFI-LBI -  прыжок в продольный шпагат (Split jump):

 

крюк RFI-RBI - прыжок "валлей" - чоктау RBO-LFI - перетяжки LFI-LFO-LFI - моухок LFI-RBI - перетяжка RBI-RBO - переход на левую ногу 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прыжок 3Lz (тройной лутц)  

Исполнен во второй половине. Базовая стоимость = 6.6

 преротейшн 90°, недокрут 45°, в воздухе 945°, т.е. больше 2,5 оборотов | Высота = 44,1 см 

 

GOE

1) неожиданный / необычный / сложный заход - засчитывается

Один из самых сложных заходов на прыжок лутц в истории: с комбинацией прыжков, сложным поворотом (крюком), двумя моухоками.

2) креативные, интересные, оригинальные шаги/движения перед прыжком - засчитывается

3) трудная вариация позиции в воздухе  - засчитывается

Лутц сделан в варианте "риппон" (две руки наверху красиво соеденены)

4) хорошая высота и длина - засчитывается

Лутц даже выше флипа и тулупа.

5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд - засчитывается

Пункт более чем выполнен. Растяжка - есть (свободная нога ровно вытянута и не ниже пояса). Креативный выезд - есть (как написано выше: тройка, переходящая в бауэр).

6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков - засчитывается

Лутц выполнен в едином темпе: заход на огромной скорости без заминок, минимальная подготовка к прыжку, отсутствие остановки после прыжка, а, наоборот, длинная дуга выезда.

7) выполнение всего элемента без видимых усилий - засчитывается

Нет ни одного движения, указывающего на чрезмерные усилия при исполнении каскада: усиленного наклона корпуса, "борьбы" на выездах и т.д. Лутц сделан за счёт скорости захода и эффективного отталкивания. 

8) соответствие элемента музыкальной структуре засчитывается

Фигуристка встает в позу выезда (арабеск) ровно на сильном музыкальном акценте. Бауэр также созвучен фортепианному проигрышу  

 

 Итак, опять имеем редкий случай, когда можно засчитать все критерии GOE для прыжка. Т.е. +3 с запасом! 

Понижающие критерии:

Помимо положительных критериев GOE у всех технических элементов есть и отрицательные. В данном случае можно говорить о том, что ребро, возможно, не чётко наружное, а плоское. Правда, в трансляции нет ни в реальном времени, ни в рапидах нет повтора с идеального (фронтального) ракурса.

А вот на чемпионате России за 3 месяца до этого фигуристка точно прыгнула  лутц с правильно наружного ребра:

 

Однако на чемпионате мира считаем, что судьи имели право снять -1 GOE, но не более, т.к. ошибка незначительна.

Итого имеем: GOE +2 = 1,4 балла  

Итого за тройной лутц 3Lz во второй половине должно быть:  6,6 + 1,4 = 8 баллов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее связки:

Приземление на правую ногу - RBO. Элементы на той же ноге после выезда из лутца: тройка RBO-RFI с переходом в бауэр RFI-LBI. 

разворот RBI-LFO - прыжок "перекидной" - прыжок "мазурка" - зубцовый шаг R - дуга LFO - скрещенный шаг LFO-RFI - широкий шаг RFI-LFI - моухок LFI-RBI - 2 подсечки - божественный ина бауэр:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прыжок 2A (аксель два с половиной оборота) 

Исполнен во второй половине программы. Базовая стоимость = 3.63 балла

преротейшн 60°, недокрут 0°, в воздухе 840°, т.е. 2 и 1/3 оборота | Высота = 41,7 см 

 

GOE

1) неожиданный / необычный / сложный заход - засчитывается

Сложный заход с Ина Бауэра, потрясающего тем, насколько элегантно и сильно фигуристке удается отклониться назад.  

2) креативные, интересные, оригинальные шаги/движения перед прыжком - нет

3) трудная вариация позиции в воздухе  - нет

4) хорошая высота и длина - засчитывается

Опять потрясающая длина прыжка. Очень хорошая высота для женского дупеля (чаще девушки прыгают двойной аксель на высоте 35 и ниже)

5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд - засчитывается

Пункт более чем выполнен. Растяжка - есть (свободная нога ровно вытянута и не ниже пояса). Креативный выезд - есть (тройка, переходящая в серию твизлов).

6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков - засчитывается

Дупель выполнен в едином темпе: заход на огромной скорости без заминок, минимальная подготовка к прыжку, отсутствие остановки после прыжка, а, наоборот, продолжительная дуга выезда.

7) выполнение всего элемента без видимых усилий - засчитывается

Нет ни одного движения, указывающего на чрезмерные усилия при исполнении дупеля: усиленного наклона корпуса, "борьбы" на выездах и т.д. Прыжок сделан за счёт скорости захода, грамотного маха.

8) соответствие элемента музыкальной структуре -  засчитывается

Прыжок идеально вписан в музыку, замедляющуюся и затихающую во время красивого захода и резко врывающуюся точно в момент приземления. Приземление с двойного акселя совпадает с началом кульминации музыки: далее она резко ускоряется и, соответственно, фигуристка ускоряется в такт на серии твизлов. И всё это сделано на одной ноге!

6 пунктов = GOE+3 = 1,5 балла (для двойного акселя)

Итого за двойной аксель: 3.63 + 1.5 = 5,13

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее связки:

Приземление на правую ногу - RBO. Элементы на той же ноге после выезда из прыжка: тройка RBO-RFI - серия твизлов RFI 

чоктау RBO-LFI - прыжок "козлик" - крюк LFO-LBO - выкрюк LBO-LFO - качалка -

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Вращение LSp4 (вращение в заклоне 4-го уровня). Базовая стоимость = 2.7

В боковой позиции заклона - 5 оборотов, из которых 3 сделаны с необычной позицией рук, образующих овал. В следующей сложной вариации "стоя в заклоне" (UL)  можно засчитать, как минимум, 4 оборота. Завершает вращение, как минимум, 5 явных оборота в бильмане (сложная вариация - UB). 

Основания для проставления 4-го уровня. Нужно минимум 4 черты сложности.

Засчитывается

1) Сложный заход (крюк-выкрюк-качалка на одной ноге)

2) Четкая смена ребра с заднего внутреннего на переднее наружное в позиции заклон 

3) Одна явная смена позиции заклона (в сторону - назад)

4) Позиция бильман после заклона (учитывается, т.к. в заклоне перед этим 9 оборотов)

и ряд других черт.

Черт сложности явно больше 4-х. Вращение 4-го уровня.

 

GOE.

1) Хорошая скорость и/или ускорение - да

Есть и то и другое. Скорость довольно высокая

2) Быстро установленная центровка вращения - да

Не только в первой, но в каждой позиции центровка устанавливается быстро и удерживается на протяжении исполнения. Есть небольшое отклонение при смене позиций.

3) Сбалансированность вращения во всех позициях - да

4) Явно большее, чем требуется, число оборотов - нет

5) хорошая, сильная позиция - да

6) необычность и оригинальность - да

В первых двух позициях положение свободных рук/руки встречается редко. 

7) хороший контроль во всех фазах вращения - да

8) соответствие элемента музыкальной структуре - да

Роскошное вращение являет собой кульминацию всей музыки, четко выделенной сильными долями и акцентами. Точно на завершающий акцент фигуристка делает жест рукой по выходу из вращения.  

7 пунктов = GOE +3 = 1,5 балла

Итого за вращение: 2,7 + 1,5 = 4,2 балла 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Завершающая хореографическая комбинация с рядом разворотов, с победной грациозной и эффектной финальной позой, обращённой к тому же зрителю:

 

================================================================================

ИТОГО. ПОДСЧИТЫВАЕМ ОЦЕНКУ ЗА ТЕХНИКУ

После проведённого анализа складываем баллы за все технические элементы: вращения, дорожку, прыжки.

Получаем: 44,29 баллов

Это на 2,75 балла больше, чем то, что поставили в протоколах. Небольшая разница обусловлена 2-мя факторами:

а) небольшие снижения на лутце, где в протоколах средний балл +1, но мы пришли к выводу, что должно быть +2. 

б) все судьи редко ставят +3, а на юниорском уровне - никогда (традиция). Оценки Косторной за GOE итак уникальны (всего одна +1, если не считать лутца, все остальное +2, +3)

==================================================================================

Ссылки: блог "Доброе ФК" Юлены

Формула высоты прыжка взята из блога Pashka Ternov о статистике ФК.