7 мин.

Футбол Рангника, объясненный им самим: «Я сжег видеомагнитофон изучая методы Сакки»

Немецкий специалист становится все ближе и ближе к "Милану". Но кто же такой Ральф Рангник? Каковы его система и идеи? И причем здесь Лобановский и Сакки? Ответ найден в его прошлогоднем послании сайту The Coaches' Voice под названием "Мое прозрение".

Лобановский и прозрение.

"[На тот момент] у нас не было ни книг, ни упражнений", - начал Рангник, - "У нас даже не было должного словарного запаса, чтобы описать то, что происходило на поле. Но мы знали, что это было будущее футбола. И мы должны были во всем этом разобраться.

Тогда я был играющим тренером в клубе шестого дивизиона "Виктории" Бакнанг неподалеку от города Штутгарт. Мы не были хороши, но тогда нам очень повезло - в холодный февральский день 1983 года мы столкнулись с гением!

Киевское "Динамо", команда легендарного тренера Валерия Лобановского, находилась в близлежащем тренировочном центре. Они нуждались в легком сопернике для товарищеских матчей. Через несколько минут после начала игры я остановился, чтобы сосчитать их игроков. Что-то явно шло не так: у них было 13 или 14 человек на поле? - подумал я.

Раньше нам уже доводилось играть против сильных команд, и мы, конечно же, всегда им проигрывали, но они, по-крайней мере, давали нам время на передышку. "Динамо" стало первой командой, оказывавшей систематическое давление, из всех с кем мне приходилось когда-либо сталкиваться.

Это было мое футбольное прозрение! Я понял, что есть другой способ для игры".

Сакки и сожженный видеомагнитофон.

"Пару лет спустя я был назначен тренером любительской команды "Штутгарта". Там я встретил инженера-строителя, самостоятельно обучившегося футбольной тактике. Он стал первым тренером в Германии, который ввел систему "Ballorientierte Raumdeckung", сочетавшую в себе зональную маркировку с агрессивным прессингом.

Его звали Хельмут Гросс. Мы начали вместе писать учебные пособия. [Тогда] у нас были друзья в Италии, присылавшие нам видеозаписи главного тренера «Милана» Арриго Сакки. Мы останавливали и перематывали кассеты так часто, что сожгли видеомагнитофон.

В 1998 году, когда я тренировал "Ульм 1846" во втором дивизионе Бундеслиги, я выступал на телевидении и рассказывал о преимуществах игры с четырьмя защитниками. В стране, которая подарила миру "либеро", это считалось новинкой. Можно сказать, футбольной ересью. "В тактике нуждаются только плохие игроки", - говорил тогда Феликс Магат".

Рисковать, чтобы атаковать.

"К счастью для Бундеслиги, отношение к делу изменилось. Многие команды, с которыми мы сталкиваемся (прим. в "Лейпциге") используют контр-прессинг, так сказать, борются огнем с огнем. Многие вещи, которые были революционными тогда, лет 10-15 назад, сегодня являются обыденными.

Но различия все еще есть. Недавно мы стали свидетелями возвращения системы 3-5-2 и персональной опеки.

Иногда команды припарковывают два автобуса у своей штрафной, и вынуждают нас владеть мячом, что, в свою очередь, сокращает пространство для скоростных прорывов и возможности для взятия ворот. Если вы слишком часто владеете мячом, ваша игра начинает походить на гандбол - с таким подходом далеко не уедешь.

Мы готовы отдавать рискованные передачи, даже если нас могут за это наказать, потому что это открывает нам возможности атаковать вторым темпом".

Коллективное мышление.

"Самое интересное для меня - видеть, как развивается и ускоряется игра при переходе из обороны в атаку и наоборот. Так много всего происходит за эти 8-10 секунд после того, как вы потеряли или отобрали мяч. Такие моменты решают игры, поэтому большая часть нашего обучения посвящена тому, что мы называем "роевым интеллектом" - синхронизированным движениям игроков".

Влияние тренеров по физической подготовке.

"Еще пять лет назад я думал, что невозможно, чтобы тренер по физ.подготовке сказал мне, сколько километров должна пробегать моя команда на тренировках и с какой скоростью. Но это то, что происходит сейчас. В недалеком прошлом вы должны были полагаться на собственные глаза и интуицию, подходя к этому вопросу. Но сегодня это немного похоже на аренду автомобиля: они говорят вам, сколько бензина в баке и пробег, которым вы можете воспользоваться.

Тренеры по физ.подготовке планируют интенсивность занятий на каждую тренировку. Наша работа во многом зависит от них".

Интеллект важнее физики.

"Если вы хотите развивать скорость своей игры, в первую очередь вы должны развивать умственные качества игроков, а не силу их ног.

Развитие обозначает более быстрое принятие решений, более быстрый анализ игры и ускорение действий. В "Лейпциге" мы работаем над увеличением объема памяти футболистов и скорости обработки полученной информации. Например, мы помещаем игроков в Soccerbot - машину, имитирующую предыдущие игры и позволяющую парням заново переживать ключевые моменты этих матчей.

Это словно игра на приставке. Футболистам так нравятся эти занятия, что иногда мы даже не можем заставить их остановиться".

Взаимоотношения с игроками.

"Могу сказать, что я стал немного спокойнее, как тренер. Я понял, что многие ошибки команды происходят из-за слишком эмоциональной реакции во время игр.

Важно сохранять равновесие и беспристрастно смотреть на игру, анализировать, что на самом деле происходит, и видеть то, что нужно изменить.

Опыт также научил меня, что игрокам нужны четкие правила. Но недостаточно просто взять и сказать им, что делать можно, а что запрещено. Вы должны убедить их, что соблюдение правил в первую очередь идет на пользу им самим. Раздевалка должна осознать это. И тогда они будут внимательно следить друг за другом, потому что тренер не может контролировать весь процесс. Давление партнеров сказывается на игроках сильнее, чем давление босса. Но при этом сам тренер также обязан следовать всем установленным правилам.

Мне уже 60 лет, и я благодарен, что у меня есть собственный кабинет - в основном он мне нужен, чтобы избежать музыки, которую парни слушают в раздевалке перед играми. Для меня это слишком громко. Но кроме музыкальных вкусов, у меня есть сильная связь с моими игроками. Как только вы перестанете понимать их, их страхи, их стремления, вы должны прекратить управлять ими. Мне повезло, что у меня есть два сына одного возраста с моими подопечными.

Я считаю своим долгом помочь им справиться со всеми искушениями и фальшивой реальностью, с которой они сталкиваются, когда начинают зарабатывать большие деньги. Главное - относиться к ним как ко взрослым, даже если некоторые из них все еще подростки или ведут себя так, будто они до сих пор находятся в пубертатном периоде. Вы должны объяснять им все с логической точки зрения - истолковать им, почему такие вещи, как, например, питание или сон, важны для их благополучия и их работы.

Игроки, которые не следуют режиму, больше не смогут взломать футбол из-за сегодняшних физических требований игры. Футбол стал настолько быстрым и безжалостным, что преуспеть могут только атлеты в пиковом состоянии.

Тактика, фитнес и правила очень важны, но они являются лишь средством для достижения цели. Моя работа - улучшать игроков.

Игроки следуют за вами как за тренером, если чувствуют, что вы делаете их лучше. Это самая большая, самая искренняя мотивация".