6 мин.

Не плачь по мне, Аргентина

Особый шарм последнему событию сезона придавало участие в нем первой ракетки мира – Рафаэля Надаля. К тому же сборная Аргентины еще никогда не становилась обладательницей серебряного трофея, а ее лидеру – Давиду Налбандяну очень хотелось в сезоне-2008 добиться хотя бы какого-то успеха. Ну и, наконец, аргентинцы никогда не обыгрывали испанцев в Кубке Дэвиса, два матча – 1926 и 2003 года завершились в пользу испанцев.

Травма Рафаэля Надаля, даже не травма, а запущенная профессиональная болезнь всех теннисистов – тендинит, скомкала испанскому лидеру концовку сезона, лишила его возможности сыграть на итоговом турнире в Шанхае и выиграть Кубок Дэвиса, а также смешала все предматчевые расклады. Неожиданно для себя сборная Аргентины оказалась в ранге безусловного фаворита. Фаворита, который должен смести с корта сборную Испании, заменившую Надаля Марселем Гранольерсом. Понятно, что никто не рассматривал этого молодого человека в качестве игрока для одиночных встреч, но тем не менее, для понимания глубины состава испанской команды этот факт важен.

Позже, после парной встречи, капитан аргентинской сборной Альберто Манчини заявил, что для его игроков эти ожидания оказались слишком тяжелой ношей. Не исключено, что это было одной из причин поражения, но до него было еще далеко.

Пятница

Если для Альберто Манчини в вопросе кандидатов на одиночные поединки все было предельно ясно – лидеры его команды Хуан Мартин Дель Потро и Давид Налбандян были готовы играть и рвались в бой, то его испанскому визави Эмилио Санчесу было необходимо сделать важный выбор. Кому доверить играть вторую одиночную встречу – Фернандо Вердаско или Фелисиано Лопесу? Выбор между 16 и 31 ракетками мира, между более опытным и менее опытным теннисистом…Вот кого бы выбрали вы? А Эмилио Санчес выбрал Фелисиано Лопеса, не исключено, что это и стало залогом успеха.

Первый матч финала стал битвой двух Давидов – Феррера и Налбандяна, но на мифологического персонажа в этом поединке тянул лишь Налбандян. Не сказать, что Феррер играл плохо, то есть, конечно, он играл хуже, чем год назад, никакого сказочного превращения из унылого Феррера-2008 в яркого Феррера-2007 не произошло. В любом случае Налбандян был в этом матче резче, мощнее и быстрее своего соперника во всем. Счет 6:3, 6:2, 6:3, всего восемь выигранных геймов в потенциально пятисетовом матче в финале Кубка Дэвиса говорят сами за себя и не требуют какого-то пояснения. Налбандян действительно хотел выиграть этот Кубок. В этот момент появилось ощущение, что ожидаемое размазывание испанской команды по любезно предложенному ей аргентинцами харду – это вопрос времени.

Матч Фелисиано Лопеса и Хуана Мартина Дель Потро должен был или подтвердить претензии аргентинцев на титул или вселить надежды в сердца испанских болельщиков. Начало матча не добавило позитивных эмоций испанской части публики, игра была вроде бы равной, но небольшой провал в пятом гейме, и вот уже Дель Потро делает брейк и выигрывает сет со счетом 6:4. Это был четвертый проигранный испанцами сет подряд за этот день, но затем все оказалось не так плохо. Второй и третий сеты показали, что, если не допускать ненужных ошибок, игра получается абсолютно равная. Достаточно сказать, что в следующих двадцати четырех геймах не было сделано ни одного брейка. И было два тай-брейка, где сильнее оказался Лопес. А в четвертом сете случилась травма Дель Потро, в очередной раз смешавшая все расклады. В середине четвертого сета теннисисты обменялись брейками по курсу 2 к 1, после чего Лопес довел матч до победы.

Счет стал 1:1, ситуация перестала выглядеть столь драматичной для испанцев, а благодаря травме Дель Потро субботняя парная встреча неожиданно стала очень важным элементом матча.

Суббота

У каждого полководца есть свой любимый маневр, в случае с Альберто Манчини таким маневром является «неожиданное» заявление Давида Налбандяна на пару. Но, если в случае с матчем против сборной России такой ход имел вполне понятное объяснение (после первого дня Аргентина тогда вела со счетом 2-0 и победа в паре избавляла от воскресной нервотрепки), то в случае с финальным матчем такая замена напоминала игру в «русскую рулетку» с полным барабаном патронов. Выиграет аргентинская команда пару или нет – одному богу известно, а вот то, что единственный здоровый лидер команды будет загнан до потери пульса – это очевидно.

Не выиграла. Матч получился нервным, сумбурным, местами сумасшедшим, но самое страшное для капитанов обеих команд – он длился три часа двадцать минут. Три часа двадцать минут в конце сезона, в матче, где играли лидеры своих команд: Лопес и Налбандян. Для капитана же аргентинской команды он стал страшным еще и потому, что после всех этим мучений стало очевидно – ставка не сработала. Испанцы после двух дней ведут со счетом 2:1, Налбандян провел на корте в общей сложности пять с половиной часов, а Дель Потро в воскресенье играть не сможет. Агустин Кальери после матча заявил, что они продолжают верить в общий успех. А что им еще оставалось?

Воскресенье

Главной интригой воскресенья была заявка на матчи и той и другой команды. Удивили в итоге оба капитана: Санчес заявил на первый матч Фернандо Вердаско, а Манчини – Хосе Акасусо.

Каждый из теннисистов, мягко говоря, не идеален. Акасусо в этом сезоне не выиграл ни одного турнира, сыграл всего в двух полуфиналах и в одном финале – на турнире …в Буэнос-Айресе. Что же касается Вердаско, то ему дал интересную характеристику один из ветеранов испанского тенниса Хуан Балцельс, который заявил:

«Вердаско – очень талантливый игрок, с мощным ударом, но, когда он играет очень важные матчи или турниры, он чрезмерно нервничает».

Понятно, что именно такой игрок является оптимальной кандидатурой на решающий матч. Да и вообще, вдумайтесь, ключевой матч финала Кубка Дэвиса, решающий матч противостояния теннисных школ Аргентины и Испании играют Акасусо и Вердаско. Занавес.

Матч проходил в теплой дружественной обстановке, которую по силам создать только аргентинской публике. Вообще аргентинские болельщики в закрытом помещении – это явление просто обязано противоречить какой-нибудь конвенции о правах и свободах человека и гражданина. Помните самого громкого болельщика сборной России? А если такой в зале не один, а несколько тысяч? Вот-вот…

Игра местами напоминала женский теннис, в первую очередь количеством ошибок. Причем ошибки переходили от одного теннисиста к другому. Если первый сет на достаточно приличном уровне провел Вердаско, он и выиграл его со счетом 6:3, то втором и третьем сработало то, о чем предупреждал Балцельс, Вердаско начал творить Бог знает что, а Акасусо попытался найти подобие своей игры. Характерным эпизодом этих двух сетов стала первая подача Вердаско, которая получилась неожиданно для обоих игроков, вследствие чего Акасусо принял ее так, что мяч улетел куда-то в потолок и не вернулся оттуда. Вот примерно так, на фоне невероятного количества ошибок, Акасусо удалось выиграть второй и третий сеты, а поникший Давид Налбандян, от которого уже ничего не зависело, засобирался готовиться к возможному пятому матчу.

После этого, видимо на фоне усталости, когда мандраж и нервы уходят на задний план, Акасусо и Вердаско внезапно начали показывать очень неплохой теннис, некоторые комбинации вполне заслуживали аплодисментов. Причем выяснилось, что оба теннисиста способны на красивую, а местами и тонкую игру. В такой игре четвертый сет выиграл Вердаско, а перед началом пятого медицинский брейк потребовался аргентинцу, у того возникли какие-то проблемы с мышцами живота.

Так или иначе, но к пятой партии в лучшей игровой и эмоциональной форме подошел испанец. Вердаско заиграл ощутимо лучше своего соперника и, хотя иногда у Акасусо и получилось включаться в матч и выигрывать один – два мяча, но преимущество испанца было очевидно, что отразилось и на счете – 6:3, 6:7, 4:6, 6:3, 6:1. Акасусо вновь проиграл решающий матч, а сборная Испании в третий раз стала обладательницей Серебряной салатницы. Аргентинская публика наконец стихла, но ее почему-то не было жалко. Жалко было только двух человек – Рафаэля Надаля, смотревшего матч по телевизору, и Давида Налбандяна. Они оба сделали все, что было в их силах, но иногда этого бывает недостаточно.