8 мин.

«На переговорах агенты говорят: «Ты карту посмотри». Трудная жизнь самой далекой команды России

Роман Мун узнал, чем живет «Сахалин» – самый восточный клуб ФНЛ.

«Помните, как говорили в фильме «Перевозчик»? «Мало гуляю, плохо сплю», – это про меня», – смеется начальник команды «Сахалин» Игорь Беляй. Последние две недели он спит не больше пяти часов в день. Ему тридцать семь, у него усталый вид и большие мешки под глазами. При этом разговаривает он так быстро и оживленно, словно его кофе — пятый за день. Прежде чем встретиться с Беляем, я спрашивал у работников клуба, что конкретно он делает в «Сахалине», – все отвечали по-разному.

Беляй все подтверждает. Он занимается вопросами проживания команды, сборами, заявкой. Он общается с агентами и ищет информацию по соперникам. Он решал вопрос с лицензированием «Сахалина». Я встречаюсь с ним в одной из гостиниц города Химки, в пяти минутах от стадиона «Родина». Он только что приехал из РФС, лицензию клуб получил, пусть и с трудом.

– В РФС целый отдел лицензирования, — рассказывает Беляй. – Люди смотрят все. В Испании, например, лицензируют только команды, которые играют в еврокубках. Команда, вышедшая из низшей лиги в высшую, играет на том стадионе, какой у нее есть. Нет понятия «не попадает под лицензирование». Командам, которые живут на островах, федерация футбола Испании по закону оплачивает билеты. А мы сначала будем играть в Химках.

Проблемы у новичка ФНЛ возникли из-за стадиона и требований к воспитанию собственных игроков. Беляй объясняет, что по регламенту РФС во втором дивизионе у клуба должен быть договор со школой, а в ФНЛ — своя школа. На Сахалине есть детская школа под патронажем губернатора Александра Хорошавина, куда идут самые перспективные дети области.

– На острове 400 тысяч человек, – жалуется начальник «Сахалина». – В школе губернатора сейчас все детские сливки. Нам говорят: «Делайте свою школу». Где взять детей? Вот нам понравился ребенок в Хабаровске, Владивостоке или Находке. Но не каждая мама отпустит ребенка на расстояние полета. На лицензировании сидели юристки-женщины. Я им говорю: «Вы бы отпустили ребенка туда, куда надо лететь? Вы часто будете его навещать?».

Все разговоры с игроками и менеджерами «Сахалина» так или иначе крутятся вокруг темы перелетов. В третьем туре нового сезона ФНЛ «Сахалин» полетит к «Балтике». Между Южно-Сахалинском и Калининградом 7481 километр.

Для любого спортсмена длительный перелет по определению стресс, объясняет врач команды Константин Мацуцын. Он называет это десинхроноз — нарушение физиологического состояния под воздействием климатических условий. Чтобы бороться с десинхронозом, «Сахалин» примерно за сутки до перелета переходит на время города, в который летит. Возвращаться же на Сахалин, отмечает Мацуцын, желательно минимум за неделю до домашнего матча.

Чтобы игроки легче переносили перелет, доктор внимательно следит за ними в самолете. Часами играть в Football Manager футболисту не дадут, после взлета и первого приема пищи Мацуцын рекомендует игрокам ложиться спать. Накануне полета исключается тяжелая пища, на которую организм тратит много энергии. Есть самолетную еду врач разрешает, но следит за тем, чтобы блюд с майонезом и газировки в меню не было. Мацуцын вспоминает, что врач одной из команд второго дивизиона как-то сказал: у вас на Сахалине люди, поди, в икре по колено ходят. В клубе все говорят, что икра в Москве дешевле, зато на острове она лучше.

Другой важный момент — аэрофобия. Летать боится не только Деннис Бергкамп, но и современные футболисты. Вратарь «Сахалина» Александр Самохвалов вспоминает, что когда он играл в «Машуке», самолет пятигорской команды однажды попал в зону сильной турбулентности. Одноклубник Самохвалова Анатолий Тиблоев так испугался, что расстегнул ремень и лег на пол. Потом вратарь рассказывает, как в 2007-м летел в Калининград. Дул сильный ветер, объявили штормовое предупреждение. Пилот дважды прерывал посадку и поднимал самолет обратно в воздух. Самохвалов говорит: когда он смотрел в иллюминатор, ему казалось, что приземлятся будут на крыло.

С игроками-аэрофобами работают по-разному. Одним напоминают про статистику, она утверждает, что самолет — самый безопасный транспорт. Другим нужен шутливый разговор перед полетом. Кому-то надо объяснить: не стоит беспокоиться о вещах, на которые ты не можешь повлиять. Кому-то Мацуцын рассказывает, что когда пришел на работу в «Луч-Энергию», то сам поначалу нервничал в самолете. Есть игроки, которым нужно создать комфортный психологический фон. Врач объясняет, что это, на примере из баскетбола.

– Пресс-атташе ЦСКА рассказывал: когда команда летала, кажется, для Холдена на иллюминатор клеили фотографию его любимой собаки (на самом деле для Папалукаса – Sports.ru). Так он боролся с аэрофобией.

Но «Сахалин» путешествует не только самолетом.

– Вот выезд в Омск, – рассказывает Беляй. – Мы летим час до Хабаровска, какое-то время в аэропорту, оттуда пять с половиной часов до Новосибирска. Потом едем ночь на поезде в Омск. Или выезд в Братск. Летим до Хабаровска, аэропорт, потом пять часов до Иркутска. Самолет в Братск раз в неделю, мы, как правило, на него не попадаем и едем двенадцать часов в автобусе.

Мне интересно, как «Сахалин» планирует справляться с возросшими расходами на транспорт. Беляй не хочет вдаваться в детали, но говорит, что ведутся переговоры с «Аэрофлотом». Возможно, авиакомпания предоставит клубу скидки в обмен на какую-то рекламу.

Географическое положение «Сахалина» – проблема не только для клуба, но и для его соперников. Командам с материка бывает сложно привыкнуть к высокой влажности, она мешает игрокам дышать так, как они привыкли. На базе «Сахалина» установлен кислородный генератор, после перелетов команда пьет кислородные коктейли. В самолете мы дышим смесью воздуха, объясняет Мацуцын, игрокам нужно восполнять дефицит кислорода.

– Когда первый раз приезжаешь, тело горит, дышать нечем, – вспоминает Андрей Самохвалов. – Еще и испарения от синтетического поля. В жару бутсы плавятся.

Еще мне рассказывают, что летом с острова практически невозможно улететь. Прилететь – тоже проблема. Другим городам Дальнего Востока доступна железная дорога, в Сахалине есть паром, но он очень зависит от погоды. Поэтому летние билеты быстро раскупают.

В общем, понятно, почему «Сахалину» сложно договариваться с нужными игроками. При этом клуб все равно будет играть в ФНЛ практически новым составом. С прошлого сезона осталось семь игроков. За три недели «Сахалин» просмотрел около 70 футболистов.

– Нет слабых игроков, но есть средние. По некоторым решение принималось за день. Естественно, индивидуальное мастерство не на очень высоком уровне. Пригласить футболиста высокого уровня нереально, – говорит старший тренер команды Андрей Пархоменко.

Беляй считает, что другого выбора не было:

– Вот «Урал» вышел в премьер-лигу и решил играть тем же составом. Во что они играли первый круг? Думаю, если «Арсенал» и «Торпедо» не поменяют команду процентов на 70, они обречены на вылет. Так же и в ФНЛ. «Арсенал», когда в ФНЛ выходил, уже по ходу сезона обновил команду более чем наполовину.

Он рассказывает: футболисты и агенты, узнав на переговорах, сколько им предлагает «Сахалин», иногда говорят: «Ты карту посмотри».

– Сейчас введен потолок зарплат. Чтобы депутат мог прийти, открыть контракт любого футболиста и там была зарплата, не превышающая 300 тысяч. Раньше можно было сделать футболисту бонусы, но в ФНЛ установили и потолок совокупного дохода. Зарплату легально можно обойти. Совокупный доход — сложно, разве что деньги в конвертах. Как говорил бывший тренер Сергей Тимофеев, хороший футболист за деньги, которые платят в зоне «Центр», на Сахалин не поедет. Сумму надо умножить на 2,5.

Андрей Самохвалов на вопрос, есть ли в клубе восточная надбавка, ответил, что не имеет права что-то говорить.

«Сахалин», кстати, вел переговоры с Дмитрием Хохловым, но не сложилось. Мне объясняют, что Хохлов хотел, чтобы команда постоянно играла в Москве.

Я спрашиваю у Беляя, боится ли «Сахалин», что от дальневосточной команды захотят избавиться остальные клубы ФНЛ. Как это было, когда «Луч-Энергия» играл в премьер-лиге. Начальник «Сахалина» говорит, что это так и ничего не изменишь:

– Как попаду в РФС, почти все команды нам что-то предлагают. В предпоследнем туре мы играем с «Химиком» на выезде, в последнем туре – дома с «Волгой». «Волга» предложила: давайте вы останетесь в Дзержинске, мы все оплатим, игру проведем за наш счет, лишь бы не лететь к вам.

Беляй признает: никто не любит дальневосточные команды, потому что долгие перелеты сбивают с ритма. Пример – выездная игра ЦСКА против «Луча» в 2006 году. Московский клуб победил, а потом проиграл в Лиге чемпионов важный матч «Порту».

– В ЦСКА говорили: «Если бы «Луч» согласился перенести игру...». А почему «Луч» должен переносить игру? В итоге ЦСКА пришлось ехать к ним основой. Они выиграли, но команда устала после перелета, и они проиграли, – вспоминает начальник «Сахалина».

Первой командой, открыто попросившей «Сахалин» перенести игру, стал «Анжи». В «Сахалине» уточняют: первый тур «Анжи» пропускал изначально, а южно-сахалинцы должны были играть с «Ротором», который снялся. «Анжи» не хотел ломать подготовку к сезону и попросил сдвинуть матч с «Сахалином» на резервный день, 23 июля.

– Мы отказались, потому что 19 июля должны играть в Калининграде, – объясняет Беляй. – Потом надо лететь 23-го в Махачкалу, а 27-го — играть дома, уже, скорее всего, на Сахалине, с дзержинским «Химиком». На Сахалине мы окажемся утром 25-го. Мы не можем за два дня адаптироваться: 7-часовая разница, дорога. «Химик» играет 19 июля со «СКА-Энергией» и будет целую неделю жить в Хабаровске, адаптируясь ко времени. Смысл нам переносить игру? Да, «Анжи» удобнее. Будь я на их месте, конечно, тоже предложил бы перенести.

Беляй говорит, что объяснил позицию руководству «Анжи» и те не обиделись.

– Тем более вы понимаете, что такое три игры за восемь дней плюс перелеты, – добавляет начальник «Сахалина». – Потом придешь в раздевалку, а у игроков в глазах: «Я не могу. Отстань от меня. Нет у меня сил».

Все видео ФНЛ сезона-2014/15 – в этом блоге. Подписывайтесь.