7 мин.

На десятилетие обмена Джо Торнтона

Время летит быстро. С момента обмена Джо Торнтона в Сан-Хосе прошло уже 10 лет. Многие годы хоккейные болельщики наперебой говорят о том, что «акулы» смогли в том трейде «обуть» Бостон. Сегодня, спустя 10 лет у нас есть отличная возможность отследить всю последующую цепочку событий, после того знакового обмена. А также задаться вопросом, таким ли проигравшим Бостон является в том трейде?

30 ноября 2005 года Бостон Брюинс и Сан-Хосе Шаркс провели обмен, которому было суждено войти в историю. Что вынудило команды на такой шаг? В современной НХЛ не так часто случаются обмены первых центров. Дело в том, что оба коллектива были далеки от своей идеальной игры на старте того сезона. Обоим клубам нужна была какая-то встряска. Если отследить результаты команд в последних 10 матчах перед тем обменом, то мы увидим рекорд Бостона 1-8-1 и Сан-Хосе – 0-7-3. Пожалуй, 1 победа на двоих в основное время – это не повод для гордости. В итоге команды пошли на шаг с обменом.

Ошибка Бостона?

Многие любят сравнивать историю обмена Джо Торнтона с более поздним обменом Тайлера Сегина. На самом деле у этих историй куда больше различий, чем сходств. Сегин был молодым и очень талантливым форвардом, который в будущем мог стать первым центром команды и лицом франшизы. Торнтон на момент обмена был первым центром, главной звездой и капитаном «мишек». Объединяет эти истории лишь то, что обоих форвардов обменяли из Бостона и в новых командах они расцвели еще более ярко.

Джо Торнтон был выбран под 1-м общим номером на драфте 1997 года. Его дебют в НХЛ получился не самым ярким, но постепенно он прогрессировал и превратился в ключевого игрока Бостон Брюинз. Сезон 2002/2003 стал его лучшим в команде. В том году он набрал 101 очко, забросив 36 шайб. Через сезон случился локаут. По его окончании Бостон сел за стол переговоров с Торнтоном о новом контракте. В итоге, в августе 2005 года форвард был подписан на 3-х летний контракт с общей суммой в 20 миллионов долларов. Казалось бы, впереди светлое будущее. Торнтон – капитан команды, её лидер и ключевой игрок. Несмотря на не самый удачный старт Брюинз в том сезоне, сам Торнтон набрал 33 очка в 23 матчах до обмена.

Почему же генеральный менеджер Бостона Майк О’Коннелл решился на такой обмен? Единственное вменяемое объяснение заключается в попытке встряхнуть провалившуюся на старте сезона команду. Что же Бостон получил взамен от Сан-Хосе? Та компенсация, которую Брюинз получили за своего первого центра, и тогда выглядела странно. Таковой она остается и сегодня. В Бостон переехали Брэд Стюарт, Уэйн Примо и Марко Штурм. «Мишки» отдали своего лучшего игрока, получив взамен трех хоккеистов среднего уровня (возможно, за исключением Штурма). Ни один из них и близко не тянул на уровень топ-игрока даже в перспективе.

Самым обидным для Бостона должно быть то, что Торнтон в составе «акул» после обмена провел вовсе свой лучший сезон в карьере. В оставшихся до конца сезона 58 играх форвард набрал 92 очка. В том сезоне он смог выиграть Арт Росс Трофи и Харт Трофи. Приход Торнтона перевернул игру Сан-Хосе в атаке, команда смогла выйти в плей-офф и там дошла до второго раунда. А что же Бостон? Команда финишировала в том сезоне в подвале таблицы, 5-й с конца.

Дальнейшая судьба бостонских активов

Дальнейшая судьба игроков, которые пришли в Бостон в результате данного обмена, выглядит не такой яркой. Уэйн Примо и Брэд Стюарт вместе пришли в команду, а также вместе её покинули. На двоих в составе Бостон Брюинз они сыграли 204 матча. Затем новый генеральный менеджер Бостона Питер Чиарелли обменял их в Калгари. Взамен новый ГМ получил двух игроков, которые стали куда более важными элементами для перестраиваемых Брюинз. Речь идет о форварде Чаке Кобасью и защитнике Эндрю Ференсе.

Ференс был важным элементом в обороне Бостона во время похода за Кубком Стенли в 2011 году. Ференс действительно принес своему новому клубу немало пользы. Ну, а когда пришло время, он покинул команду в 2013 году свободным агентом.

Что касается Кобасью, то он оставил свой след в истории команды (84 очка в 158 матчах), но вскоре вновь был обменян. Теперь уже в Миннесоту и тот обмен запустил целую цепочку событий, которая привела к появлению в команде еще одного защитника чемпионского состава. Впрочем, об этом чуть ниже.

Стоит остановиться еще и на фигуре Марко Штурма, который также пришел в Бостон в результате первого обмена с Сан-Хосе. Немец был далеко не самым плохим игроком, но его карьеру серьезно испортили травмы. Тем не менее, в составе Бостона он играл весьма неплохо, набрав за 302 матча 193 очка. В форме Брюинз он отыграл четыре с половиной сезона. 4 сезона в форме «мишек» он забрасывал не менее 20 шайб. Однако травмы окончательно добили одного из лучших немецких форвардов в истории. Его обменяли на драфт-пики в Лос-Анджелес.

Кобасью и Чиарелли

Глядя на то, что досталось Питеру Чиарелли сейчас в наследство от предшественников в Эдмонтоне, понимаешь, что, наверное, это судьба. В Бостоне ему пришлось столкнуться со схожей ситуацией. Его предшественник наломал немало дров. Как уже было сказано выше, Стюарт и Примо вскоре вновь были обменяны. Это решение принимал уже Чиарелли. Впрочем, Кобасью, который был получен взамен, также не смог задержаться в команде надолго.

Чака Кобасью обменяли в Миннесоту, получив взамен непонятный набор из проспектов и драфт-пика. Бостон получил Крэйга Уэллера, Александра Фальстрома и выбор во втором раунде 2011 года (позже этот выбор превратится в Александра Хохлачева).

Забегая немного вперед, стоит отметить, что Уэллер и Фальстром так и не сыграют в НХЛ ни одного матча.

Самое интересное произошло в дедлайн 2011 года. Питер Чиарелли на самом флажке собрал пакет из Уэллера, Байрона Битца и выбора во втором раунде и отправил его во Флориду. В обратном направлении последовали Деннис Зайденберг и Мэтт Бартковски.

Кто сегодня вспомнит имена Уэллера, Фальстрома, Битца? В то время как имена Зайденберга, Ференса и Бартковски всем нам прекрасно известны. Они внесли свой вклад в завоевание Бостоном Кубка Стенли.

Эта троица была важной частью обороны Бостона и в кубковом походе 2013 года, когда их в финале Кубка Стенли смогли остановить «ястребы» из Чикаго. Зайденберг по сей день остается игроком Бостона. Хотя, похоже, что его карьере так же, как и карьере его соотечественника Марко Штурма, серьезно навредили травмы.

Главный вопрос

Самое время вновь вернуться к оригинальному обмену между Бостоном и Сан-Хосе. Кто же в итоге победитель? Если смотреть на изначальный обмен, то здесь особо не придется задумываться. Сан-Хосе получило шикарного первого центра на долгие годы вперед. Компенсация для Бостона была слабой, из той троицы лишь Марко Штурм сумел оставить какой-то заметный след в команде.

Однако если раскручивать всю эту историю целиком и посмотреть всю цепочку дальнейших событий за 10 лет, то возникают одни сплошные вопросы.

Кого в лице Джо Торнтона получили «акулы»? Потенциального лидера и главную звезду команды. Смог ли этот лидер привести команду к каким-либо серьезным успехам? Единственный достойный внимания кубковый поход пришелся на сезон 2010/2011, когда Сан-Хосе удалось выйти в финал Западной конференции. Обыграй тогда Торнтон и компания Ванкувер и Джо встретился бы в финале со своим бывшим клубом. Впрочем, Ванкувер не дал даже намека на шанс, выиграв серию 4-1.

В целом, карьера Джо Торнтона получилась не самой богатой на трофеи. Его не раз обвиняли в том, что он совсем не кубковый игрок и не обладает лидерскими качествами. Увы, Торнтону так и не удалось опровергнуть эти слова в плей-офф.

Смог бы Бостон выиграть Кубок Стенли в 2011 году, если бы в команде капитаном был Торнтон? Смог бы клуб привлечь в свой состав, сыгравших далеко не последние роли в кубковых походах 2011 и 2013 года, Ференса и Зайденберга?

Точно также есть большие сомнения, что с контрактом Торнтона в платежной ведомости, команде удалось бы подписать Здено Хару и Марка Савара.

В любом случае, история не терпит сослагательного наклонения. Случившегося уже все равно не изменить. Сегодня о том трейде между Бостоном и Сан-Хосе напоминает немногое. Джо Торнтон уже давно у болельщиков ассоциируется с «акулами», где провел немало ярких сезонов и помог команде стать стабильным участником плей-офф. В Бостоне отголосками того трейда остались лишь Зайденберг и Хохлачев.

30 ноября 2005 года Бостон Брюинс и Сан-Хосе Шаркс провели обмен, которому было суждено войти в историю…