11 мин.

Лучшие из лучших

2001. Роджер Федерер – Пит Сампрас («Уимблдон», 4 раунд)

Матч состоялся 2 июля 2001 года на Центральном корте комплекса SW19. Между участниками было 10 лет разницы. 29-летний Сампрас пытался выиграть свой пятый «Уимблдон» подряд и сравняться с Бьорном Боргом. Он не проигрывал на этом корте с 1996 года, когда он неожиданно уступил Рихарду Крайчеку. Для 19-летнего Федерера это было первое появление на Центральном корте, и в тот день он смог сыграть в игру Сампраса лучше, чем Сампрас – он подавал как сумасшедший и играл с лета так, что сам Пить вынужден был в недоумении покачивать головой. Он выиграл первый сет на тай-брейке (отыграв сетбол), но в не менее напряженной второй партии сдался первым – Сампрас воспользовался слабостью юного соперника на подаче и сравнял положение в матче. Следующие два сета тоже отошли соперникам поровну – швейцарцу третий, американцу четвертый. Настало время решающей партии – Сампрас никогда еще не проигрывал решающих сетов на «Уимблдоне». Игра шла так же, как и два предыдущих часа – лавину эйсов и неберущихся подач перемежали редкие ралли и деликатные воллеи. И в конце концов Сампрас моргнул первым – в двенадцатом гейме, когда ему пришлось во второй раз подряд подавать, чтобы остаться в матче. Виннерс справа поставил точку – победа молодого претендента. Роджер проиграл в следующем круге – до начала его эпохи оставалось еще два года. Но именно этот матч стал символической передачей знамени.

2002. Михаил Южный – Поль-Анри Матье (Кубок Дэвиса, финал)

Формат Кубка Дэвиса, вообще уникальный для тенниса, отличается еще и тем, что раз за разом дает получить долю славы тем игрокам, которые, может быть, не могли бы на нее рассчитывать при других обстоятельствах – потому что последний, решающий матч встречи (если до него доходит) всегда играют вторые номера сборных. В 2002 году эта честь выпала Михаилу Южному. В Париже перед решающим днем соревнований российская команда проигрывала 1:2. Марат Сафин сравнял счет по встречам, обыграв Грожана, и судьба кубка теперь зависела от двух ровесников, 20-летних Михаила Южного и Поля-Анри Матье. Никто из них раньше на Кубке Дэвиса себя особенно не проявил. На последнем проигранном сборной России финале, в 1995 году Южный был болл-боем. Историю этого матча знают все российские любители тенниса, так что ее нет нужды пересказывать. Матье выиграл два сета, вел с брейком в четвертом, но Южный, которого Тарпищев поставил играть второй одиночный матч вместо Кафельникова, смог наконец нащупать уязвимую точку противника – его нелюбовь к смене ритма – и остальное стало историей. Француз вел с брейком в четвертом сете и был в двух очках от выигрыша матча, когда на подаче Южного было 4:5 по 30, и все-таки Михаил сумел вытащить этот матч, став первым игроком в истории, отыгравшимся с двух сетов в финальном матче финала Кубка Дэвиса.

2003. Ллейтон Хьюитт – Роджер Федерер (Кубок Дэвиса, полуфинал)

Еще одно невероятное возвращение, случившееся в Кубке Дэвиса в следующем году, было последней победой Хьюитта над Федерером до 2010 года. В отличие от матча Южного и Матье, это случилось в полуфинале, и играли между собой первые ракетки сборных. Играли в Мельбурне, австралийцы вели 2:1, и перед Федерером стояла задача оставить свою сборную на плаву и перевести встречу в решающий матч. И, казалось, ничто не помешает ему это сделать. Роджер выиграл два сета и вел в третьем с брейком, и Хьюитт выглядел так, как он будет выглядеть в матчах со швейцарцем на протяжении последующих семи лет – так, словно ему совершенно нечем играть. Счет был 7:5 6:2 5:3 в пользу Роджера, который к этому моменту выиграл в кубковых матчах 31 сет подряд. Но прижатый спиной к стене Хьюитт не дрогнул, а вместо этого заставил дрогнуть соперника. Он отыграл подачу, выиграл тай-брейк, и после этого Федерер посыпался. Это был, пожалуй, последний матч, в котором Федерер предстал миру не небожителем, а всего лишь феерически талантливым юнцом со склонностью к саморазрушению в важнейшие моменты. Этот матч словно был последним толчком к созданию нового Федерера – чемпиона и небожителя. Осенью того года он выиграет итоговый чемпионат, потом – Открытый чемпионат Австралии, и начнет писать теннисную историю. А Хьюитт вывел свою сборную в финал, который они в декабре и выиграли.

2004. Гастон Гаудио – Гильермо Кория («Ролан Гаррос», финал)

Этот матч войдет в анналы, конечно, не из-за качества продемонстрированной в нем игры, а из-за совершенно сумасшедшей интриги, невообразимых сюжетных поворотов и того рокового влияния, которое он оказал на судьбу проигравшего. Это случилось 6 июня 2004 года. Встречались два соотечественника, один – царствующий король грунта, фаворит этого матча и всего турнира, прошлогодний полуфиналист, стремящийся завоевать свой первый титул «Большого шлема». Второй – несеяный и мало кому известный за пределами Аргентины психически неустойчивый грунтовый специалист. Перчику для посвященных добавляло то, что Гаудио и Кория уже давно терпеть друг друга не могли. Первые два сета Гаудио играл так, словно вообще не понимал, где находится и что делает. Он буквально ничего не мог попасть в корт. Кория выиграл их за час. Потом зрители, понимая, что им, очень возможно, так и не придется увидеть за свои деньги ничего занимательного в это воскресенье, стали поддерживать Гастона изо всех сил и словно дали ему крылья. Он выиграл подачу Кории, выиграл сеты 3 и 4, а младший аргентинец, захваченный врасплох скачком в игре соперника и судорогами, скрутившими его в решающий момент, казалось, вообще еле ходил по корту. Наступил решающий сет, и внезапно Кория снова оказался здоров. Никто не знает, почему – притворялся ли он? Просто сохранял энергию на пятую партию? Так или иначе, в пятом сете из четырнадцати геймов было 9 брейков. Кория дважды подавал на матч, имел два матчбола при счете 6:5 и в конце концов проиграл. После этого от игрока, которым он был на протяжении двух лет до того, мало что осталось.

2005. Марат Сафин – Роджер Федерер (Australian Open, полуфинал)

Матч, сразу после завершения провозглашенный абсолютной вершиной тенниса на харде (и до сих пор ею остающийся), был сыгран в день рождения Марата Сафина, 28 января 2005 года. Сафин, только в конце прошлого сезона окончательно вернувшийся в Топ-5, пытался защитить очки, заработанные финалом прошлого года. Как и в случае с матчем Южного и Матье, напоминать российским любителям тенниса о ходе этой встречи, думается, нет нужды. Федерер вел 2:1 по сетам и на тай-брейке четвертой партии получил матчбол. Сафин отыграл его свечой (это была чуть ли не единственная свеча, которая у него попала в корт за весь матч). Долго еще после завершения этой встречи фанаты обсуждали, не из аута ли брал Федерер тот воллей, на который Сафин и ответил свечой, и нужно ли ему было отвечать на свечу ударом между ног или лучше было бы попробовать забежать под право. Но все закончилось так как закончилось – Сафин отыграл матчбол, выиграл тай-брейк, а потом выиграл и матч с седьмого матчбола (причем в решающей партии Федерер, уже изрядно подсевший физически от ураганного темпа и неослабевающей мощи игры, все-таки нашел силы отыграть брейк). Два дня спустя Сафин выиграл титул в финале у Ллейтона Хьюитта. Для Хьюитта это был последний финал турнира «Большого шлема», для Сафина – последний выигранный турнир.

2006. Рафаэль Надаль – Роджер Федерер (Рим «Мастерс», финал)

В прошедшем году Надаль окончательно утвердился как король грунтовых кортов и главный соперник Федерера в борьбе за теннисный трон. Роджер находился на самом пике – за весь 2006 год до того момента он проиграл всего лишь два матча и оба Надалю. Всего лишь две недели назад испанец легко одержал верх в финале предыдущего грунтового «Мастерса» в Монте-Карло. Матч, сыгранный в Риме 14 мая 2006 года, остается одним из самых напряженных, драматичных и красивых встреч в истории грунтового тенниса и в истории соперничества двух теннисных гигантов начала 21 века. Федерер играл более агрессивно, чем в финале Монте-Карло, можно сказать ультра-агрессивно – он выиграл 39 из 55 очков у сетки. Эта тактика принесла ему безоговорочную победу на тай-брейке первой партии. Но чтобы проломить стену, выстроенную Надалем, этого оказалось недостаточно. В решающем сете Роджер вел 4:1 – Рафа отыгрался. При счете 5:6 на своей подаче, пытаясь перевести партию на тай-брейк, Надаль впервые в матче сделал двойную ошибку, давшую Федереру два матчбола. Оба раза швейцарец пытался выиграть матч ударами справа навылет и оба раза промахнулся. Счет сравнялся, потом склонился в сторону Надаля, и настало время тай-брейка. На тай-брейке Федерер тоже вел – 3:1, потом 5:3, и опять его удар справа не выдержал давления. Он пытался играть все острее и острее, все ближе к линиям, и ценой этого стали ошибки в решающие моменты. Надаль защитил свой титул в Риме, выиграл пятьдесят третий матч подряд на грунте, сравнявшись с Гильермо Виласом, и необратимо повернул ход своего исторического соперничества с Федерером в свою пользу.

2007. Ришар Гаске – Энди Роддик («Уимблдон», четвертьфинал)

Сейчас уже можно сказать более-менее уверенно, что Ришар Гаске никогда не станет тем игроком, которым он когда-то обещал стать – такое бывает, не он первый, не он последний. Но не вызывает никаких сомнений и то, что никогда в жизни он не играл лучше, чем в последних трех сетах своего четвертьфинального матча с Энди Роддиком на «Уимблдоне» 2007 года. Не то чтобы он играл плохо и в первых двух, но Энди Роддик, двукратный финалист , только что выигравший титул в Квинсе, просто не дал ему шансов. Он уверенно выиграл два сета и вел с брейком в третьем, причем какая-либо угроза исходила от Гаске только если Энди, как это у него случается, вдруг кидался очертя голову к сетке, как следует не подготовив выход. С двух сетов и брейка, однако, матч проиграть невозможно, особенно игроку с подачей Роддика да на траве. Но настала пора подавать на матч, и тут случилось невероятное. Роддик дрогнул на какую-то долю секунды (не то чтобы с ним не случалось этого раньше, но никто не мог поверить, что это может случиться на этом конкретном турнире, против этого конкретного игрока), и Гаске, почувствовав, что петля чуть-чуть ослабла, заиграл так, словно ему было абсолютно нечего терять. Он нащелкал 93 виннера, в основном слева, и после того, как 3 и 4 партии ушли к нему на тай-брейке, Роддик не знал, в какую сторону бежать. Многие тогда считали этот матч моментом долгожданного «взросления» Ришара Гаске – они были неправы, его потенциал так и остался по большому счету нереализованным. Тот полуфинал «Уимблдона», в который он вышел, обыграв Роддика, пока так и остается единственным полуфиналом «Большого шлема» в его карьере. А этот матч так и остается единичным примером невероятного триумфа свободного артистизма над упорством и грубой силой.

2008. Рафаэль Надаль – Роджер Федерер («Уимблдон», финал)

Если для всех остальных матчей в нашем списке можно найти достойные альтернативы, то этот матч, который два лучших теннисиста десятилетия играли на Центральном корте 6 июля 2008 года до глубокой темноты и в котором решалась судьба первого номера рейтинга, стоит в 2008 году совершенно особняком. Это был первый титул «Большого шлема», выигранный Надалем не на «Ролан Гаррос» – и он стал первым после Бьорна Борга, выигравшим титулы на «Ролан Гаррос» и «Уимблдоне» в один год. Федерер, не проигравший ни одного матча на траве с 2002 года, казалось, был уже побежден, когда Надаль уверенно выиграл первые две партии. С помощью более агрессивной игры и нервов соперника Федерер смог отыграть это казавшееся огромным преимущество, отыграть два матчбола в четвертом сете – один подачей, второй изумительной обводкой слева – но никогда еще в Открытую эру никому не удавалось выиграть финал Уимблдона с матчболов, и никому не удавалось сделать это, отыгравшись с двух сетов. Не смог этого сделать и Роджер. Рекорд Борга – пять титулов «Уимблдона» подряд – устоял. За весь матч Надаль проиграл свою подачу всего лишь однажды, и эта непоколебимая уверенность в собственной подаче позволила ему продержаться до тех пор, пока на корте не стало уже почти совсем темно и пока бэкхенд Роджера наконец не начал разваливаться. «В последнем гейме я уже ничего не видел» – сказал Надаль после победы. Он опять оказался сильнее.

2009. Рафаэль Надаль – Фернандо Вердаско (Australian Open, полуфинал)

Две двойные ошибки подряд, совершенные Вердаско в эндшпиле, конечно, слегка испортили общее впечатление от этого триллера, однако во всех прочих отношениях это был незабываемый, классический матч, который, несомненно, войдет в «золотой фонд» турнира. Первое в истории испанское дерби в полуфинале Открытого чемпионата Австралии оправдало ожидания – в итоговой таблице соотношение выигранных очков было 193 к 192 в пользу Надаля. Вердаско, в конце предыдущего сезона сыгравший ключевую роль в победе испанской сборной на Кубке Девиса, превратил эмоции, полученные от той победы, в толчок к новым свершениям в одиночной карьере. Вердаско, ставший по традиции неожиданным полуфиналистом Открытого чемпионата Австралии и подошедший на два гейма к тому, чтобы стать неожиданным финалистом, наколотил 95 виннерсов и реализовал 2 из 4 брейк-пойнтов (Надаль 4 из 20). Через этот почти четырехчасовой поединок Надаль вышел в первый в карьере финал турнира «Большого шлема» на харде, который он через день и выиграет в пятисетовом же матче против Роджера Федерера.

2010. Новак Джокович – Роджер Федерер (US Open, полуфинал)

Как и большинство матчей Федерера с Джоковичем, этот был очень неровным, и скачки в качестве были преимущественно виной Роджера – он полностью провалил сеты 2 и 4, да и нечетные выиграл благодаря в основном нервам соперника. По-настоящему классная игра не началась до решающей партии, когда оба наконец-то прошли какой-то невидимый барьер скованности или раздумий и задышали свободно. Но зато уж решающий сет получился лучшим сетом турнира, а то и года. Джокович заиграл гораздо агрессивнее, чем это ему свойственно вообще, а в последние годы в особенности, а Федерер оказался вынужден вытащить на белый свет все трюки, на которые он только был способен, чтобы компенсировать отсутствие подачи, которая почему-то ушла от него в этом матче, не оставив записки. Несмотря на то, что Джокович играл лучше на протяжении практически всего матча, выиграть он смог только отыгравшись с матчболов. При счете 5:4, 15:40 он выиграл три очка подряд сумасшедшими виннерами справа, и только так смог выйти из тени неудач, висевшей над ним в этой встрече – три предыдущих года подряд он проигрывал Федереру на US Open. Выиграв наконец с первого же матчбола (7:5 очень популярный счет в матчах Новака и Роджера) он еще минуту стоял неподвижно, словно не мог поверить в происходящее.