8 мин.

Знакомьтесь – Алиса

Если вам кажется, что нашествие россиянок в теннисе все усиливается, то это потому, что такие игроки, как Алиса Клейбанова, продолжают свое движение вверх по рейтингу. Спросите Ану Иванович, которая уступила 19-летней россиянке в эпическом матче третьего круга в Мальбурн-Парке.

Клейбанова добивалась значительного успеха в юниорском теннисе, особенно в парном разряде. В 13-летнем возрасте она вместе с Саней Мирзой выиграла финал юниорского «Уимблдона»-2003, а спустя 4 года повторила этот успех в паре с соотечественницей Анастасией Павлюченковой, в 2005 году вместе с чешкой Николой Франковой она также выигрывала юниорский US Open.

А теперь ее имя в заголовках теннисных новостей уже на взрослом уровне. Высокая, мощная россиянка привлекла к себе всеобщее внимание в прошлом году, когда обыграла 10-ю сеяную Даниэлу Гантухову на пути в четвертый круг, ей также удавалось, преодолев квалификационный раунд, дойти до четвертьфинала турниров в Антверпене и Истборне, а также в Фесе, что в итоге помогло улучшить рейтинг более, чем на 100 позиций, в 2008 году. Накануне Australian Open москвичка занимала наивысшее для себя 31 место – достаточно высокое, чтобы впервые быть сеяной на турнире «Большого шлема», принимая во внимание, что она лишь второй раз принимает участие в основной сетке австралийского чемпионата.

Нам удалось поймать Клейбанову еще до ее потрясающего мельбурнского выступления, когда она присутствовала на турнире Medibank International в Сиднее.

Как вы начали играть в теннис?

Мне было 4 с половиной года, когда родители взяли меня с собой на корт. Они с друзьями играли для собственного удовольствия по выходным, и я еще маленьким ребенком крутилась поблизости и играла с мячами. По началу они не собирались делать из меня профессиональную теннисистку, это просто был один из видов спорта, которыми я занималась, наряду с плаванием и легкой атлетикой. Мои родители стремились предоставить мне много различных возможностей, чтобы я могла выбрать то, чем хочу заниматься. И через несколько лет я стала принимать участие в некоторых юниорских соревнованиях, и мне это в самом деле понравилось. И к возрасту 10 или 11 лет я решила, что действительно хочу остановиться на теннисе.

А чем занимались ваши родители? Похоже, они стремились дать вам всестороннее образование?

Мои родители не имели отношения к профессиональному спорту. Отец занимался физикой и математикой, а мать была биологом. Я единственный ребенок в семье, и они не стремились к тому, чтобы я непременно стала спортсменкой, но так как мне это действительно нравилось, и я была физически сильной, то теннис стал хорошим выбором для меня.

У вас в детстве были кумиры в теннисе?

Не думаю, что был какой-то один игрок, на которого я смотрела, как на кумира, потому что тогда было много очень хороших теннисисток – Граф, Хингис, Селеш, и сложно было бы сказать, кто из них мне нравился больше. Я просто всегда с нетерпением ожидала телевизионных трансляций их матчей, чтобы посмотреть, что я могла бы перенять от них.

Что вы считает наиболее сильной своей стороной как игрока?

Я бы сказала, что это моя подача и игра с задней линии.

А какой элемент своей игры вы бы больше всего хотели улучшить?

Мне следует в целом улучшить свою квалификацию и передвижение по корту, потому что в теннисе недостаточно одной только силы ударов, нужно уметь делать все и на высоком уровне. Нужно хорошо передвигаться, сохранять решимость, быть психологически сильной. Не достаточно просто подать мощную подачу и затем забить удар навылет. Как бы то ни было, всегда нужно продолжать работать даже над сильными своими сторонами, вы не можете себе позволить стоять на месте.

Прошлый год вы начали, находясь около 150-й позиции в рейтинге, а закончили сезон на 33. Какие цели вы ставите себе на этот год?

Моя цель – подобраться как можно ближе к Топ-10, так что следующим шагом должно стать попадание в Топ-20. Но я играла много матчей и добивалась хороших побед, чтобы продвинуться столь высоко, так что в этом году мне надо будет защитить все эти очки, и похоже, подняться так быстро будет нелегкой задачей. Я надеюсь, что смогу более грамотно построить свой календарь, чтобы сохранять физическую готовность – это наиболее важный момент.

Если бы вы могли обменяться какими-то приемами в игре с другой теннисисткой, то чтобы вы хотели получить, а что отдали бы?

Я думаю, что когда Винус и Серена Уильямс в форме, то практически никто не может их обыграть. Мне доводилось сражаться против многих игроков, но когда я играла с Винус на «Уимблдоне», я поняла, что это отличается от матчей со всеми прочими. Я умею очень сильно бить по мячу, но, пожалуй, я бы хотела обладать их силой удара.

Какое покрытие для вас является любимым?

Да мне все они нравятся, так что это всего лишь вопрос времени, чтобы приспособиться к их смене. Если у меня достаточно времени на тренировки и подготовку, то я чувствую себя хорошо на любом покрытии. Я, очевидно, хорошо играла на траве в прошлом году, так что возможно, я могу сказать, что именно это покрытие для меня немного более особенное, чем остальные. Но мы не так много турниров можем играть на траве, так что, думаю, оно особенное для всех, и мы действительно с нетерпением ожидаем этих нескольких недель в сезоне. По этой причине «Уимблдон» выделяется из всех четырех турниров «Большого шлема».

Есть ли еще какие-то любимые турниры?

Определенно, Australian Open. Все там так хорошо организовано. Иногда погода слишком жаркая, но мне нравятся корты и покрытие. Но вообще, в течение года есть много разных турниров, куда я приезжаю с удовольствием, один из них это Кубок Кремля в Москве, и в прошлом году мне очень понравилось играть в Берлине. Каждый турнир чем-то особенный.

Должно быть, отлично ощущать, что вы достигли такой позиции, которая дает прямой пропуск на один из самых эксклюзивных турниров?

Безусловно. В прошлом году мне много раз приходилось играть квалификацию, а это сложно для всех игроков, потому что необходимо приезжать раньше и тратить так много энергии, чтобы добраться до основной сетки, потому что каждый полон решимости победить. Так что, с одной стороны, сейчас стало немного проще, так как я стартую сразу с матчей основной сетки, но преимущество игры в квалификации в том, что у тебя есть возможность поиграть в свое удовольствие, разыграться. Теперь же мне надо играть против лучших игроков мира, это означает, что я должна быть готова играть на все 100 процентов с самого первого матча. Но я вполне уверена, что привыкну к этому!

Вы упомянули Кубок Кремля; Россия, очевидно, страна, представляющая в теннисе настоящую угрозу. Есть ли у вас стремление играть в Кубке Федерации?

Мне нравится командный дух и игра за свою страну, я этим горжусь, так что я с нетерпением ожидаю такой возможности. Если меня пригласят играть в Кубке Федерации, то я буду просто счастлива присоединиться к команде. Также, я очень надеюсь через 4 года попасть на Олимпиаду, так что моя цель – год за годом улучшать свой рейтинг, попасть в команду и принять участие в чем-то действительно грандиозном. Для россиян Олимпиада действительно много значит, для меня, возможно, это даже более важно, чем турнир «Большого шлема». Она происходит только раз в четыре года и, если вы спортсмен, то действительно ощущаете, что вам необходимо быть там. Я тренируюсь в том же клубе, что и Елена Дементьева, и я думаю, у нас с ней к этому похожее отношение.

Кто вас сейчас тренирует?

Мой тренер Юлиан Веспан. Он из Румынии. Мы встретились, когда я приезжала тренироваться в итальянский клуб The Art of Tennis, и мы работаем вместе уже около трех лет. Он отличный парень, у нас хорошие отношения, и я с удовольствием рассчитываю на продолжение сотрудничества с ним. Когда я была младше, то каждый год проводила по месяцу или более, тренируясь в США, и мне довелось практиковаться с некоторыми выдающимися игроками из Академии Боллетьери, что мне очень помогло. Но именно Юлиан помог мне сделать этот нелегкий шаг – перейти из юниоров в профессиональный тур. Когда мне было 14, 15, 16 лет у меня были сложности, потому что я стала одной из лучших юниорок в 13 лет, и трудно было продвигаться дальше. Он поддержал меня, и я очень счастлива, что у меня есть такой тренер.

Как вы проводите свободное время, когда путешествуете по всему миру?

Я люблю играть в компьютерные игры и всегда вожу с собой книги – что-нибудь легкое, но увлекательное. Мне нравится заниматься тем, что отвлекает меня от тенниса и тренировок на какое-то время, хотя бы просто болтать с друзьями. Что-нибудь, что дает расслабиться. Пока я была юниоркой, я много путешествовала вместе с моей мамой, и в каждом городе мы старались выбраться посмотреть достопримечательности. Я рада, что мы это делали, но сейчас нужно о стольком думать и столько организовывать, что во время турниров я предпочитаю особенно не отвлекаться. Хотя, конечно, это зависит от города! Я знаю, что некоторые игроки действительно любят путешествовать, и, конечно, хорошо переезжать с места на место – представить себе не могу, чтобы пришлось играть весь год в одном клубе, от этого же с ума сойти можно! Но в действительности мне не так уж нравится постоянные перелеты и перемены отелей. Это сложная часть моей работы для меня.

Что в своей жизни вы любите больше всего?

То, что я занимаюсь тем, что делаю хорошо, и от чего я получаю удовольствие. Это действительно важно, потому что у многих людей нет такой возможности. Так как мы теннисисты, то люди всегда приходят посмотреть и насладиться нашей игрой. Для нас это работа, но для зрителей это отдых. Наша привилегия в том, что мы получаем такое внимание и такую поддержку.