12 мин.

Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии

После распада «волшебного трио» у «Ювентуса» наступил небольшой спад. Клуб наблюдал за тем, как «великий «Интер» становился заметной силой в Италии, и как они вместе с «Миланом» добивались успеха на европейской арене в 1960-х годах. Когда миланским «братьям» удалось поднять планку для всех итальянских клубов, привезя домой континентальные трофеи, Джанни Аньелли понял, что для достижения тех же высот его любимой Старой Синьоре потребуется нечто особенное. Сначала Адвокат считал, что этим «нечто» сможет стать парагвайский тренер Эриберто Эррера, и тот, завоевав скудетто сезона 1966/67 в дополнение к Кубку Италии, выигранному двумя годами ранее, заставил всех поверить, что Аньелли сделал мудрый выбор. Но успех не был развит, и после пяти лет в Турине противоречивый «Железный сержант» покинул клуб. Бесстыдно перейдя в «Интер», он, тем не менее, сразу же выиграл еще один титул уже с нерадзурри.

После ухода Эрреры произошло событие, которое осталось в памяти у болельщиков бьянконери почти на два десятилетия и продолжало будоражить умы фанатов годы спустя. Эррера ушел, чтобы заменить в «Интере» своего однофамильца Эленио, «Ювентус» же, закончивший предыдущий сезон на неприемлемом пятом месте, принял решение обновить состав. Антонелло Куккуредду был подписан на левый фланг, а полузащитник Ромео Бенетти, без которого было невозможно представить основной состав сезона 1968/69, был отправлен в «Сампдорию». Данные перестановки образовали брешь в полузащите, заполненную, в конечном счете, Беппе Фурино, чья двадцатилетняя карьера была освещена ранее.

Однако успех был еще далек, а беды Старой Синьоры не завершены. Луис Карнилья продержался в роли тренера несколько месяцев, Эрколе Рабитти вовсе оказался временщиком. Легендарный Армандо Пиччи, капитан того самого «Великого «Интера», возглавил бьянконери в следующем сезоне, но покинул свой пост уже в феврале из-за болезни. Скончавшись в мае от рака в возрасте всего 35-ти лет, он стал первым из череды игроков, выступавших под руководством Эленио Эрреры и подозрительно рано отправившихся в мир иной.

На место Пиччи неожиданно был назначен бывший игрок сборной Чехословакии Честмир Выцпалек, близкий друг Бониперти, который ранее помог первому устроиться на работу в юношеский сектор. Повышение бывшего нападающего в должности было риском для нового президента, но риск окупился сторицей, когда Выцпалек привел почти не изменившийся состав к скудетто. Повторение успеха стало более простой задачей благодаря приобретению голкипера сборной Италии Дино Дзоффа. Став легендой после победы адзурри на чемпионате Европы 1968-го года, голкипер усилил и без того впечатляющую линию обороны.

Крепкий и куда более атлетичный, чем большинство вратарей того времени, Дзофф был отвергнут «Ювентусом» и «Интером» в четырнадцатилетнем возрасте из-за низкого роста, который составлял тогда всего 1,5 метра. За следующие четыре года он вырос на ошеломляющие 33 сантиметра и подписал контракт с «Удинезе» в 1961 году. Дебют в составе зебр пришелся на катастрофическое поражение от «Фиорентины» со счетом 2:5. В течение следующих двух сезонов Дзофф постепенно совершенствовал свою игру, перейдя в «Мантову», а затем в «Наполи», откуда получил вызов в сборную. Первый матч за адзурри был проведен год спустя в четвертьфинале чемпионата Европы 1968-го года, положив начало пути к завоеванию золотых медалей турнира и став первым шагом к статусу игрока, проведшего наибольшее количество матчей за сборную Италии.

Несмотря на проигранную конкуренцию за место в основе сборной на чемпионате мира двумя годами позже вратарю «Кальяри» Энрико Альбертози, выдающаяся игра во внутреннем чемпионате позволила Дзоффу перейти в «Ювентус» в 1972 году.

Клуб и игрок не стали вспоминать прошлый неудачный опыт, и голкипер проявил себя великолепным образом, проведя непревзойденную серию из 330-ти матчей подряд в Серии А. Уровень игры Дзоффа придавал огромную уверенность защитникам. Казалось, что он никогда не ошибался при выборе позиции, а его хладнокровность передавалась партнерам по команде даже в самые напряженные моменты матчей.

Но даже присутствие Дзоффа в воротах было все еще недостаточным для «Ювентуса», павшего в своем первом европейском финале от гола Джонни Репа. Выцпалек, пытавшийся преодолеть трагическую смерть сына, перешел на неполную занятость на должность скаута и через некоторое время вовсе покинул клуб, не сумев оправиться от понесенной потери. Новые успехи в Италии были достигнуты бьянконери под руководством бывшего игрока «Юве» Карло Парола, но, несмотря на победы, Бониперти, Аньелли и «Ювентус» продолжали поиски человека, который смог бы привести команду к завоеванию европейского трофея, поставив клуб по этому показателю в один ряд с «Миланом» и «Интером».

По иронии судьбы, человеком, принесшим «Юве» долгожданную славу, стал тот, кого отвергли ранее россонери. Джованни Трапаттони, бывший игрок, выигравший в футболе все что можно, был выдворен из «Милана» после недолгого пребывания в роли главного тренера клуба, и «Ювентус» не преминул воспользоваться возможностью пригласить его. Новому рулевому был предоставлен состав, включавший будущих великих игроков, таких как Марко Тарделли, Клаудио Джентиле и Гаэтано Ширеа, которым была дана возможность впервые надеть знаменитые черно-белые футболки.

Назначение Трапаттони привело к мгновенному преображению в, возможно, сильнейшую команду в истории клуба и в одну из самых невероятных команд Европы. «Ювентус» легко завоевал скудетто и установил рекорд, набрав 51 очко из 60-ти возможных, а также наконец-то познал вкус победы в континентальном турнире. Убрав со своего пути «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити», бьянконери вышли в финал, где им предстояла встреча с «Атлетиком» из Бильбао. Именно в том финале Беттега вписал свое имя в историю бьянконери, забив решивший судьбу противостояния гол в ответном матче в Испании.

Подвиг команды также был примечателен тем, что она была полностью составлена из итальянцев, впоследствии никому не удалось повторить это достижение. Но для того «Ювентуса» это было лишь начало, и в следующем сезоне они выиграли очередное скудетто. Следующие два года принесли лишь Кубок Италии, но команда заматерела, и 1981 и 1982 года принесли еще два чемпионства. Последнее было завоевано в сезоне, сюжетным поворотам которого позавидовали бы даже голливудские сценаристы.

Паоло Росси, дисквалифицированный в 1980 году за участие в договорных матчах, вернулся в Турин готовым принять участие в трех заключительных встречах чемпионата, после истечения срока дисквалификации. К нему присоединились Антонио Кабрини, Массимо Бонини и Серджио Брио, добавив качества и без того впечатляющему составу, имевшемуся в руках Трапаттони. Тем не менее, к последнему туру бьянконери подошли, имея равенство по очкам с «Фиорентиной», и учитывая относительно легких соперников, все было готово к драматичному финалу сезона.

Виола отправилась в гости к «Кальяри», в то время как «Юве» принимал уже вылетевший «Катандзаро», который незаслуженно был лишен пенальти в первой половине встречи. Болельщики гостей непрерывно оскорбляли Росси, их крики стали только интенсивнее после того как Старая Синьора получила право на пенальти за игру рукой. Лиам Брейди подошел к мячу, зная, что «Ювентус» уже продал его в «Сампдорию», несмотря на достойное выступление игрока сборной Ирландии в течение сезона, контролировавшего темп каждой игры, в которой он принимал участие. К сожалению, правила лиги позволяли каждому клубу иметь в составе только двух иностранных игроков, и «Юве», уже имея в качестве одного из легионеров Збигнева Бонека, сделал выбор в пользу подписания Мишеля Платини.

«Несомненно, он играл решающую роль. Мы могли иметь семь или восемь игроков сборной Италии, но именно Брейди привнес опыт и индивидуальность в состав, его роль в полузащите была жизненно важной», - Джованни Трапаттони.

По слухам, Брейди был в слезах, когда президент Бониперти сообщил ему о трансфере, доведя многих ювентини до аналогичного состояния. Несмотря на это в решающий момент Брэйди показал редчайший профессионализм, спокойно отправив мяч в угол и завоевав вечную славу в глазах всех, кроме болельщиков «Фиорентины», возненавидевших его за этот гол. Вскоре список личностей, презираемых болельщиками виолы, пополнил рефери Маурицио Маттеи, отменивший гол «Фиорентины», который давал им надежду на победу в чемпионской гонке.

«Ювентус» праздновал свое двадцатое скудетто и право нашить вторую золотую звезду на футболки, но для многих игроков сезон на этом не заканчивался. Дзофф, Кабрини, Джентиле, Ширеа и Тарделли отправились в Испанию на чемпионат мира, турнир, в котором Росси превратился из осужденного мошенника в культовую легенду. Он стал лучшим бомбардиром чемпионата, в котором Италия одержала безоговорочную победу со всеми шестью ювентини в стартовом составе финального матча, и завоевал «Золотую бутсу» и «Золотой мяч», как лучший бомбардир и игрок турнира.

Невероятным образом удача повернулась лицом к игроку, впервые присоединившемуся к «Ювентусу» еще юношей, но не сумевшему закрепиться из-за травм колена. После трех операций клуб сдался и отправил его в аренду в «Комо», выступавшего в Серии B. Играя на фланге в надежде, что данная позиция убережет его от рецидивов, Росси редко впечатлял своей игрой и вскоре вновь сменил клуб, отправившись в «Виченцу». Данный переход перезапустил его карьеру, благодаря тому, что тренер Джованни Баттиста Фаббри из-за травм других игроков был вынужден попробовать его на позиции нападающего. Это преобразило Росси – он начал показывать невероятную способность освобождаться от опеки в чужой штрафной. Он забил 60 голов в 94-х матчах за «Ланеросси» (прим. переводчика: в 1953-1990 годах клуб носил название «Ланеросси Виченца»), заплативших «Ювентусу» ошеломляющую сумму в 2.6 миллиона лир за соглашение о совместном владении игроком.

Росси стал самым дорогим итальянским игроком, но в 1979 году «Виченца» вылетела, и он отправился в аренду в «Перуджу». Именно там Паоло был вовлечен в Тотонеро (прим. переводчика: «Totonero 1980» - первый в истории итальянского футбола крупный скандал, связанный с договорными матчами) и получил двухлетнюю дисквалификацию. Росси всегда отстаивал собственную невиновность, и тренер сборной Италии Энцо Беарзот сохранял веру в нападающего, взяв того на чемпионат мира 1982-го года, несмотря на ужасные физические кондиции. Что и подтвердилось в первых матчах: Росси был едва способен контролировать мяч и отдавать передачи, итальянская пресса назвала его «призраком, бесцельно блуждающим по полю».

Его жизнь перевернулась в игре против Бразилии. Сначала Кабрини навесил с левого фланга, и Росси, как он это делал много раз до этого, ускользнул от защиты, чтобы головой отправить мяч в дальний угол ворот. Затем нападающий забил еще дважды, а Италия смела со своего пути команду, которая благодаря присутствию таких игроков как Сократес, Зико и Фалькао, считается лучшей командой в истории среди тех, которые не смогли выиграть Кубок Мира. Звездный час Паблито продолжился в полуфинале дублем в ворота Польши и еще одним мячом в финале против ФРГ.

Росси был признан лучшим футболистом Европы, несмотря на еще большую звезду, присоединившуюся к «Юве» сразу после того, как Дзофф поднял завоеванный трофей в испанское небо. Будучи капитаном сборной Франции, достигшей на том турнире полуфинала, не было ни одного игрока, начавшего предсезонные тренировки таким же мотивированным, как Мишель Платини. Подписанный еще в ходе прошлого сезона вместо Брэйди, он и его новые одноклубники знали, что теперь у команды было все необходимое, чтобы достичь еще большего величия.

Влияние Платини на «Ювентус», Серию А и европейский футбол во время его пятилетнего пребывания в составе бьянконери неоспоримы. До прибытия в Италию он вдохновил «Нанси» на победу во втором французском дивизионе и Кубке Франции, а затем отправился в «Сент-Этьен», сильнейший французский клуб того времени, с которым за три проведенных сезона выиграл чемпионство в Лиге 1. Платини потребовалось некоторое время, чтобы приспособиться к новому чемпионату, но в итоге он набрал свою лучшую форму, сыграв важную роль в завоевании Кубка Италии и еще одном проигранном финале еврокубка. Француз завершил сезон лучшим бомбардиром Серии А и повторил успех Росси, выиграв свой первый «Золотой мяч».

Тем не менее, поражение от «Гамбурга» Феликса Магата в финале Кубка Европейских Чемпионов разозлило команду Трапаттони и мотивировало ее на достижение новых высот. «Ювентусу» удалось провести следующий сезон еще более успешно благодаря высочайшему уровню Платини, приведшего Старую Синьору к завоеванию скудетто и победе в финале Кубка Обладателей Кубков над «Порту». Снова став лучшим бомбардиром Серии А, Платини провел, возможно, свой самый успешный сезон, выиграв также со сборной Франции чемпионат Европы 1984-го года. Он забил 9 мячей на турнире, включая блестящий хет-трик в ворота Бельгии, стал лучшим бомбардиром и в конце года получил второй «Золотой мяч».

Под руководством Аньелли и Бониперти, Трапаттони смог окружить французскую звезду составом, способным сломить сопротивление любого соперника. Фундаментом для доминирования «Юве» в Италии стала одна из лучших защитных линий в истории футбола. Класс Дзоффа и Ширеа подкреплялся присутствием Джентиле, чья фамилия была полной противоположностью его манере игры (прим. переводчика: gentile, ит. – деликатный, любезный). Рожденный в Ливии, он получил прозвище «Кадаффи» и внушал страх соперникам еще до начала игры. Ширеа легко мог бы стать элегантным и красноречивым послом клуба, а вот Джентиле был олицетворением стиля игры итальянцев в защите 1980-х годов, скрывавшего великолепный тактический интеллект за жесткостью и бескомпромиссностью. В 1982 году в матче против Аргентины на чемпионате мира Клаудио продемонстрировал мастер-класс игры в обороне, полностью обезвредив Диего Марадону, не позволив тому повлиять на ход поединка.

Линию обороны страховал неутомимый Фурино, проделывавший черновую работу вместо Платини, пожалуй, единственного человека, способного на равных общаться с требовательным президентом «Ювентуса». Одна их малоизвестная «перепалка» произошла, когда Аньелли зашел в раздевалку после победной игры и застал Платини, курящего сигарету. Чувствуя беспокойство Адвоката, Платини спокойно указал на Фурино и сказал: «Вам стоит беспокоиться только, если ОН начнет курить». Перед Платини играли Росси, Беттега и Зиби Бонек, польский нападающий, который, казалось, появлялся на поле только в наиболее важных матчах. В начале сезона 1984/85, француз, без сомнения, был лучшим игроком мира, но впереди болельщиков бьянконери ждала еще более важная победа, добытая благодаря Платини, которого они называли просто – «Король».

Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев

Однажды

Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»

Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»

Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»

Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли

Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио

Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда

Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977

Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии

Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа

Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая

Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая