6 мин.

Лечь костьми

Впервые начав сезон третьей в мире, Сафина на тренировочном турнире в Сиднее проиграла первой же приличной сопернице – Елене Дементьевой. Тот факт, что встретилась Динаре ее олимпийская обидчица уже в финале, сути не меняет. Но с другой стороны, не стоит забывать, что Сидней – это скорее такой способ акклиматизироваться, чем полноценный турнир.

На Australian Open Динара играла ни шатко ни валко. По два сета с Кудрявцевой и Канепи – но зато проигранный тай-брейк с Макаровой и 7:5 в решающем с Корне; 6:3, 7:6 со Звонаревой – но и два с половиной часа с восставшей из ада при содействии трибун Докич. Серена же, не привыкшая проигрывать финалы «Большого шлема», убрала на своем пути Азаренко, Кузнецову и Дементьеву. И хотя едва ли Динару можно заподозрить в удовлетворённости финалом, перспективы её выглядели, что уж там, не слишком радужно. Так что 0:6, 3:6, конечно, не были большим откровением, но волнительно за Сафину впервые стало именно в последний день января – как бы чего не вышло. Последовавшие за Австралией невразумительные Дубай, Индиан-Уэллс и Майами опасения только усилили – Раззано и Стосур не должны были представлять опасность для той Динары, которую мы помнили как Most Improved Player-2008.

Между тем, медленный старт не помешал Сафиной 20 апреля возглавить рейтинг. Финал Штутгарта стал первым за три месяца, и пусть в титул он не конвертировался, зато послужил отличным прологом грунтового сезона. Что с блеском доказала триумфальная столичная связка Рим – Мадрид. Первый дался большей кровью, но второй выше по рангу. На обоих турнирах Серена проиграла первые же матчи, но там были Винус и штутгартская визави Светлана Кузнецова. Дела шли в гору, и казалось, трудности позади. Однако с высоты отмученного сезона думается, что тогда они только начинались.

Звание первой в мире запустил эту дьявольскую демагогию. Как пять лет назад полмира разделилось на армии сторонников Анджелины Джоли и Дженнифер Энистон в борьбе за Брэда Питта, так и теперь поклонники и недоброжелатели Сафиной сцепились не на жизнь, а на смерть. Динаре с самого начала пришлось оправдываться. Все эти «извините, не я придумала рейтинг», «первое место не просто так свалилось мне на голову» и «я этого достойна» звучали предельно абсурдно. Смешно не быть №1 без единого турнира «Большого шлема», а быть №1 и постоянно за это отчитываться. Да, система подсчета очков несовершенна, и рейтинг бывает спорным. А какая система совершенна? Та, что определяет футфолт? Или та, по которой нужно рапортовать о своем местонахождении WADA? Или, может, турнирный календарь не вызывает нареканий здесь и там? Почему выиграть Мэйджор и не стать первым комильфо, а добиться первой строчки берлинами, мадридами и финалами Мэйджоров – нет? Можно ведь взойти на престол в результате переворота, а потом стать Великой. Не всегда побеждаешь нокдауном. Иногда нужно, чтобы Хорватия обыграла Англию.

«Ролан Гаррос», тем не менее, складывался обнадеживающе. Даже слишком. Пять проигранных геймов в четырёх матчах – это, согласитесь, практически неправдоподобно. Больше того, на пути к финалу Сафина провалила лишь один сет в четвертьфинале с Азаренко, да и тот преобразил ее так, что мало не показалось. Путь Кузнецовой был куда более тернист – Серена, Агнешка, набравшая ход Саманта. Шансы Динары и Светланы перед финалом оценивались примерно поровну, что подтверждали их недавние встречи. Но 4:6, 2:6, и Динара со второй парижской тарелкой кряду продолжает лидировать в хит-параде с песней «Виновата ли я, что лидирую».

Про травяной отрезок сказать особенно нечего. Полуфиналы Хертогенбоша и «Уимблдона» были достойным, но не выдающимся результатом. Ну положа руку на сердце, неужели кто-то всерьез полагал, что класс Сафиной не позволит ей, пусть и на траве, обыграть выводок девушек с неудобоваримыми именами – Анну-Лену Гренефельд, Лурдес Домингес Лино и Россану де Лос Риос? Поражение от 32-летней Тамарин Танасугарн очень хотелось считать случайностью. Но на «Уимблдоне» уже в матчах против Моресмо и Лисицки Динара испытывала заметные трудности. Ее проигрыш травяной королеве Винус Уильямс со счетом 1:6, 0:6 в полуфинале был хоть и предсказуем, но от этого не менее уныл в своей безропотности. Доказывать легитимность своего пребывания на вершине рейтинга Сафиной становилось все проблематичнее.

Смыслообразующим центром, квинтэссенцией сезона для Сафиной, пожалуй, стоит считать не что иное, как скромный и бессмысленный турнир новой серии International в Портороже. «Я в восхищении, потому что это прекрасное место. Думаю, здесь есть все, что мне нужно – хорошие корты, пляж близко и еда потрясающе вкусная», – такую лестную характеристику Динара дала соревнованиям. Другими словами, это были 220 тысяч долларов призового фонда, 21-я в рейтинге Анабель Медина Гарригес в качестве второй сеяной и 280 очков за титул. Проигрыш второго такого турнира после Хертогенбоша для Динары был бы равносилен ритуальному самоубийству. Но что принесла ей победа? Уверенность в себе? Возможность заткнуть недоброжелателей? Ну смешно же.

US Open Series, в блестящем стиле выигранная Сафиной в 2008-м, в этом отметилась сиротливым финалом в Цинциннати и обескураживающими поражениями от Цзе Чжэн и Араван Резаи в Лос-Анджелесе и Торонто. Динара выглядела и звучала растерянно – «я должна была играть лучше», «я полностью растеряла уверенность», «мне нужно подумать, что происходит», «я не контролировала себя».

Реклама 18+

Соревновательная подготовка Сафиной к Открытому чемпионату США вышла ни к черту. Тут снова нельзя не заметить, что проходила она на фоне все более оголтелой дискуссии об аутентичности первой строчки рейтинга. Заочные перепалки Динары и Серены при участии авторитетов в лице Ника Боллетьери, Мартины Навратиловой, папы Ричарда и прочих заинтересованных к тому времени уже не были даже забавными. Разваливающейся Динаре, судорожно ищущей свою игру в преддверии последнего сезонного турнира «Большого шлема» и озабоченной сохранением звания первой ракетки, еще и приходилось отбиваться от непрекращающихся нападок.

Логично, что, ввязавшись в эти дрязги однажды, Сафина дальше не могла не реагировать на провокации Серены и компании, да и не в семейном характере Сафиных молчать. Но, право слово, это обошлось ей слишком дорого. Возможно, игнорировать эти претензии было бы разумнее. Возможно, тогда Динара не оказалась бы в тупике, Желько Краяну не пришлось бы уходить посреди матча, и нам – слышать это непостижимое «я выхожу на корт и хочу делать что-то одно, но во время игры делаю все наоборот». Возможно, она не закончила бы US Open в третьем круге, предварительно проиграв по тай-брейку тем, кого обычно прихлопывает одним бэкхендом. И конечно, слова про непреходящность звания первой ракетки мира по сравнению с титулами «Большого шлема» были явным перегибом, но, в самом деле, что ей оставалось? Каждый кулик, если он не правозащитник, свое болото хвалит.

Про финальный азиатский аккорд, по правде, хотелось бы умолчать, да из матча гейма не выкинешь. Проиграв в Токио 132-й Чан Кай-Чен, а затем в Пекине и вовсе 226-й Шуай Чжан, Динара на финишной прямой сезона в актив себе занесла разве что трогательное пекинское видеообращение к Марату о том, что всегда будет его little sister. Понятно, в такие моменты кому угодно захочется стать маленькой и незаметной.

И все-таки самое жестокое разочарование еще было впереди. Разумеется, даже последняя пэрисхилтон не ждала от Сафиной победы в Дохе. Но и первой кассандре не снилось, что Динара три месяца выступала со стрессовым переломом позвоночника. Когда Рауза Исланова советовала дочери «терпеть боль, усталость, нагрузки, бешеный график и работать дальше», едва ли она имела в виду кортизон. Завершение итогового турнира такого многообещающего сезона в третьем гейме, надо думать, стало для Динары Сафиной Самым Важным Уроком-2009. Банальным уроком о том, что, если у тебя сломана спина, ее надо лечить, потому что рейтинг без здоровья – это фикция.

Герой Джека Николсона в отличном фильме про конфликт долга и человечности сгоряча произнес – «правда тебе не по зубам». Правда о Динаре Сафиной-2009 в том, что, оказавшись заложницей собственного честолюбия, она в погоне за очками потеряла вдохновение и изменила гениальной формуле своего незабвенного брата – игрой нужно наслаждаться. За что и поплатилась. Хочется верить, что эта правда ей по зубам.