14 мин.

«ТВОЙ НОВЫЙ СЕЗОН НАЧИНАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ПРЕДЫДУЩИЙ», — О САМОМ ГЛАВНОМ В ФИЗПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТА

В преддверии плей-офф вопрос, в какой форме находится команда, как готовятся хоккеисты к решающим битвам и что является основой хорошей подготовки, становится главным. Чтобы найти на него ответ мы решили спросить обо всем профессионала своего дела, специалиста по атлетической подготовке тренировочного центра UrbanSki, основателя EvoGymPro, Максима Хилюка.

Весь процесс подготовки разделяется на три возрастных этапа: детско-юношеская школа, ближе к подростковому возрасту, игроки МХЛ, и профессиональные спортсмены — игроки ВХЛ, КХЛ, НХЛ. У каждого свои особенности. В детском хоккее свой подход. У них игры в основном по выходным и подготовка исходит из этого. У остальных в период предсезонной подготовки, либо по ходу сезона подстраиваемся под график игр и длительные паузы во время международных турниров.

С чего начинается процесс подготовки?

С тестирования исходных данных: в каком функциональном состоянии находится игрок, имеются ли травмы.  Проверяем, оцениваем его подготовленность по различным показателям, находим узкие звенья, лимитирующие спортивный результат игрока.

Следующий момент, который учитывается — какое количество времени игрок готов с нами работать. В предсезонке – это время с апреля-мая по июль. После чего они уже продолжают тренировки в расположении команды. В сезоне — перерывы внутри чемпионата. И если игрок травмирован, соответственно, период восстановления, в течение которого он может с нами работать.

А дальше от времени и степени подготовленности делается акцент в какую-либо сторону: координационная подготовка, силовая подготовка и развитие мышц, либо в сторону выносливости. И постоянно проводим контрольные тесты для понимания прогресса спортсмена или необходимости внесения корректировок. Потом эти данные предоставляем либо хоккеисту, либо тренеру. Так и у того, и у другого есть полное представление о физическом состоянии.

Перед плей-офф, по ходу сезона, сейчас на что делается акцент?

Тут тоже все индивидуально. Если есть травмы, в первую очередь, восстановление. Если спортсмен перегружен — специфические комплексы на разгрузку мышц. Но в основном все направлено на поддержание силовых кондиций и выносливости. Невозможно в короткий период развить мышечную массу, если она нужна. Ее можно только поддержать, но в плане выносливости и силы идет работа. Координация, гибкость – над этими составляющими работа идет непрерывно, в период предсезонной и сезонной подготовки.

Насколько часто спортсмен перегружен?

50 на 50. Половина спортсменов перегружены, «перебеганы», не только физически, но и психоэмоционально, и не в состоянии выполнять установки тренера. Это контроль внутри команды, такое возникает, если где-то нарушены коммуникации между игроком и медперсоналом, тренерским штабом. Возвращаем форму путем подбора упражнений на гибкость и расслабление мышц, с применением физиотерапии, массажа и так далее.

Отчего происходит такой перегруз?

И сам спортсмен может плохо понимать, какой вид нагрузки он может переносить. Может быть связано с тяжелым игровым периодом, и даже с работой тренеров,  когда они просмотрели «перетренированность» игрока. Наличие травм тоже мешает восстановлению, отчего идет компенсаторная перегрузка различных звеньев, например, позвоночника и суставов.

Какую роль в данном случае  играет питание?

Питание важно всегда. И в предсоревновательный период, когда идет только подготовка к сезону, и во время соревнований. Должен быть определенный энергетический баланс, для этого нужен контроль: при какой нагрузке что есть и в каком объеме. Во главе — культура питания. Даже в профессиональных командах, особенно на молодежном уровне, дефицит потребления клетчатки, перебор с продуктами повышенной калорийности и низкой плотностью, то есть мало полезных свойств, недостаточное наполнение и насыщение, просто перебор калорий. Когда человек съедает больше, чем тратит, у него нарушается баланс, увеличивается масса подкожного жира, могут возникнуть нарушения пищеварения и, как следствие, потеря набранных атлетических кондиций, раннее наступление утомления во время тренировок и игр.

Бывает и обратная ситуация, когда спортсмен не доедает. Это проявляется в потере мышечной массы, ухудшении координации в игре, скорости, снижении силовых показателей. В итоге, быстрее приходит перегруз, даже если сам тренировочный процесс составлен грамотно.

Каждому нужна диета или есть те, кто особо на этом не зацикливается и просто ест всё?

Есть и такие. Тут важно, как человек подходит к делу. В основном, у профессионального спортсмена в команде есть человек, который отслеживает правильность питания. Если режима нет — поел, как поел, что часто бывает, есть специальные пищевые добавки, которые могут нивелировать какой-либо дефицит питательных веществ в организме. Это тоже все подбирается индивидуально к каждому спортсмену.

Что входит в список запрещенных продуктов?

Самая серьезная «запрещенка» – алкоголь. Это вещь, которая сразу дает «эффект»: ухудшает восстановление организма, повышает давление, разрушает мышцы, вызывает спазмирование сосудов. Так что это основное, что должно быть удалено из рациона. Не так страшен даже перебор по углеводам. Так как хоккей — вид спорта довольно энергозатратный, мы можем выровнять положение. Ну, и перебор с жирной пищей тоже не желателен, чем больше жира, тем хуже усвоение всех остальных нутриентов (белков, углеводов и т.д.). Самое меньшее из зол — это перебор с белковой пищей, если совсем просто сказать, то он переварится и покинет организм.

Какие ошибки в физподготовке чаще всего совершает спортсмен и чем это грозит?

Чаще всего это неправильное выполнение каких-либо силовых упражнений, прыжковых и беговых. Если спортсмена не научили делать это правильно в молодом возрасте, он продолжает делать это неправильно, будучи взрослым игроком.

Перебор с нагрузками тоже в числе частых ошибок. Из-за этого происходит набор микротравм. Сюда же относится несбалансированное распределение нагрузки на группы мышц. Даже большинство тренеров, не говорю уже о спортсменах, зачастую неправильно разрабатывают комплексы упражнений, чтобы улучшать спортивную форму игрока. Например, несбалансированность между нижней частью тела и верхней. Руки-ноги могут быть сильными, а центр слабый. Возможная угроза — травма поясничного отдела позвоночника. Несбалансированное развитие мышц задней и передней поверхности бедра может стать причиной травм связок коленных суставов, менисков.

Любому спортсмену в любом возрасте и на любом уровне в идеале желательно заниматься с тренером. Со стороны тренер видит, что спортсмен делает неверно и в любой момент может скорректировать выполнение упражнения или их перечень.

Травма – это всегда следствие неправильной физической подготовки?

Зачастую, да. За исключением тех травм, в которых не зависит физическая форма спортсмена. Как, например, сотрясение мозга.

Дополнительные нагрузки, занятия спортсменов в межсезонье в каком случае полезны, а в каком – нет?

Это хорошо, если спортсмен продолжает тренировки и в межсезонье. Хороший тренер всегда скажет спортсмену: твой новый сезон начинается тогда, когда закончится предыдущий. Потому что уже на следующий день, после окончания сезона, ты начинаешь готовиться к новому. Форму нужно как минимум поддерживать. И такая практика, что ты месяц ничего не делаешь, а потом начинаешь «пахать», как одержимый — это так себе… Нагрузка должна присутствовать все равно, пусть в меньшей степени, но быть, чтоб не прерывать тренированность организма. И тот спортсмен, который умудряется провести хорошую подготовку в межсезонье, эмоционально разгрузиться, сменить деятельность, например, уйти от хоккея в плавание, лучше восстанавливается и лучше готов. Главная задача не перегрузиться.

Почему после паузы так меняется игра команды, в первую очередь, в результатах?

Тут нужно учитывать, что с командой делали в паузу. Могли нагрузить физически так, что игроки выходят на первые матчи перетренированными, под избыточной нагрузкой. Тренеры хотят максимально использовать эту паузу, дают увеличенные нагрузки и в игре команда уже не бежит. Еще у нас ряд тренеров порой любит создать «яму» для команды и потом ждать, что команда из нее выберется и сыграет лучше.

Второй момент – психологический. Команда набирает хорошую форму перед паузой за счет настроя, налаженных командных действий и остановка нервного напряжения и соревновательного режима в простых тренировках сказывается. Причем, «остановиться» может не вся команда, а отдельные игроки, но все, игры уже нет.

Еще такой интересный момент. В хоккее каждый игрок имеет разное игровое время. Кто-то выходит по 7-8 минут, а кто-то играет порой и по 20 за матч. После матча тренер распределяет для каждого игрока кому, в чем доработать: велосипед, силовые упражнения. Но в любом случае, игрок 3-4 звена должен готовиться к матчу так, будто ему завтра играть в первом. И для них как раз самое тяжелое — не игра, а сам тренировочный процесс.

В момент игры можно оценить физическую форму спортсмена: этот хорошо бежит, этот в отличной форме, тот – не очень?

Да, самое простое просмотр игр вживую и/или видеоанализ, плюс, для этого есть специальное оборудование для фиксации качественных и количественных данных. Основное, конечно, применение систематического тестирования игроков, но у нас очень мало команд тестируют игроков с реально работающей периодичностью, редко используют оперативные, информативные тесты, когда можно за 1-2 недели увидеть форму игрока. Ведь когда мы тренируемся, физическая форма уже на следующий день меняется, а через неделю это чуть ли не другой игрок. Пока же у нас в хоккее история такая, что игроки тестируются 2-3 раза в сезон. Увы, такие тесты мало, что показывают, тренер не может апеллировать этими данными, они не столь достоверны. Желательно тестировать игрока 1 раз в 6-8 недель, какие-то тесты проводить с периодичностью в две недели, чтобы оперативно оценить форму игрока: устал он или, наоборот, ему необходимо увеличить нагрузку, для улучшения каких-то показателей. Это все контроль и оценка физического состояния спортсмена.

В чем причина, что команды не тестируют игроков? Финансы или незнание, нежелание?

Лабораторное тестирование – довольно дорогой, объемный и затратный по времени процесс, поэтому он делается редко, а все остальные тесты могут проводиться с минимальным мобильным оборудованием, и даже без него. На это есть простые прыжковые, беговые тесты на земле и специфичные на льду… Это, кстати, должно входить в обязанность тренера по физподготовке. И тут либо незнание, либо лень и непрофессиональное отношение к работе.

К сравнению, в Европе, с теми же финскими коллегами, да и в СА, у них это все используется чаще. Там работа заточена на результат, а у нас, зачастую, как ветер подует, так и тренируют, без привязки к физиологии.

Как распределяется нагрузка по плей-офф и по регулярному чемпионату. Есть различие?

Напряженность ПО и физическая, и психологическая гораздо выше. Как и плотность игр, за определенный период, в принципе. Тут главная задача в нужное время добиться восстановления игрока, поддержать уровень тех кондиций, которые у него имеются в плане выносливости и силы, и контроль психологического состояния. С сезоном чуть проще, в нем есть паузы, когда мы можем доработать какие-то моменты, но все равно плотность игр довольно высокая. И там, и там основные задачи силовой подготовки решаются в предсезонной части. И каждому игроку начинать ее лучше… да, чем раньше, тем лучше.

Глобальное тестирование игроков обычно начинается где-то в конце июня и к этому времени каждый игрок уже должен быть в хорошей форме после индивидуальной подготовки, чтобы потом не начинать с отката. Как правило, тренеры команд любят дать сразу высокую нагрузку. Особенно тренеры старой формации. Какой-нибудь бешеный кросс дать, который ничего не дает, кроме огромных энергозатрат. Проблематика в понимании современных тенденций тренинга присутствует. Вход в сезон должен быть плавный. Идеально — начинать подготовку практически сразу после окончания прошлого.

Каких упражнений достаточно, чтобы игрок мог поддерживать нужную форму в межсезонье?

Тут скорее правильно говорить о группе мышц, какие должны работать. В хоккее основное – это лимитирующий фактор, сила и выносливость нижних конечностей, мышцы бедра, ягодичные мышцы, голень. Сюда же и мышцы туловища, брюшной пресс, косые мышцы живота и плечевой пояс. Для плечевой области могут быть классические упражнения, которыми игрок поддерживает силовые качества – жим, подтягивание. Для корпуса это обязательно упражнения со стабилизацией, с ротацией, с бросками. Ну, и работа ногами – это спринты, выпрыгивания различных вариантов. Обязательна проработка ягодичных мышц, потому что от этого зависит здоровье голеностопа и коленных суставов. И самое главное, тренинг на льду, специфичность подготовки решает многое.

Требования в подготовке в зависимости от возраста сильно разнятся?

Как правило, в юношеском хоккее у тренера нет особых требований к силовой подготовке, там больше идет работа над координацией, над гибкостью, чтоб была реакция, скорость. Когда игрок из подросткового возраста переходит во взрослую команду, мы учим игроков технике выполнения силовых упражнений. Не важно, где они дальше будут играть – в нашей стране или за океаном – мы должны быть уверены, что они смогут правильно выполнить упражнения, и смогут сами регулировать свою нагрузку в тренировочном процессе. Тренеры не всегда успевают проследить за каждым игроком в команде и наша задача подготовить молодых игроков технически.

Тем более, мы постоянно тестируем наших игроков и знаем, какие они были, на что способны и в какой форме находятся с точки зрения физиологических задатков: быстрый он или наоборот, силовой и т.д. И всегда готовы делиться с тренерами этой ценной информацией, так как зачастую тренер готовит игрока без учета его индивидуальных особенностей, и порой это приводит к завершению спортивной карьеры, просто потому что спортсмена «сломали» неправильной нагрузкой. К сожалению, это есть.

А в игровой позиции есть свои нюансы?

У вратаря практически на 100% другая подготовка. У них своя специфика, особые требования к гибкости, к реакции. Вратарь, по сути, не уходит на скамейку, он в напряжении весь матч – в этом тоже своя специфичность. Что касается полевых игроков, хоккей все больше становится универсализированным и защитник от нападающего по физподготовке мало, чем отличается. Они могут быть разными по габаритам, но в мобильности нисколько не должны уступать. В любом случае, тренер по физподготовке создает все условия и предпосылки для успешной реализации игрока в плане техники для работы на льду, дальнейшее развитие мастерства зависит от взаимодействия игрока со специалистами по технике.

По физическим данным можно спрогнозировать, что из этого парня выйдет отличный хоккеист?

По физике можно, но физика — это еще не все. Нужно все-таки уметь играть в хоккей. Мы можем подготовить чемпиона по физподготовке, но по хоккею – только в комплексе. Так что физика решает не все задачи. Она может быть уникальна, но по технике спортсмен может быть абсолютным «деревом». Хорошо, когда совпадает и то, и другое. И таких примеров к счастью много, но все равно все зависит от отношения к делу. У молодых часто оно не совсем правильное, и только когда игроку уже к 30, начинается другой подход и отношение. У него уже есть определенный набор травм, но он еще хочет играть в хоккей на хорошем уровне, тогда хоккейная мудрость соединяется с хорошей подготовкой и спортсмен продолжает играть.

Кстати, мы тоже выезжаем на игры, смотрим, как игрок проявляет себя на льду, потому что в зале он может быть одним, в игре другим. Подмечаем для себя над чем еще надо работать. Это и психология, и координация, и единоборства. Бывает, что в зале он чемпион, а на льду появляется страх. В зале всей картины не увидишь. Или, наоборот, у человека в зале координация ужасная, а на льду он шикарен. По-разному бывает. Встречается даже, что хоккеист не умеет более-менее правильно бегать.

Наша основная задача – донести игрокам, чтобы они с молодых лет понимали, что они делают, как питаются, как восстанавливаются и какие методы и средства применять, чтобы дольше оставаться в хоккее. Везде есть те, кто порой не соблюдает режим, безответственно подходит к делу. Так что состоятельность хоккеиста еще зависит и от самого спортсмена. И от работы тренера, кстати, тоже. Как тренер с детского хоккея сумел воспитать дисциплину, как родители на это влияли. Нам пока везет, у нас все молодые игроки с умом подходили ко всему процессу и сейчас все выступают в профессиональном спорте на высшем уровне.

Кто, например, если по именам?

Лев Комиссаров, Никита Попугаев, Никита Ртищев. Чуть постарше — Никита Задоров. И, Дмитрий Юшкевич, как тренер. С ним мы знакомы еще со времен игровой карьеры в ХК Металлург (Мг).

Вы сотрудничаете только с отдельными игроками или клубы тоже готовы к сотрудничеству? С самой Континентальной Хоккейной Лигой есть желание сотрудничать?

С клубами ситуация сложнее, чем с индивидуальной подготовкой игроков в межсезонье. У каждого главного тренера свой штаб, но работа в этом направлении ведётся. Тенденция к плодотворному сотрудничеству есть, клубы начинают сотрудничать в период тестирования функционального состояния игроков перед началом летних командных сборов. Если говорить о нашем желании сотрудничать с КХЛ, то да, нам есть, что предложить клубам лиги, есть конкурентные преимущества перед иностранными специалистами. Мы готовы к эффективному взаимодействию с лигой, тренерами, игроками. Спектр наших услуг достаточно широк: от тестирования, непосредственного тренинга игроков до ведения научной деятельности, обучения тренеров. Например, мы проводим курсы повышения квалификации для тренеров федерации хоккея Татарстана. С января 2020г. открыт международный учебный курс для тренеров по физической подготовке Sport & Conditioning Pro-Sport на базе Московской международной академии, при участии Академии Регби.

В заключение такой вопрос: как сохранить пик формы перед ПО, до которого остается все меньше времени?

Непростой вопрос. Нужно оценивать в первую очередь восстановление игроков и все-таки работать сообща и в доверии с тренерами, с тренерами по физподготовке, с медперсоналом и игроками. Обратная связь, хорошо налаженный контакт и своевременные корректировки в тренировочном процессе дают свой результат. Как правило, в этот период все физические кондиции уже в состоянии пика и поддержания ресурсов. Мы не перегружаем игроков, больше работаем над восстановлением.

И часто получается поддерживать диалог с тренерами?

В нашей стране – нет. У нас довольно закрытая система и тренеры очень неохотно идут на контакт, но это особенность нашего менталитета, наверное. Все сами по себе, везде закрытая информация. Но мы всегда за двусторонние отношения, нам нужно понимать, как игрок тренируется в команде. Мы в свою очередь всегда предоставляем тренерам информацию, какую мы увидели в игроке, на что нужно обращать внимание по ходу сезона. Мы открыты для общения и для корректировок. Но пока мы были в диалоге только с Дмитрием Юшкевичем. Ну, и кое-какие моменты обсуждали с врачом ярославского Локомотива. Все.

Хотя вопрос физподготовки становится все более открытым и здесь главная задача раскрыть спортсмена, а не загубить его, давая максимальную нагрузку. Никто же не раскрывает тонкости, как готовится команда, но всегда приятно видеть и понимать, что те или иные упражнения выполняются правильно или то, что спортсмен прекрасно понимает, что он делает или ориентируется в вопросах питания. Игрок должен свободно владеть информацией.

Фото: Инстаграм тренировочного центра UrbanSki