8 мин.

«Дисквалификация пошла мне на пользу». Как несчастье сделало Марина Чилича сильнее

Прервав серию из пяти поражений от Федерера, хорват впервые вышел в финал турнира «Большого шлема». Блог «Эйс на второй подаче» – о панической боязни Чиличем змей и роли в его жизни Горана Иванишевича.

Кузина и теннис

Марин рос спортивным мальчуганом – до того, как заняться теннисом, он гонял с друзьями в футбол, посещал игры гандбольной команды родного Меджугорья и, как рассказывает его отец, мечтал стать легкоатлетом. А потом был судьбоносный визит в гости к их семье (Марин третий из четверых сыновей Зденко и Ковильки Чиличей, занимавшихся выращиванием табака) кузины Тани. С собой из Германии родственница приехала с огромным рюкзаком, из которого торчали две теннисные ракетки, но, как выяснилось, играть в Меджугорье было негде. Чтобы не расстраивать сына, Зденко Чилич принялся обивать пороги различных инстанций, и через полгода в их городе появился вполне сносный любительский корт. Здесь Марин и шлифовал до 13 лет свою технику, занимаясь три раза в неделю.

С младшим братом Миле, который поддерживает Марина почти на всех турнирах.

зх

Помогает Пресвятая Богородица?

В одном из интервью на вопрос «Какую вещь ты первым делом бы спас, случись в доме пожар?», Марин ответил, что это был бы крестик, который он получил в Меджугорье (не путать с бывшей резиденцией Виктора Януковича и других украинских президентов). Это селение славно тем, что во второй половине XX века здесь наблюдались явления Богородицы, в связи с чем в город ежегодно совершает паломничество до миллиона христиан со всего света. «Деву Марию я не видел, но верю, что она и в самом деле являлась моим односельчанам», – рассказывает Марин.

Может, поэтому Меджугорье совершенно не пострадало во время гражданской войны в 90-х?

df

Встреча с Иванишевичем

К 13-ти годам Чилич выиграл несколько местечковых турниров и вполне логично стал вопрос о том, чтобы выйти на новый уровень. Недолго думая, Чилич-старший отправился в Загреб, где уговорил взглянуть на сына знаменитого Горана Иванишевича. Чемпион «Уимблдона» не стал отказывать, дав мастер-класс долговязому юноше. «У меня коленки тряслись – это же сам Горан! – вспоминает Чилич. – После встречи с ним я осознал, как много еще мне предстоит поработать». В результате Марин перебрался в Загреб, начав стремительно прогрессировать.

С Иванишевичем знаком с незапамятных времен

фы

Боб Бретт научил думать

Когда Марину исполнилось 15, Иванишевич попросил своего бывшего тренера Боба Бретта взять его под опеку. Австралиец велел привезти парнишку в свою теннисную академию в итальянский Сан-Ремо, и, спустя пару дней заявив, что «такого самородка» уже давно не встречал, согласился с ним работать. «Тренировки с Бобом помогли мне начать больше думать», – вспоминает Чилич.

У Бретта, который также успешно сотрудничал с Борисом Беккером, существует четкая система убеждений, что именно делает теннисиста великим. «Чемпион – тот, кто приумножает свой потенциал, а не тот, кто занимает первую строчку мирового рейтинга. Чемпион может выдать свой лучший теннис в самый важный момент. Он может собраться тогда, когда события неблагоприятны к нему, и решить проблему. И, наконец, преданность. Преданность самому себе, своей карьере, тренеру, семье. Все это делает игрока чемпионом», – считает Бретт.

С Бобом и спарринг-партнером

ыв

Победа на юношеском «Ролан Гаррос»

Сотрудничество с Бреттом быстро дало свои плоды: в 2005-м Чилич неожиданно выиграл юниорский «Ролан Гаррос». Неожиданно потому, что он даже не был в числе сеяных игроков. Главную сенсацию Марин сотворил в полуфинале, обыграв первого сеяного Энди Маррея, а затем в решающем матче смел с корта голландца Ван дер Дуйма, став первым победителем турнира из Хорватии.

«Было приятно победить, но я понимал, что это лишь только аванс – моей целью на тот момент был выход на взрослый уровень, – признается Чилич. – А на следующий день после победы я уже сидел за партой. Теннис, конечно, очень важен, но не мог же я не закончить школу».

e

Босниец? Теперь хорват

Уроженцу Боснии и Герцеговины Чиличу нелегко далось решение выступать под хорватским флагом, но, как уверяет Марин, у него не было выбора.

«У моих родителей не было денег, чтобы я ездил на серьезные турниры, тогда как в Загребе хорватская теннисная ассоциация снимала мне квартиру и помогала находить спонсоров. Я им очень обязан, ведь в загребской академии я оказался в очень нежном возрасте совершенно один и, если бы не поддержка этих людей, вполне мог бы сломаться», – признается Марин. 

На лондонской Олимпиаде в майке с хорватской символикой.

уц

Иванишевич на постоянной основе

Свой первый титул АТР Чилич выиграл в 2008-м году в Нью-Хэйвене, после чего добавил к нему еще 10. Девять раз Марин играл в финалах, в которых уступал – в последний раз совсем недавно, когда в Роттердаме проиграл Томашу Бердыху. Высший рейтинг у Чилича был в феврале 2010 года, когда он занимал 9 строчку, но дальнейшего прогресса не последовало, даже наоборот. Травмы, встречи на ранних стадиях турниров «Большого шлема» с топами либо будущими сенсациями сделали свое дело – в 2013-м Чилич обнаружил свою фамилию в пятом десятке тура.

Нужно было что-то менять, и летом 2013-го Чилич, расставшись с Бреттом, начал полноценное сотрудничество с Иванишевичем, который ранее иногда помогал ему на некоторых турнирах. «Раньше я был неуверен в себе, но теперь понял, что могу кое-что дать Марину. Кажется, у нас получается», – считает Иванишевич, который, прежде всего, научил подопечного действовать проще.

«Единственные матчи, которые я смотрел в детстве по телевизору, это матчи Горана на «Уимблдоне». Когда же в 14 лет он начал мной заниматься, это был был невероятный восторг. Сегодня мы очень много работаем, иногда по три с половиной часа в день, но все равно хорошо проводим время. Мне кажется, это самое важное. Работа идет прекрасно – лучше нельзя», – недавно признался Марин.

В начале года Чилич в четвертый раз выиграл турнир в Загребе.

вап

Безалаберность и дисквалификация

Но вжиться в роль у Горана получилось не сразу – его подопечный скушал неправильную таблетку и был дисквалифицирован на девять месяцев. Чилич и не догадывался, что в приобретенной им в аптеке глюкозе содержится запрещенный препарат никетамид, который классифицируется как стимулятор. Многие поддержали Чилича – например Джокович, – но были и такие, как Маррей, обвинивший в непрофессионализме, и бывший тренер Бретт, назвавший поступок Марина «безалаберностью». К счастью для Чилы, Спортивный арбитражный суд в Лозанне удовлетворил его апелляцию, и срок отлучения был сокращен до четырех месяцев. Вернувшись на корт в конце 2013-го на турнире в Париже, хорват резвился, как ребенок.

«Дисквалификация пошла мне на пользу. Я повзрослел, работал каждый день. Это помогло прибавить в «физике». К тому же у меня было время внедрить в свою игру новые элементы, и сейчас это мне помогает. Конечно, я был разозлен, потому что со мной обошлись несправедливо. Эта система вообще несправедлива. Когда ты борешься с большими организациями, ты мало что можешь сделать. Так что я принял ситуацию какой она была. И когда вернулся на корт, стер все это из памяти», – признается Чилич.

Летом прошлого года также попался друг Марина серб Виктор Троицки, который был дисквалифицирован на полтора года, но последние полгода ему скостили.

фы

Хингис, Каньяс и еще 9 самых больших допинговых дисквалификаций в истории тенниса

Матч с Куэрри

Продолжительности перестрелки Иснера и Маю на «Уимблдоне»-2010, длившейся 11 часов и 5 минут, еще долго суждено занимать рекордное место в истории. А пока на втором месте в истории «Уимблдона» расположился матч между Чиличем и американцем Сэмом Куэрри в 2012-м году (Марин выиграл 17:15 в решающем сете). Парни сражались 5 часов и 31 минуту, что на три минуты перекрывает показатель 1989 года, когда Грег Холмс дожал Тодда Уитскена со счетом 14:12.

Боится змей и слушает Эминема

С семьей и серьезными отношениями у Марина пока не сложилось. Просто сейчас все мысли Чилы связаны с карьерой и осуществлением мечты – выиграть титул «Большого шлема» и золото Олимпиады. Впрочем, это совсем не означает, что кроме тренировок Марину ничего не интересует: он любит сходить в кино и на футбол, послушать Эминема, почитать детектив и, конечно, хорошо покушать. «Есть ли у меня фобии? Да. У кого их нет? Я панически боюсь змей. Просто до ужаса», – признается Марин.

Лучший друг Чилича в жизни – соотечественник Иван Додиг, на свадьбе которого в прошлом ноябре Марин был свидетелем.

ыва