8 мин.

Оценка скоростно-силовой подготовленности фехтовальщиков - тема первой научной работы мастера спорта Адели Абдрахмановой

Аспирант Поволжского университета физической культура, спорта и туризма, мастер спорта международного класса по фехтованию Аделя Абдрахманова за свою недолгую спортивную карьеру трижды становилась победителем молодежных чемпионатов Европы в составе сборной России, серебряным и бронзовым призером Всемирной Универсиады в Тайбэе, побеждала и входила в число призеров взрослых чемпионатов России.

Параллельно со спортивной карьерой она достаточно успешно занимается наукой. За два года обучения в магистратуре по направлению «Функциональная подготовка спортсменов высокой квалификации» она в рамках подготовки своей дипломной работы приняла участие в 12 научных конференциях, две ее статьи опубликованы в журналах ВАК, выступление в рамках конкурса научных докладов на фестивале вузов физической культуры было признано лучшим. Наставники Адели в вузе признают ее весьма перспективным молодым ученым.

 Наука – это не временное увлечение  

 Отметим, что спортивной наукой Аделя занимается лишь последние два года. Первое образование бакалавра она получила на факультете сервиса и туризма Поволжского университета спорта.  После его окончания решила продолжить образование уже в магистратуре. Но направление выбрала уже другое – функциональная подготовка спортсменов высокого класса.

 К слову, именно Поволжский университет первым из спортивных вузов стал готовить специалистов этого профиля. Обязательная составляющая обучения в магистратуре – проведение научных исследований и подготовка выпускной квалификационной работы на основе их результатов.

 С сегодня спортивная наука в жизни Адели занимает огромное место.

 - В магистратуру я поступать изначально не собиралась, - рассказывает она. - Поскольку достаточно сложно совмещать учебу со спортом и хотела полностью погрузиться в спортивную деятельность. Но в жизни случаются разные переломные моменты, когда человек начинает мыслить несколько иначе. Такой момент случился и у меня. После чего возникло желание помогать людям. Поразмыслив, я пришла к тому, что мне было бы интересно это делать через то, в чем я уже добилась определенных успехов. То есть, через спорт и здоровый образ жизни. Нужно только добавить к практическим навыкам теоретические знания. Я начала готовиться к экзаменам в магистратуру по двум направлениям подготовки, связанных со спортом и физической культурой.

 Поиски своего призвания вне спорта, по словам рапиристки, связаны и с ее жизненными принципами:

 - Я продолжаю свою спортивную карьеру, но после ее завершения хочется быть востребованной за свои реальные знания, умения и навыки. За то, что делает меня ценной здесь и сейчас. Поэтому, науку расцениваю не только, как часть учебного процесса и временное увлечение, я хочу развиваться в этом направлении.

В магистратуре я поняла, что наука – это метод постижения приближённого к истине значения. Сам процесс научного исследования требует скептического отношения к тому, что изучаешь и делаешь.

Меня это очень заинтересовало. Учась писать научные статьи, тезисы к ним, готовиться и выступать на конференциях, общаясь с научными руководителями и своими однокурсниками я приобретала некоторую уверенность в правильности того, что делаю.

 О научном скепсисе и временном лимите   

 Абдрахмановой пришлось заново открывать и осваивать не только технологию научных исследований.

 - Поступая на это направление, я понимала, что знаю гораздо меньше, чем многие мои однокурсники, которые и на бакалавриате изучали такие предметы, как анатомия, физиология и т. д. Поэтому и перед поступлением, и во время учебы, и по сегодняшний день, я продолжаю усиленно заниматься, много читаю: учебники, журналы, научную литературу.

 Аделя отдает себе отчет в том, что совмещать занятия с наукой и спортом на высоком уровне непросто.

 - Не могу сказать, что совмещать учебу и спорт легко. Просто я расставила свои приоритеты таким образом, чтобы не отразилось негативно на моей спортивной карьере, и чтобы мои интеллектуальные, духовные потребности также были удовлетворены. Хочу в этой связи высказать огромную благодарность моим однокурсницам и преподавателям, с которыми я много общалась по учебе дистанционно.

 Да, это лимитировало мое свободное время, но меня это устраивало. Если бы не наука, я бы больше времени наверно уделила изучению языков, фотографии и дизайну. Тем не менее, я оставляю время на прогулки, посещению интересных мне мероприятий, общению с друзьями и интересными людьми.

Но так вышло, что именно через науку я научилась находить ответы на свои вопросы, поэтому мне бы хотелось продолжить заниматься ею.

 Не оставляет Аделя надежды и на то, что ее увлечение наукой рано или поздно принесет результаты, и она сможет помогать людям в решении многих серьезных проблем в области здоровьесбережения, сохранения качества жизни, долголетия и т.д.

- Сейчас я только в самом начале пути, поэтому не могу утверждать, что обязательно добьюсь результатов. Но постараюсь.

 Как тестировать фехтовальщиков? 

 Выпускная квалификационная работа Абдрахмановой посвящена оценке скоростно-силовой подготовленности фехтовальщиков 15-17 лет и развитии их специальной выносливости. В рамках этой работы Аделя совместно со своими наставниками доцентом кафедры медико-биологических дисциплин Фанисом Мавлиевым и и. о. проректора по научной работе и международной деятельности Андреем Назаренко провела исследование. Суть его изложена в статье, опубликованной в научном журнале «Наука и спорт: современные тенденции».  В ней «представлена батарея тестов для функциональной оценки различных долговременных адаптационных процессов организма фехтовальщиков и уровня их физической работоспособности, подобранных на основе современных научных данных и отвечающих специфике вида спорта» -  говорится в аннотации к статье.

 - Тесты помогают оптимизировать тренировочный процесс и индивидуализировать физическую подготовку спортсменов, оценить уровень их физической и психологической подготовленности, - говорит Аделя.

 - Так как Аделя занимается фехтованием, она и свою научную деятельность связала с этим видом спорта, - рассказывает Фанис Мавлиев. - Ее работа посвящена оценке физической подготовленности фехтовальщиков, которых она привлекла к исследованию, с применением нашего оборудования. В России этим мало, кто занимается. Как фехтовальщиков тестировать? В их виде спорта специфическая нагрузка, которая еще и приходится на половину тела. Бег не дает полной картины. Особенность фехтования в том, что нагрузки в этом виде спорта длительные и при этом взрывные.

 В фехтовании требуется скоростно-силовая выносливость, которая может быть и слабым звеном: когда спортсмен утомляется к концу поединка. Кроме того, мы можем сказать, если у него ноги или руки слабоваты в плане мощности. Одно дело, когда спортсмен чувствует, что чего-то не хватает, другое, когда приборы показали. Мы использовали специфический фехтовальный тест, анаэробный вингейт-тест, Кроме того, узнать, как организм реагирует на нагрузку можно и по уровню лактата.

 В своем исследовании Аделя затрагивает только физический аспект, которым можно управлять:

 - Нагрузка в фехтовании действительно, распределяется неравномерно, в зависимости от стойки спортсмена. Ведущая нога и рука в ходе специальных тренировок становятся сильнее.  В своем исследовании я учитывала этот фактор при замере параметров. Но в фехтовании нужна как общая, так и специальная скоростно-силовая выносливость. Специальная – чтобы был мощный выпад, и быстрое движение в течение всего соревновательного дня. А чтобы спортсмен быстро восстанавливался между схватками, нужна общая выносливость. Выводы в моей статье, что нужно к спортсменам подходить индивидуально. На основе нашей оценки мы можем сказать, кому чего не хватает.

 Каков может быть эффект от применения технологии подготовки спортсменов, основанной на основе исследования Адели? По мнению Мавлиева, он будет тем заметнее, чем ниже уровень мастерства испытуемых: 

- Если говорить о начинающих спортсменах.  то это приведет к избавлению от лишних нагрузок, экономии времени и других ресурсов. Во-вторых, наша технология даёт возможность более объективно подходить к тренировочной деятельности, что может повысить шансы спортсмена конкурировать на более высоком уровне. В нынешних условиях, когда все выполняют одинаковый объем работы, «выживают» сильнейшие. Но они такие – в том числе, из-за генетической предрасположенности к виду спорта, субъективного мнения тренера. Наша технология позволит спортсменам уделять больше времени совершенствованию технико-тактического мастерства, отдыху и восстановлению. В фехтовании прямое влияние на результат от улучшения физической подготовленности определить сложно. Особенно в при работе с мастерами. Чем выше уровень мастерства, тем меньше прибавка. Но на высочайшем уровне и прибавка в 0, 1 процента может повлиять на исход поединка. При прочих равных она даст преимущество.

В аспирантуре Аделя продолжает исследовать вопросы работоспособности спортсменов и факторы, влияющие на нее, а также психофизиологические аспекты подготовки атлетов. 

По мнению Андрея Назаренко, научного руководителя Адели в аспирантуре, она способна достичь в науке многого:

- По опыту знаю, что чем выше уровень спортсмена, тем сложнее ему уделять достаточно времени учебе. Но для Адели занятия наукой – это хобби и отдых. Я, кстати, знаю, что спортсмены высокого класса чаще всего применяют в своей подготовке современные технологии подготовки и восстановления. И больше интересуются новейшими научными разработками.