19 мин.

Межсезонье - время для дискуссий. Или нет?

Здравствуйте, друзья, соперники, недруги, коллеги и модераторы!

Сезон окончен, наступила пауза, а значит есть время для отдыха, размышлений, предложений и дискуссий. Кое-какими предложениями я и хочу с вами поделиться, есть несколько идей, которые возможно помогут оптимизировать структуру сезона. Вполне отдаю себе отчёт, что далеко не всем мои задумки понравятся. Все люди разные, у всех разные вкусы и предпочтения, тут иллюзий я не питаю. Это попытка не переделать всё по-своему, а расшевелить наше застывшее в зимней спячке сообщество, запустить механизм дискуссий и обсуждений, а также дать стимул другим энтузиастам смелее высказывать своё видение развития игры 7-40 и сообщества в целом. Надеюсь, у нас не Госдума и желающие представить свою точку зрения всегда найдутся:)

Зачем?

Написать этот пост я решил по нескольким причинам. Во-первых, как я упомянул выше, структура сезона видится мне не оптимальной. То есть, в целом нравится, в предыдущие годы работа была проделана качественная, но есть моменты, от которых, на мой взгляд, стоит отказаться, поменять,  модифицировать, или что-то ещё. Гладкий чемпионат скучноват и лишён личной интриги для большинства участников, Суперлига именно в таком формате, внутри сезона, не отвечает своей первоначальной задумке и кажется слегка малопонятным вторичным соревнованием. Ну я не буду здесь долго расписывать, что именно не так, текст не обо мне.

Во-вторых, всё-таки собраться с мыслями и написать этот пост меня подтолкнул коммент Ямато аж годичной давности. Да, я не забыл:) А желания Ямато – для всех игроков должны быть если не законом, то руководством к действию:)

И тут я не соврал, мне действительно почти всё нравится, иначе золотого дубля просто не было бы:) Но это не значит, что текущий вариант сезона нужно оставить незыблемым на долгие годы.

За этот год было время поразмыслить, посмотреть в каком направлении двигается игра, пережить вместе со всеми фейковый скандал, понаблюдать за игрой со стороны, пропустив сезон, ну и снова окунуться во всю эту затею, на этот раз прочувствовав всё изнутри. Так что мои предложения (которые на самом деле, повторю ещё раз, являются просто приглашением к дискуссии) навеяны этими совершенно разными периодами. А не чем-то единовременным и внезапным.

Ну и в третьих, я пишу этот пост просто потому, что могу это сделать:) Модераторы когда-то дали мне права в блоге, они так и остались. Если вы пролистаете архивы блога ближе к началу, то увидите, что раньше посты появлялись по большей части неформально, от разных авторов и по разным вопросам. Это было гораздо больше похоже на общение, чем на отношения «игрок-модератор». Посты были разные, их было много, авторы делились интересными мыслями по игре. К сожалению, со временем это завяло. Хочется вернуть что-то похожее, в конце концов, мы же не только ради победы играем, но и ради общения. А у нас даже комментариев в блоге не стало. Даже тренерский чат – и тот почти безмолвствует. Думаю, чем больше будет авторов в блоге, тем интереснее нам всем будет его читать и играть в 7-40.

И в завершение хочу сказать, что я конечно же помню, что вот в этом посте в конце лета https://www.sports.ru/tribuna/blogs/7_40game/2560052.html Ямато предлагал новую схему сезона по типу НХЛ-овской и прочих лиг. Без Кубка, Суперлиги, зато с регулярным чемпионатом и плей-офф. И главное – с заморозкой Лиги на определённом количестве команд. Илья billy93 написал в одном из осенних постов, что вопрос решён и по этой схеме мы будем играть в следующем сезоне, но с тех пор я нигде не увидел официального подтверждения. В любом случае, мои предложения – это просто вольное рассуждение на тему «мой сезон 7-40».

Ладно, извините за долгую прелюдию, по-другому не умею. Дальше постараюсь покороче.

Итак, предлагаю на ваш суд примерную схему сезона. Она не слишком революционная, но пару изменений можно, на мой взгляд, внести. Далее все оценочные суждения типа «интересно», «здорово» и т.п. относятся исключительно к моему видению ситуации. Это то, что интересно лично мне и это мнение я ни в коем случае не навязываю другим. Просто делюсь им с вами и рассчитываю на какую-то ответную реакцию.

Отдельно оговорюсь, что я являюсь противником ограничения Лиги до определённого количества команд. Моя позиция такова – если человек, или команда хотят играть в 7-40 на сайте спортс.ру, у них должна быть возможность это сделать. Или в текущей Лиге, или (по достижению максимального числа команд) в низшей, параллельной, или альтернативной. Поэтому мои предложения подразумевают, что Лига у нас открытая, команды вылетают и влетают из низших лиг (в недалёком прекрасном будущем), то есть происходит ротация участников.

Суперкубок

Суперкубок из одного матча не очень интересен и нужен по сути только двум командам. Все интересующиеся игрой более-менее помнят чемпионов, обладателей КЯ, а вот победителей Суперкубка мало кто назовёт, несмотря на выбор из двух вариантов. Так что предлагаю Суперкубок разыгрывать среди четырёх команд. Например, чемпион + обладатель КЯ + чемпион Суперлиги + действующий обладатель Суперкубка. Или какая-нибудь из специально приглашённых команд – за особые заслуги, или по другому поводу, совершенно неважно. Суперкубок играется в один день (да-да) с полуфиналами и финалом, на двух МДП, к которым команды готовятся заранее, точно так же как к обычному МДП. Раз у нас приставка Супер, то вот пусть претенденты и супер напрягутся. Это и более зрелищно, и менее предсказуемо, и ставит команды в непривычные условия.

Чемпионат

Как я уже сказал, все люди разные, одним нравится гладкий чемп, как в прошедшем сезоне, другим что-то заковыристое, третьим плейофф и так далее. Всем действительно не угодишь, любая схема будет иметь сторонников и противников, моя – не исключение. Но я всё-таки её представлю, потому что любое предложение можно развить, улучшить, или на основе не очень хорошей схемы создать новую, которая будет иметь гораздо больше преимуществ. А если у нас ничего нет, то и улучшать, развивать и обновлять нечего, согласны?

В чём главный недостаток практически любой схемы проведения чемпионата? Самый главный? Верно, это потеря мотивации участников по ходу турнира. Командам в определённый момент становится не за что бороться и многие доигрывают сезон на автомате, без интереса. На мой взгляд, схема, по которой мы играли в предыдущие годы, была довольно удачной. Команды на втором этапе делились на восьмёрки и в каждой группе сражались за что-то своё. Конечно, в той схеме тоже были минусы и о них все знают, не буду сейчас повторяться. В прошедшем сезоне мы играли гладкий чемпионат, в один круг. Вам интересно было в концовке? Особенно тем, кто завис между небом и землёй в середине таблицы? Вряд ли. А таких команд чуть не половина.

Итак, основная проблема почти любого чемпионата – это его провисание для большинства участников в определённый момент. Чаще всего это случается в концовке турнира. И, не буду тут изобретать велосипед, скорее всего этого не избежать при любой схеме. Если только не выдумывать очень сложную и заковыристую формулу, но мы и не будем. Так что моё предложение состоит в том, чтобы перенести провисающую часть турнира из концовки в начало. А концовку сделать более динамичной и обеспечить, насколько это возможно, каждую из играющих команд мотивацией и дать ей цель бороться до конца.

Пару лет назад я представлял на суд Ямато свою схему чемпионата для 32-х команд, состоящую из трёх этапов: несколько вялого первого, стремительного, жестокого и беспощадного второго и качественного третьего с финальными разборками. Мы обсудили с Евгением Петровичем достоинства и недостатки моего варианта ( на мой взгляд, в нём было больше достоинств, по мнению Ямато – недостатков, ну да это нормально:)) и отложили этот проект в стол до лучших времён. Так как у нас на следующий сезон заявилось 24 команды, то я предлагаю на ваш суд слегка модифицированный вариант моей задумки – для 24 команд, разумеется.

Схему предлагаю вашему вниманию.

1. На первом этапе участники разбиты на 2 группы по 12 команд. По 9 лучших из каждой группы выходят во второй этап. И далее – это существенный момент – по заранее описанным показателям определяется занятое командой место на первом этапе, от 1-го до 24-го. Для чего это нужно? В дальнейшем на следующих этапах в случае равенства очков я предлагаю давать преимущество той команде, которая лучше сыграла на первом этапе. Это будет стимулировать команды стараться играть на победу, ведь в финальной пульке может случиться ситуация, когда у вас соперником одинаковое количество очков, но вы сыграли лучше в первом раунде и засчёт этого оказались выше в итоге. Ещё раз – предлагаю отказаться считать разницу голов и т.п. в случае равенства очков, а определять лучшего по результату первого этапа.

2. Команды в соответствии с занятым на первом этапе местом распределяются на три группы по 6 команд. И тут возможны варианты. Первый – очки, набранные на первом этапе сгорают и команды начинают с нуля. Но мне больше нравится второй вариант. Я предлагаю сохранить набранные очки, но уполовинить их, поделить на 2. Таким образом, опять же, мы стимулируем команды к хорошей игре на первом этапе и при этом сохраняем шансы для аутсайдеров. Итак, делимся на 3 группы, играем в один круг и по двое лучших из каждой группы выходят в финальную пульку. В это же самое время шестёрка аутсайдеров играет между собой в 2 круга (10 матчей) и определяет лучших и худших (вылетающих: насовсем, в низшую лигу, в переходный турнир, в альтернативную лигу, в параллельную вселенную и т.д.).

3. Финальный этап. Золотая группа борется за чемпионство и заодно путёвки в Суперлигу (скорее, определяет неудачника, туда не попавшего). Зелёная и Синяя группы просто борются за Суперлигу. Но если у кого-то хватит фантазии, то можно этим командам дополнительные скачки с препятствиями придумать. Неудачники в этот момент заканчивают потихоньку свои разборки.

Итого мы имеем 11+5+5 туров, что равно 21 матчу. Кажется, что немного, но сезон в любом случае насыщенный. Затянутый чемпионат менее привлекателен, чем в меру динамичный. На мой взгляд, 21 матч – это вполне достаточно для определения сильнейшего.

По количеству участников Суперлиги могут быть самые разные предложения. Моё – для 24 команд и этой схемы – 12 участников. Примерный расклад по путёвкам: 5 или 4 для золотой группы, по 3 для зелёной и синей группы, 1 или 2 для аутсайдеров. Такие квоты обеспечат для большинства участников сохранение интереса до последнего тура.

В представленной схеме чемпионата проблема провисания темпа (или проблема мотивации) отчасти решается переводом в начальную стадию турнира, вместо её концовки, а также турнирным и очковым мотивированием команд, что обязательно пригодится на финальных этапах. Таковы плюсы этой схемы.

Кубок Ямато

Кубок, разыгрываемый по классической схеме, с выбыванием и справедливо считающийся довольно престижным. То есть турнир, у которого казалось бы нет каких-то проблем и с которым не нужно ничего выдумывать. Однако проблема всё же есть. Мы в этом сезоне выиграли Кубок, то есть дошли до финала, то есть отыграли все стадии от начала и до конца. А это три с лишним месяца. И я на своём опыте ощутил разницу между вылетом в восьмушке (например) и игрой в финале. На мой взгляд, проблема КЯ в том, что он (впрочем, как и любой другой турнир) интересен только тем, кто в нём участвует. Ну то есть продолжает участвовать. По сути, если вы вылетели в первом раунде, то ещё 3-4 месяца в блоге идёт какой-то турнир, в котором вы никак не участвуете и естественно почти не интересуетесь им. Ко дню финала вам уже глубоко пофиг, кто там играет и играет ли вообще. Вы закончили в нём играть пару месяцев назад и ваши эмоции к этому трофею уже давно остыли, а что там происходит в финале – малозначимо. Кубок слишком растянут во времени, но не для тех, кто там продолжает играть, а для тех, кто уже вылетел. Вот такой парадокс.

И вторая проблема, которую лично я ощутил на собственной шкуре, такая. Кубок – турнир особенный, без права на ошибку, продул – вылетаешь. На словах, конечно красиво. В реальности тур КЯ – один из череды матчей сезона, мало чем отличающийся от игр чемпионата. Соперники те же, судьи, МДП обычные… даже подготовка такая же. Нет ощущения эксклюзивности, нет понимания того, что этот матч точно нельзя проигрывать. Мы выигрывали матчи чемпионата, выигрывали матчи Кубка – разница в эмоциях почти не отличима. Просто выигран очередной матч. А хочется именно этого, ощущения того, что цена поражения во много раз больше, чем обычно.

Что же делать, как повысить интерес к кубку?

Моё предложение таково. Кубок – турнир особенный, турнир на выбывание, где ошибка смерти подобна. Поэтому, нужно устроить из Кубка кровавое мочилово, чтобы к финишу доползали хоть и израненные и окровавленные, но самые стойкие, сильные и достойные бойцы. Для этого можно провести весь розыгрыш Кубка за одну неделю. Календарную. И играть матчи каждый день, с 1/16 во вторник, до финала в субботу-воскресенье. Технически это возможно, если выбрать еврокубковую неделю, когда в вторник-среду ЛЧ, в четверг ЛЕ, в пятницу начинаются туры национальных чемпионатов и есть выбор. Да, командам будет невероятно тяжело – каждый день готовиться к новому МДП. Ну так и пусть в этой мясорубке победит действительно достойнейший. А то у нас участники уже долгое время находятся в зоне комфорта, с удобным и предсказуемым графиком игр и забыли, что такое реальные трудности. В дальнейшем, когда команд наберётся 32 или близко к тому можно будет попробовать применить формулу, похожую на ЧМ по Dota, когда есть две половины сетки и у проигравших есть шанс вернуться в борьбу, пройдя нижнюю сетку лузеров. Но это дело (не столь) отдалённого будущего.

Суперлига

Суперлига в нынешнем состоянии не отвечает ни своему названию, ни своей цели. Для чего она задумывалась? Чтобы мотивировать команды бороться в чемпионате до конца. Если не попадаешь в Суперлигу, сезон для тебя окончен, ты становишься зрителем, завидуя более удачливым соперникам. Это была простая, но очень крутая идея.

Какую цель преследует Суперлига, засунутая внутрь сезона? Никакую. Что в ней, исходя из названия, суперского? Ничего. В этот раз в «Супер» лигу команды попадали после двух матчей плейофф, сыгранных в начале сезона. Заинтересованы команды в этом турнире были? Ну не сказать, чтобы очень. Мы боролись за победу в двух турнирах и абсолютно точно не потянули бы все три. Поэтому получалось, что Суперлига – это хороший повод выпустить пар, сделать передышку и перезагрузиться. От побед тоже сильно устаёшь, как и от поражений. С этой точки зрения турнир оказался удобен для пауз и отдыха лично нам. Но так же не должно быть. Провоцирование игроков делить турниры на более и менее важные – плохая идея. В схеме «сначала Чемпионат, а в конце сезона Суперлига» такой проблемы не возникало. Ты пашешь по полной сначала там, а потом тут.

Таким образом, я считаю оптимальным вернуться к старой схеме сезона с розыгрышем Суперлиги в конце. А заодно и подумать над изменением её формата, принципов попадания туда команд и остальными вещами. Думаю, давно пора сделать что-то похожее на Лигу Чемпионов в футболе с участием лучших команд. Или, к примеру, устраивать турнир не только среди команд со спортса, но и с других ресурсов. Сейчас похожий турнир есть, но проводится он в межсезонье и имеет статус неофициального.

Также одновременно можно подумать над созданием аналогичного турнира для команд, не попавших в Суперлигу, по примеру Лиги Европы в футболе. Назвать её, например, Лига Лузеров, почему бы и нет:) Название должно быть ярким и запоминающимся и давать информацию о том, что это вообще за штука. Во многом, как я считаю, именно по причине неудачного названия пару сезонов назад не раскрутилась идея с Лигой Эсперанса. Потому что это название не несло никакой смысловой нагрузки и не объясняло участникам, зачем в этой лиге играть. В общем, «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» - абсолютно верное замечание.

Турнир сборных

Вот сейчас вы скажете: «Опять? Куда полез? Пробовали, всё закончилось провалом». Ну да, с одной стороны, турниры сборных так и не стали регулярными, с другой – у игроков всегда есть и будет желание попробовать себя в чём-то подобном. А если не пытаться, то ничего и не будет.

У меня есть несколько маленьких предложений на эту тему.

1. Создать сборные по территориальному признаку, но не на уровне стран, а на любом более менее разумном. Сборная России, сборная Киева, сборная Сибири, сборная Западной Европы – эти варианты вполне равнозначны. Единственное условие – игроки должны действительно проживать, или постоянно находиться в обозначенных границах. Смысл же сборной, что в спорте, что в нашей игре не в том, чтобы объединиться со всеми с кем тебе удобно играть, со всеми друзьями и приятными людьми. Для этого есть команда в сезоне. Смысл ровно противоположный – набрать из ограниченного и случайного набора людей боеспособный коллектив и сделать из него сильную команду. Все хотят взять Месси, но Месси есть только у Аргентины. Так что берите Заболотного (для России), или Милевского (для Украины), или находите и выращивайте нужных игроков. Смысл сборных в новом вызове, в новых трудностях, в таких, которых нет в клубах. Если в вашей сборной потенциально мало игроков, допустим у вас сборная Саратова, это может стимулировать находить и приводить в игру земляков, приток новых людей это же прекрасно.

Идея сборных только по принципу стран – провалилась. Я помню, что Ямато был категорически против деления по любому признаку, кроме как в границах государств, но всё же… Если действительно затевать это движение, то на начальном этапе сбор команд просто в рамках государств закончится очень быстро. Две сборные образуются довольно быстро, а остальные будут мучиться и плодить фейки (если ещё будет такое желание).

Идея сборных по принципу – запишу себя рандомно в любую сборную по своему желанию – провалилась. Значит, нужно создавать сборные по другим, но чётким критериям: географическим, профессиональным, половым, возрастным и т.п. И всё-таки по географическим – гораздо понятнее и привычнее всем, просто нужно немного по-другому прописать рамки и правила образования команд. Ну и так интереснее, потому что это будет действительно случайный набор людей, из которых намного сложнее, но намного увлекательнее сделать сильную команду, чем если подбирать её под себя.

2. Турниры сборных проводить так же, как в реальном футболе. Не заканчивать за полгода (один сезон в 7-40), а играть год, или больше. И играть так же на матчах сборных, почему бы и нет. Место для тура сборных можно найти. Например, отборочные матчи национальных сборных сейчас длятся почти 10 дней. Можно в эти дни, рядом с обычными турами чемпионата ставить матчи сборных. Да, это будет дико неудобно для игроков и тренеров, возрастёт нагрузка, ну так и в этом смысл – в появлении и преодолении новых сложностей, в выходе из зоны комфорта слишком разнежившихся команд и игроков. Чем сложнее, тем интереснее, разве нет?

3. И наконец, главное предложение, возможно, оно покажется вам интересным. По какому принципу формировались сборные в 7-40? Если посмотреть архивы, то «я позвал своих друзей и ещё пару ребят, а остальные мне не интересны». Хотя они тоже хотят сыграть за сборную и не менее достойны.

По какому принципу в реальной жизни формируются сборные непосредственно на каждый матч? Тренер вызывает тех, кто дал согласие играть за сборную, тех кто сейчас в лучшей форме и не травмирован. Вот я и подумал, а почему бы не создать ещё одну дополнительную сложность для тренеров сборной в нашей игре? И не ограничить список вызываемых на очередной матч игроков? Для того, чтобы, опять же, тренер приглашал не только своих друзей, а каждый из потенциальных сборников имел бы шанс.

Я это так и называю «список травмированных». Идея в том, чтобы игрок не мог принять участие в матче за сборную, если он в последнем матче за клуб проиграл на своей линии. Ну то есть как бы «травмировался». Представим, что в обойме сборной есть 10 человек. И 5 из них «травмировались» в последнем матче за клуб. Тогда ближайший матч сборной игрок пропускает, а тренер сборной вынужден будет набирать команду из тех, что есть, а не из привычной основы. Это создаёт дополнительный интерес, непредсказуемость и обвалившиеся котировки у букмекеров:) Это даёт возможность сыграть за сборную тем, кто хочет это сделать, но не проходит в основу. А также побуждает тренеров сборных больше общаться с тренерами клубов, договариваться, чтобы нужного игрока не поставили в основу за клуб, чтобы он не «травмировался» перед матчем сборной:) Ну или наоборот, просить специально выпустить игрока, чтобы «вылечить травму», полученную до этого. И вообще, создавать всяческие альянсы.

Вот такая примерно идея. Я её рассказал очень вкратце, только самую суть, есть множество нюансов, которые можно будет уже детально обсудить, если есть желание.

Итоги

Итак, ещё раз напомню свои предложения.

1. Суперкубок из четырёх команд, с полуфиналами и финалом в один день. То есть Финал четырёх.

2. Схема сезона «сначала Чемпионат, затем Суперлига».

3. Кубок проводить на одной неделе, играя каждый день (почти).

4. Со временем трансформировать Суперлигу в более престижный турнир, типа Лиги Чемпионов, а также сделать турнир для не попавших в эту ЛЧ (Лига Лузеров).

5. Поменять схему проведения Чемпионата на предложенный мной вариант, или улучшенные альтернативы.

6. Возродить турниры сборных, с некоторыми нововведениями.

Спасибо, что дочитали до конца. Более не смею задерживать ваше внимание, но надеюсь на комментарии, отзывы, критику и предложения. За все высказанные мнения буду благодарен.