7 мин.

Большой разговор с Владимиром Малевичем: «Проверить себя и команду на европейском уровне - это дорогого стоит»

Прежде всего, поздравляю с победой в Континентальном Кубке! Какие впечатления от турнира и золотого финала?

Мы ехали туда, конечно же, с надеждой выиграть, с уверенностью в своих силах… Правда, до этого казахстанские клубы ни разу не выигрывали Континентальный Кубок - отцеплялись на полуфинальных и финальных стадиях. И, честно говоря, не было уверенности, что нам в принципе дадут выиграть - например, какие-то условия могут быть созданы по расписанию игр и так далее. Но, вопреки всем ожиданиям, всё было отлично, просто на высшем уровне - и судейство, и расписание по матчам было для нас лучше не придумаешь! Между каждым матчем у нас были сутки на отдых - а у той же Катовице [польский хоккейный клуб - прим. авт.] например, такого не было. Когда уже приехали, поняли, что к чему и что можем обыгрывать. В общем, впечатления самые что ни на есть положительные! (улыбается).

В какой именно момент поняли, что победа более чем возможна?

Да мы с самого начала верили в это. Я думаю, ни один хоккеист из нашей команды не ехал на этот турнир, не веря, что можем выиграть. Тем более что команда у нас опытная, многие ребята поиграли и в КХЛ, и в Высшей лиге. Было просто небольшое недоверие к организаторам, что может быть какой-то подвох, а так настрой был хороший. Мы собирались перед турниром, просто так, без тренировок - обговорили, как будем готовиться, чтобы не было равнодушных.

Уровень Континентального Кубка выше, чем в КХЛ или чемпионате Казахстана?

Честно говоря, не могу сказать, что он выше или ниже. Вообще кто выигрывает этот кубок, попадает в хоккейную Лигу Чемпионов. Правда, казахстанский клуб тут по территориальным соображениям не подойдёт, а вот «Юность» (Минск) в том году как раз взяла Континентальный Кубок и играла в Лиге Чемпионов - а в ней играют многие европейские команды, из чемпионата Германии, Чехии. Вот по этому, думаю, и можно оценить уровень.

Вернёмся к финалу - вели 2:0, потом неожиданно отдали преимущество. Ваш капитан, Владислав Колесников пошутил, мол, «подпустили ребятишек, но это был тактический ход».   Если серьезно - что случилось, расслабились?

Да не сказать, что расслабились… Просто это хоккей (улыбается). У «Белфаста» изначально канадский стиль хоккея - они вышли и побежали, сразу начали нас давить, поэтому было несколько удалений в итоге. Но мы ответили контратакой, забили гол, потом уже пошла равная игра. Не могу сказать, что итог был закономерный, но нам, возможно, где-то больше повезло. Забили второй гол - и при этом играли достаточно спокойно, на контратаках, могли во втором периоде вообще всю игру решить! У нас было как минимум три или четыре момента - если не стопроцентных, то на процентов девяносто девять - но вратарь «Белфаста» оставил их в игре, поэтому мы не забили. В третьем периоде так же спокойно вышли и играли так чуть ли не 12 минут. Но потом у нас случилась одна неоправданная ошибка - выкинули простую шайбу по борту, соперник перехватил и забил. Но, кстати, даже после этого сохраняли спокойствие. Конечно, и на их стороне было везение - у нас один не попал по шайбе, второй не попал - а они взяли и забили ещё один гол. Потом наш тренер взял тайм-аут, успокоил ребят, и мы всё так же спокойно доиграли - причём и у нас, и у «Белфаста» моменты были, чтобы решить всё в основное время и в овертайме. Но в итоге дошло до буллитов. И здесь я уже не скажу, что это везение. Это мастерство вратаря и отдельных игроков, которые пробивали буллиты, работа каждого хоккеиста с нашей стороны.

В составе «Белфаста» много североамериканцев, они часто дерзят, провоцируют. Тяжело было сохранить трезвую голову и избежать удалений?

Да, у них действительно много канадцев, более 60% всего состава - трое-четверо ребят и в НХЛ успели поиграть. Конечно, были с их стороны провокации, подначивания, поздние силовые приёмы, всё это было. Но, повторюсь, мы заранее в команде обговаривали те или иные моменты, что это такой турнир, где если ты дашь слабину, позволишь себе ответить на эти провокации, то это может обернуться поражением. Договорились между собой, что ни на что не ведёмся, знали, что у нас все ребята опытные, все могут играть и будут терпеть до последнего. Да, больно, но это же не шашки! (смеется). Поэтому терпели - и вытерпели, как показал результат.

С чем сопоставим этот победный финал по эмоциональному накалу?

Я думаю, на сегодняшний день это самый важный матч в моей карьере… Но, конечно, дай Бог не последний, ещё более важные матчи впереди (смеётся). Но на протяжении моей карьеры мне до этого не удавалось выиграть ни Континентальный Кубок, ни чемпионат ВХЛ или КХЛ. А на европейском уровне проверить себя, проверить команду и выиграть такой турнир - это дорогого стоит.

Ваш товарищ по команде, Вадим Ермолаев после победы сидел в раздевалке и какое-то время просто смотрел в одну точку. А Вы себя каким помните в этот момент?

Была радость и ликование на льду, а вот в раздевалке я себя уже смутно помню (смеётся). Помню, что я сидел довольный, но без сил, даже никуда не вставал. Все ходили, обнимались, а я просто сидел и наслаждался моментом (улыбается).

Вернёмся на просторы регулярного чемпионата. У Вас сейчас опыт и в российской лиге, и в казахстанской - есть между ними принципиальные отличия?

Конечно же, отличия есть по условиям. В России две основные взрослые лиги - КХЛ и ВХЛ, и казахстанская лига, конечно, не сравнится с КХЛ по организации, дворцам, раздевалкам, гостиницам… Но я считаю, что казахстанский хоккей абсолютно ничем не хуже ВХЛ. Плюс здесь не нужно никуда долго ехать на автобусе, по 10 часов куда-то лететь. Да, в Казахстане есть неважные дворцы, но их один или два, и есть несколько ледовых арен ничем не хуже уровня КХЛ.

Что касается игры - вот в нашей команде играют 4 человека из КХЛ, в других клубах тоже есть такие ребята. И это, я думаю, показательно - не просто так они здесь остаются и играют. Опять же для сравнения - в прошлом году сюда приехал хоккеист из КХЛ, 4-5 лет там отыграл. А сюда приехал - и не подошёл. И это тоже показатель. В чём ещё даже не сложность, а скорее, плюс этой лиги - здесь нет защищённых контрактов. То есть если ты не показываешь должный уровень, на который тебя сюда приглашали - тебя могут выгнать в тот же день и без компенсации. Поэтому в казахстанской лиге ты буквально каждый день доказываешь свой уровень и мастерство. 

У «Арлана» отличная статистика - 1 место в таблице, меньше всего пропущенных шайб, все шансы на победу в «регулярке». В казахстанском чемпионате есть поверье, как в КХЛ, что победителю «регулярки» не везёт в плей-офф?

Я здесь уже второй год, хоть и с перерывом - могу сказать, что в прошлом году мы заняли второе место в «регулярке» и выиграли в итоге сам чемпионат. А до этого «Арлан» ни разу не побеждал в чемпионате, но 8 или 9 раз становился победителем «регулярки». Я не знаю, что это за стереотип или предубеждение, но факт остаётся фактом. Хотя лично я сам мало в этой верю - думаю, что имеет значение расстановка и распределение сил, тактические схемы плей-офф, потому что плей-офф отличается от чемпионата. В «регулярке» ошибку можно исправить, а в плей-офф она уже становится роковой.

Есть ли у «Арлана» принципиальное противостояние с каким-нибудь другим клубом? Как, например, ЦСКА-Спартак?

Честно говоря, я не замечал такого. Но вот интересно - не знаю почему, может, потому что у «Арлана» форма красная (смеётся), но на нас каждый соперник настраивается как на последнюю игру. Все почему-то бьются, пытаются задеть, подраться… А иногда смотришь другой матч с участием этой команды - с тобой они бились, а между собой как-то спустя рукава играют… Даже немного обидно становится (смеётся). Но, может, это я что-то преувеличиваю или не вижу того, что видят другие.

В заключение скажите что-нибудь болельщикам «Арлана» в преддверии плей-офф.

Хочу попросить, чтобы все болельщики верили в нас. У любой команды бывают плохие моменты, может шайба не идти, но всегда нужно верить, оставаться со своими ребятами. И мы, в свою очередь, не подведём, будем стараться на все сто, двести процентов и доказывать, что за нас не зря так переживают и поддерживают.

Валерия Полетаева