5 мин.

Игры разума

Карьера Светланы Кузнецовой со стороны смотрится отличным примером новомодного эскапизма. Как боссы транснациональных корпораций бросают все и едут на Гоа, так и Кузнецова не раз будто бы махала рукой на суету вокруг мяча и удалялась от дел. Действующей чемпионкой проигрывала в первом круге US Open. Выиграла один титул в сезоне, когда могла бороться на звание первой ракетки мира. С той только разницей, что для вчерашнего яппи его бессрочный отпуск на побережье – сознательный выбор, а Светлану Кузнецову в решающие моменты, как показывает опыт, обуревают эмоции.

На старте сезона Кузнецова сыграла в Сиднее два непростых матча с Шуай Пэн и Кайей Канепи и успела снова повредить мышцы живота. Но в Мельбурне благосклонный жребий позволил Светлане набирать обороты от матча к матчу. В результате в памятном четвертьфинале против Серены Уильямс Кузнецова до того разыгралась, что при счете 7:5, 5:4 подавала на матч. Но тут, в лучших традициях жанра, Серена включила форсаж, игра Светланы рассыпалась, и кончилось все плачевно – 7:5, 5:7, 1:6. «Я очень переживала из-за того, что не выиграла второй сет», – посетовала Кузнецова после матча и пожаловалась на несвоевременный перенос игры под крышу. «Вы ждали русских полуфиналов? Кто именно?» – презрительно вопрошала Серена.

Очевидно, забыть это поражение оказалось непросто, и на следующих двух турнирах, не считая раунда Кубка Федерации, россиянка заработала по одному рейтинговому очку, проиграв свои первые матчи – 4:6, 6:3, 0:6 Елене Весниной в Дубае и 2:6, 6:4, 3:6 Урсуле Радванской в Индиан-Уэллсе. Именно после BNP Paribas Open, как мы узнаем немного позже, Кузнецова из-за непреодолимых противоречий рассталась с Ольгой Морозовой, и сотрудничество, на которое так уповали болельщики, завершилось, не успев толком начаться. К представительному турниру в Майами Светлана, очевидно, оказалась в оптимальной для себя ситуации, когда над ней не довлели ничьи ожидания, и впервые в сезоне дошла до полуфинала, обыграв по пути Каролин Возняцки и уступив будущей чемпионке Виктории Азаренко со счетом 5:7 в третьем сете.

Начало грунтового сезона для Кузнецовой совпало с первым за два года титулом (Нью-Хейвен-2007 был скорее насмешкой, чем победой). В Штутгарте Светлана впервые с сентября-2008 обыграла представительницу Топ-10, да не одну, а сразу двоих – Дементьеву и Сафину. Выиграв финал, Кузнецова также прервала серию из десяти подряд поражений в решающих матчах. И пусть ни Елена, ни Динара не были на пике формы, для Кузнецовой это оказался «believe», который был ей необходим. На турнире в Риме воодушевленная Светлана прошла Пеннетту и Янкович, взяла реванш у Азаренко за Майами, а потом в зеркальном отражении финала недельной давности уступила Динаре Сафиной. В первом матче Madrid Open пришел черед Алены Бондаренко отыгрываться за Australian Open. К счастью, поражение со счетом 3:6, 2:6 в преддверии «Ролан Гаррос» не лишило Светлану ее хрупкого душевного равновесия.

Первым троим своим парижским соперницам Кузнецова не оставила ни шанса. Впервые на турнире Светлана встретила сопротивление только от Агнешки Радванской (которой, к слову, в прошлом году уступила на Australian Open, «Уимблдоне» и итоговом турнире) – 6:4, 1:6, 6:1. Тему реваншей продолжил второй подряд четвертьфинал турнира «Большого шлема» Светлана Кузнецова – Серена Уильямс. Матч, продолжавшийся почти три часа, шел без чьего-либо явного преимущества – американка сделала больше эйсов и двойных ошибок, Кузнецова меньше выигрывала, но лучше играла на приеме. Во втором сете Светлана снова, как и в Мельбурне, подавала на матч и снова уступила партию 5:7. Но то, что на этот раз россиянка смогла отыграться в решающем сете со счета 0:2 и 1:3 и взять-таки игру с третьего матчбола, надо думать, внушило ей так необходимую для марш-броска веру в себя. Явно поймав кураж, Светлана остановила не на шутку разыгравшуюся Саманту Стосур, а в финале против Сафиной – уже третьем в сезоне – и первой ракетке мира оказалось нечего сказать.

Светлана Кузнецова выиграла свой второй турнир «Большого шлема» спустя пять лет и два финала после первого. Пять лет, в течение которых ее то и дело теснили более напористые, агрессивные, бесстрашные. Пять лет, за которые другая героиня-2009 Ким Клийстерс успела уйти и вернуться. Пять лет, в течение которых Кузнецовой с каждым новым провалом было все сложнее остаться в игре, прийти в себя, сделать не свой день своим. Вне всякого сомнения, Светлана Кузнецова – спортсменка высокого класса. Но в не меньшей степени она человек высоких страстей. И сколько раз мы видели, как Светлана была не в состоянии управлять ими, превратить их в созидательную энергию, сделать своей силой. Наверное, в этот раз новый тренер Лариса Савченко помогла Светлане раскрыться. Возможно, та изумительно красивая история про разговор с Роджером Федерером сыграла непоследнюю роль в этом триумфе воли. А может быть, просто пришло время. «Подумай о том, что нужно тебе», – посоветовал Роджер Светлане в Пекине в прошлом году. «Я повзрослела и стала мыслить по-другому», – будто бы ответила она ему после выстраданной победы на своем любимом «Ролан Гаррос».

Вторая половина сезона у Кузнецовой сложилась не слишком удачно. С одной стороны, она выиграла третий в сезоне титул на China Open, уступив в шести матчах всего один сет. Однако на семи других турнирах, в том числе «Уимблдоне» и US Open, Кузнецова не проходила дальше четвертого круга. И если поражения от Каролин Возняцки, Саманты Стосур и даже Ким Клийстерс были хотя бы объяснимы превосходной готовностью соперниц, то Александра Возняк, Андреа Петкович, да и Сабин Лисицки все-таки Кузнецовой еще или вообще не ровня. Но Светлана, как ни досадно, кажется, не была бы собой, выдай она какую-нибудь длинную беспроигрышную серию. На итоговом чемпионате в Дохе Кузнецова традиционно не вышла из группы, но это было уже неважно. Три титула за сезон, включая турнир «Большого шлема», – лучший результат Кузнецовой в карьере, а для Кузнецовой, которая наконец обрела гармонию, и вовсе лучшее, о чем стоит мечтать.

За месяц до старта нового сезона Светлана Кузнецова все еще звучит умиротворенно и оптимистично – «я нашла баланс в теннисе», «я наслаждаюсь игрой», «я не зацикливаюсь на звании первой в мире», «я могу играть лучше». Для игрока с такой тонкой душевной организацией, как у Кузнецовой, в этих установках главный залог успеха. Именно поэтому 2009-й, кажется, подарил нам надежду, что с ее извечным беспорядочным дауншифтингом наконец покончено.