11 мин.

Дважды два - Остерсунд, начало.

       Вот и вернулся я с двух первых этапов Кубка мира сезона 2011/2012. Прошлый аналогичный выезд состоялся год назад.         

       Про то как это было организовано от брони домика в Хохфильцене  до похода в посольство я пожалуй рассказывать не буду,  рассказ будет посвящен именно поездке. Итак устраивайтесь поудобнее, запасайтесь пивом и чипсами букв будет не просто много, а ну очень много. Паааааааааааааааааааааехалииииииииииииииииииии.               Приходилось ли Вам планировать свой отпуск за пол года до его начала?  Да да именно за пол года? Нет, ну что ж вот Вам совет первый, если соберетесь посетить этапы Кубка Мира по биатлону, то готовиться к этому надо как раз за пол года. Ну это разумеется относится к тем ко не готов платить по счетам которые скорее напоминают номера телефонов.        

       До своего первого выезда на сдвоенный этап в ноябре 2010 я два года собирался посетить открытие сезона, первый этап. В 2009/2010 это не получилось из-за трабл с жильем, которое то появлялось, то исчезало, а потом снова появлялось, но дешевые билеты исчезали, а когда в последний момент все появилось уже и само желание ехать на два этапа пропало. В общем не получилось. Зато сезон 2010/2011, а затем и 2011/2012 как раз был начат именно в Швеции.        

      Почему именно Остерсунд (швед. Östersund) спросите? Отвечу.  Шведский Остерсунд притягивал тем, что именно там все и начинается. В Остерсунде присутствуют все спортсмены от нашего соотечественника Альмукова из страны кенгуру до суровых японских парней из страны восходящего солнца (о которых чуть позже), это потом в течении сезона кто то отваливается на кубки IBU, кто то выступает на региональных мероприятиях коими в сезоне 2010/2011 стали Азиада в Астане и Универсиада в Эрзуруме, а кто то незаметно исчезает как Булыгина и уже не появляется до конца сезона. Но в Остерсунде бегут все. Остерсунд притягивает еще и малым количеством болельщиков. Не всякая птица долетит до середины Днепра всякий немец или австриец который на машине за несколько часов добирается до Рупольдинга, Оберхофа, Антерсельвы или Хохфильцена поедет за 63 параллель это 500 с лишним км на север от Стокгольма.        

       В Остерсунде снег есть всегда, и это настоящий снег, который скрипит под ногами, который белоснежен как улыбки голливудских звезд. Только бредя по нему, а не тому гавеному месиву которым изобилует в последние годы Москва  можно полностью осознать, что ты попал в зиму, настоящую зиму. Вот почему в Остерсунд стоит ехать. Да один ночной вид Арктуры только чего стоит. Именно с этих бы строк я начал свой отчет о выезде  2010/2011.        

       В этом сезоне 2011/2012 Остерсунд встретил слякотью +3 градусами по Цельсию и отсутствием снега. Ну вернее физически снег был, но это не снег. Уж очень сильно он похож на первый московский снег, который выпав в обильном количестве, начинает таять днем, а ночью эта кашица слегка подмерзает, тает днем, а ночью подмерзает. Вот такие два разных года два разных Остерсунда.

       В прошлый выезд на дабл-этап самолет авиакомпании SAS взмыл в небо 30 ноября из Шереметьево в четко установленное время, оставив внизу суетной город на который уже спустилась тьма и  клерков которые спешили на кредитных «Фокусах» и «Опелях» из своих теплых рабочих гнезд в гнезда домашние. Стальная птица взяла курс на Стокгольм – столицу страны победившего социализма. Я спокойно переношу отсутствие фуража во время полета, так как все свое ношу с собой)))). В этой связи я не покупаю билет на рейс на котором дают горсть корма при других равных условиях, если он хотя бы на 1000 рублей дороже аналогичного, но без питания. MaxAl в этом плане конечно страдает.  SAS как Вы уже наверное поняли своих пассажиров не кормит. Руководство авиакомпании наменяло что то  с расписанием в njv году, в итоге мы не попадали на официальную тренировку которую проводят накануне стартов, впрочем я нисколько об этом не жалею. Видел я эту тренировку в Хохе, ничего интересного для меня там нет. Ну разве, что встретить коллег по болельщицкому цеху в гражданской одежде))) В нашем случае это стоило нам сэкономленных денег, так как иначе пришлось бы платить за лишний день проживания.

       В нынешнем сезоне на дабл-этап нас повезла аэрофлотовская стальная птица. 29 ноября, проглотив пассажиров она взяла курс на Швецию, все в тот же Стокгольм – столицу страны победившего социализма. Другого удобного и быстрого пути добраться до Остерсунда из Москвы увы нет. А все те же клерки начинают лениво собираться на обед. Этот обеденный рейс Аэрофлота намного приятнее прошлогоднего вечернего. Ведь прилетать засветло на мой взгляд лучше чем ковылять в ночи с чемоданом по опустевшим улочкам северного городка.        

       После приземления в столице Швеции в нашем распоряжении было 3 часа до следующего рейса Стокгольм-Остерсунд. Казалось бы 3 часа это много же, но не в аэропорту Арланда. Пока получили багаж и прошли паспортный контроль, пока добрели из одного терминала в другой, а кто был в Арланде наверняка знает, что из себя представляет этот аэропорт с его пятью терминалами соединенными между собой.        

       Время в аэропорту Арланда летит быстро. Пока поменяли евро на кроны, в прошлом ноябре за 100 евро давали 887 крон в этом ноябре на те же 100 евро выдали 890 крон ну правда минус комиссия за операцию. Т.е фактически курс стоит на месте. Пока перекусили и выпили по паре пива, уже и время пришло регистрироваться и отправляться дальше. В Арланде регистрироваться очень просто, повсюду для этого дела стоят автоматы. Надо только найти автоматы своей авиакомпании. Подошел, ввел свои данные, ввел количество багажа. Вылезли посадочные талоны и багажные бирки, бирки наклеил, багаж сдал, посадочный предъявил в зоне досмотра и вуаля.        

       Снова взлет и курс на север, впереди еще час полета и мы в Остерсунде. В том морозном ноябре 2010 на входе в аэропорт нас встречала небольшая табличка текст которой сообщал «Не пей из под крана козленочком станешь.» Как я понял где то в городе прорвало трубу с парашей и сточные воды вместе с канализацией хлынули в водопровод. 60 тысяч жителей оказались к этому не готовы, и многие напившись трухлявой воды оказались на больничной койке. Я в отличии от местных да и многих знакомых не имею привычки хлебать воду из под крана. Даже кипяченую редка пью, дома всегда покупаю бутилированную. Кто то скажет, а какой смысл покупать то, что налили из крана, если это можно взять бесплатно. Ну не могу я пить водопроводную НЕ МО-ГУ. Покупали и пили, а когда запасы заканчивались выручал чайник, утоляли жажду кипяченой. Впрочем как оказалось не сильно то она и шла, чай, кофе, пиво, глинтвейн, ром, водка, коньяк. А воду ну как то и не хотелось даже)))))).       

        В этом ноябре 2011 таблички не было, вода в кране была, но я  все равно в магазине покупал воду бутилированную. Кстати по поводу воды. По рассказам старожил в далеком 2008 году во время ЧМ когда соратники выбрались в Остерсунд,  хозяйка, узнав что к ней прибыла группа из России акцентировала внимание именно на водопроводной воде, что ее пить МОЖНО. Местные даже своего рода гордятся своей водой. Вот такие два разных года два разных качества воды.        

       В ноябре 2010 года в аэропорту Остерсунда нас встретил хозяин квартиры, где мы в последствии жили. Уле в моем понимании типичный швед: высокий, белокурый, улыбчивый организовал трансфер на квартиру где нас ждала Ольга, а через день подрулила Оса.        

       В ноябре 2011 пришлось сами добираться до города на автобусе который ходит аккурат к каждому самолету стоимость проезда возросла за год с 70 до 75 крон. Напрасны были мои переживания, что автобус уйдет раньше, чем удастся получить багаж. Автобус ждет до тех пор, пока зал прилета не покинет последний прибывший. В этот раз жить пришлось в двух разных местах, 3 дня в хостеле в Ямтли , 3 дня в пансионе недалеко от ж/д вокзала, но в итоге сумма была лишь на 135 крон с человека выше той, что мы отправили хозяину в прошлом году. Жилье даже с учетом переплаты было более выигрышным и более того на следующий сезон 2012/2013 уже забронировали место в хостеле в Ямтли, так как там и цена ниже и до стадиона рукой подать.        

       Немного о пиве и прочих радостях земных содержащих градус. В Швеции с этим строго, а в Острсунде еще и сложно. В магазинах алкоголь не продают, кроме пива в 2,8 градусов в прошлом сезоне и 3,5 градуса в этом и аналогичного глинтвейна (Глега) на полках ничего не найдете, и то это уже прорыв, раньше и такого не было. Для любителей более высокого градуса есть специализированные магазины с особым графиком работы. Найти их можно вот по такими вывесками.

       В этом Систем Болагет можно затариться практически всем, от родной 40 градусной столичной до чешской крушовицы, цены правда кусаются. Я оба раза покупал там дешевое пиво в районе 11 крон за 0,5, дорогое пиво стоит порядка 30 крон, если не дороже. Ну, а более крепкие напитки у нас были. Для сравнения проезд на автобусе это порядка два дешевых пива (если платить картой). Впрочем наличных в Швеции можно вообще практически не иметь везде принимают карты, даже в автобусе. В Стокгольме в экспрессе от аэропорта до города только карты и принимают к оплате, если не успел в автомате приобрести билет. В этом году баловался шампанским. Асти Мартини? Пожалуйста с Вас 69 крон. И идет оно превосходно даже из бутылки на трассе))))

       Остерсунд, который с завидной регулярностью принимает у себя первый этап Кубка мира, это  небольшой городок и опоясавший своей инфраструктурой пятое по величине озеро Швеции Стуршён (Storsjön).

       В том декабре прогуливаясь по набережной замерзшего озера можно запросто встретить спортсменов совершающих пробежки по морозцу, а пройдя по центральной части города увидеть их же совершающих покупки.  

 

       В этом декабре те же спортсмены бегали по той же набережной, но по  асфальту, так как со снегом в этом сезоне как вы знаете напряженно.  

       Еще Остерсунд хорош тем, и это по моему скромному мнению главное, что гонки там вечерние. Не надо утром подрываться и мчаться на стадион. Можно спокойно выспаться, встать, позавтракать и поехать или пойти в центр, где побродив по улицам можно и даже нужно осмотреть достопримечательности, ознакомиться с архитектурным наследием, купить сувениры и запастись фуражом. А вот после возвращение, отобедав и поплющив часик полтора харю о подушку, выдвинуться на гонки.

       В том декабре особенно поражали местные жители. Те которые молодежь предпочитают ходить по улице без шапок и в кедах. Причем не выскочить на улицу, что бы добежать до остановки или магазина, а именно идти не спеша со школы или колледжа вот так без шапки и в кедах.  В один из дней когда была рекордная температура в -24 и гонки были на грани отмены, мы мелкими перебежками передвигались от магазина к магазину, а аборигенам хоть бы что. Тогда  мы галопом пробежались по центру Остерсунда в первый полноценный день, а по сути это второй день пребывания в Швеции и сфотографировав архитектурные, исторические и культурные достопримечательности мы зашли в туристическое бюро. Главной целью визита, которого было приобретение значков с символикой начинающегося этапа 2010 года. Значков 2010 года не оказалось, были 2008 и вообще без года. На что MaxAl сказал: «Ну все капец, больше значит нету», -  но я то прям как чувствовал, что все эти артефакты можно будет купить на стадионе и не прогадал.     

  

       В этом декабре температура ни разу не опустилась ниже -2 градусов, но прибавился более сильный и холодный ветер. Аборигены ходят так же, в кедах и без шапок, но гости города обрели совершенно другой вид. Прям весна на дворе.Сейчас уже и мы ходили по городу как бывалые, четко зная названия улиц и  расположения основных достопримечательностей, но зайдя все в то же туристическое бюро как и год назад не обнаружили там значков этапа нынешнего 2011 года и что странно на стадионе их то же не было. Не подготовились понимаешь ли. Зато значок Чемпионата Мира 2017, который планируют провести у себя шведы занял достойное место на моей счастливой шапке. Вечером мы отправились на гонки.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ