6 мин.

Солдаты неудачи. Почему все ненавидят СКА?

СКА возможно самая ненавидимая команда нашего хоккея на сегодняшний день. О причинах такого отношения - в блоге «Абракадабра».

SKA Sisters

Фото: SKA Sisters

В очередной раз восхищаться питерским отношением к хоккею уже даже как-то неудобно. Об этом говорилось столько раз, но не сказать этого снова, похоже, нельзя: в Питере действительно очень любят хоккей. У местного СКА который год самая высокая посещаемость матчей в стране; состав армейцев ломится от звездных фамилий, а картинка из «Ледового» настолько сочна, что при определенной сноровке можно подсчитать число пломб, обитающих во рту у Тони Мортенсена. Впрочем, здесь нужно понимать, что СКА - это далеко не только «Ледовый». Станции питерского андеграунда встречают пассажиров красочными растяжками и Иваном Непряевым. Баннеры возле автобусных остановок напоминают, что эта неделя - самое время, чтобы сходить и поддержать любимый клуб, а недавно созданная пиар-служба армейцев решается на беспрецедентный по своей дерзости шаг - перенести главный магазин атрибутики с арены в самый центр города. И насколько я знаю, подобным могут похвастаться лишь немногие клубы лиги.

Но это еще не все. Еще есть очаровательная группа поддержки SKA Sisters; есть планы по строительству 20-тысячной арены (хотя пока только планы) и переводу команды на новую базу. По-хорошему все эти маленькие хоккейные радости должны вызывать белую зависть, но на деле вызывают совсем другие чувства. 

Вы, наверное, замечали: СКА принято ненавидеть. И хотя трансформация армейцев из неуклюжего политпроекта во вполне себе серьезный клуб завершилась уже достаточно давно, ситуация не меняется: СКА по-прежнему ненавидят. Идентифицировать причины такой ненависти не сложно - достаточно просто почаще заглядывать в комментарии к новостям. Здесь много говорят о бездарной трате огромных, как кувалды мультяшного мышонка Джери, денег; утверждают, что во всем на самом деле виновата плохая карма и никчемные питерские биотоки, а также занимаются подсчетами - в частности, сколько детских садов можно было бы построить, если бы на Свете не существовало локаута и Ильи Ковальчука. Конечно, многие читатели назовут еще примерно тысячу причин, по которым СКА можно официально ненавидеть - и почти везде будут правы. Но давайте будем честны с собой: все наши претензии к красно-синим по-настоящему упираются только в две вещи. Первую зовут «Газпром», вторую - чудовищная трансферная политика.

Мне частенько кажется, что вторая во многом - прямое следствие первой. В период трансферов СКА действительно становится похож на своего нефтегазового спонсора. Не знаю в чем причина такого яркого преображения, но все же симптомы на лицо: агрессивный монополизм, неслыханная русская щедрость, извечные попытки купить все живое - и не говорите мне, что это вам ничего не напоминает. Конечно, в нашем хоккее есть много вещей, которые не стоит пытаться объяснить логически, но шопинг СКА - это уже за гранью. Покупая игроков, армейцы словно пытаются похвастаться перед соседом: «Эй, мужик, смотри какого я себе седня хокка отхватил!». То, что этот «хокк» (имя можете выбрать по вкусу) не вписывается в тренерские схемы да и вообще не особо нужен команде, похоже, никого особо не волнует. Главное - купить, обо всем остальном можно подумать потом.

Но так не бывает.

Поэтому четыре провальных сезона кажутся вполне логичным завершением этой трансферной клоунады. Это ведь уже привычная картина, почти классика: игроки СКА растаскивают своих соперников всю регулярку, а потом, не выдержав давления и пропустив какую-нибудь нелепейшую шайбу, с позором вылетают из плей-офф, так и не показав даже половины того, на что способны. 

Вообще, давление - это ключевое слово в объяснении неудач питерского клуба. Боссы СКА почти не говорят об этом, но всем и так понятно: с таким составом сложно не думать о Кубке Гагарина. Разумеется, это прекрасно понимают и хоккеисты, и тренеры, но это не отменяет того факта, что вот уже несколько лет армейцы заканчивают сезон в первых числах марта, а на вопрос «как вы оцениваете итоги прошедшего сезона?» отвечают что-нибудь уныло-лузерское типа «трофей не входил в наши планы» или «у нас не было задачи победить».

О трофеях, кстати, речь зашла не случайно. Многие уже привыкли отождествлять СКА со злом. Само по себе зло не несет в себе ничего плохого, (как бы, может быть, дико это не звучало) особенно, если проводить аналогии из других видов спорта - «Манчестер Сити», «Лейкерс», ПСЖ - официальный статус «вселенского худа» не мешает этим клубам продавать атрибутику по всему миру и каждый день увеличивать свою глорихантерскую паству на тысячу китайцев. Именно про них в мемах обычно пишут «я за них с детства болею», а рядом ставят троллфейс. Именно в симпатиях к этим клубам боятся признаться пацаны во дворе - иной ведь раз могут и в зубы дать.

О симпатиях к СКА тоже лучше лишний раз не распространяться, но причина другая - в приличном обществе скорее всего засмеют. За последние пару-тройку лет СКА создал себе репутацию клуба, не болея за который, ты обязан его ненавидеть, но забыл об одной важной вещи. О победах. Ведь если ты зло, то ты должен побеждать. Иначе какой смысл за тебя болеть? Представьте, скажем, армию клонов Дарта Вейдера, летящую покорять космические просторы не на «Звезде Смерти», а на дряхленьких «Союзах». Бред же? Да, бред.

Эта неоднозначность в общем и есть еще одна отличительная черта сегодняшнего СКА. С одной стороны - казалось бы, крутая армия клонов, с другой - ветхозаветные «Союзы». С одной стороны - Илья Ковальчук, с другой - безумные затраты. С одной стороны - классный маркетинг и мерчендайзинг, с другой - неслабый админресурс. Этот список можно продолжать безумно долго. Важно лишь, что сделав одну классную вещь, менеджмент СКА сразу делает что-нибудь такое, от чего об этой классной вещи сразу же хочется забыть. И это, пожалуй, свойственно всему российскому хоккею: в «Кузне» играет целый выводок перспективной молодежи, но первое, что по-настоящему приходит на ум об этом клубе - то, как там недавно клянчили денег у «Единой России». О существовании Казани, где раньше готовили лучшую хоккейную версию барселонской тика-таки, иной раз вообще хочется не вспоминать - по крайней мере о том, сколько пустых мест на своих матчах собирает в этом сезоне местный «Ак Барс». И этот список на самом деле тоже можно продолжать.

Проблема же СКА вообще-то не в том, что многие этот клуб ненавидят. Поверьте, команда, спонсируемая самой политически ангажированной корпорацией страны будет всегда ловить на себе кучу подозрительных взглядов, какой бы кристально чистой она (эта команда) не была. Опыт 90-ых изменил сознание людей и втемяшил в головы странную формулу, логике которой я не перестаю удивляться до сих пор: государство нас обдирает. Теперь все, что связано с Кремлем, госкорпорациями и, прости Господи, политикой вызывает у русских людей отторжение на уровне хромосомного набора. Любой новый политпроект встречается недовольным гулом, ворчанием и фразами в духе «посмотрите лучше на то, как живут наши бабушки». Друзья, если бы каждый из вас - тех, кто ратует за сытую жизнь наших бабушек - повторяя свою нетленную мантру, жертвовал бы этим самым бабушкам хотя бы по рублю, они бы уже давно стали самыми богатыми людьми на планете. И это не шутка.

Только не подумайте, что я собираюсь как-то оправдывать политическое вмешательство в спорт, тем более всем и так понятно, что политпроекты - это зло. Но давайте признаем и другое: СКА перестал быть политпроектом - и теперь это возможно лучшее, что есть в нашем хоккее.

Главная проблема СКА сегодня в том, что СКА вообще ничего не выигрывает. Про них не рисуют смешные картинки из серии «с детства болею»; за них не глорят в Азии; у них нет абсолютно никаких трофеев, хотя и есть все возможности их заполучить. Пока что вся эта погоня за Кубком Гагарина скорее напоминает сюжет одной уже упомянутой мультяшки, где кот уже вот-вот готов слопать мышь, но каждый раз что-то идет не так. Причем всегда - по вине кота.

СКА очень напоминает мне этого кота. Такой же потешный, классный и вечно фэйлит.

Абракадабра