8 мин.

Вся жизнь на виду

Имя Курниковой давно стало настоящим брендом, и, наверное, сложно найти человека, который не слышал о ней, даже если он вовсе не интересуется теннисом. Особенно популярна она в США, где так любят истории о воплощении в жизнь пресловутой american dream: о девочке, появившейся из ниоткуда и ничего не имевшей, но которая смогла добиться статуса мировой звезды. Как драматично описывал Пол Киммэдж из британской The Times: «Ниоткуда — это был серый коммунистический Советский Союз, где она появилась на свет в июне 1981. Ничего — это была тесная 2-комнатная квартира в Москве, которая была ее домом первые 10 лет жизни».

Аня с пяти лет занималась теннисом, и однажды на корты «Спартака» приехала делегация, в которую входил представитель фирмы Ellesse, производящей спортивную одежду. Симпатичную девочку сразу заметили и предложили подписать контракт. Анне на тот момент было 9 лет. А уже в 10 лет ее фотография красовалась на страницах The New York Times. Вместе с матерью она перебралась во Флориду в академию Ника Боллетьери, откуда и начинался ее путь к вершине славы, которая с середины 90-х охватила весь мир и приобрела черты настоящей эпидемии.

Впрочем, «попсовый» характер ее известности ей очень часто ставят в вину. И рассуждения о том, что Курникова скорее поп-звезда, чем теннисистка, стали весьма распространены уже в самом начале ее карьеры и лишь множились по мере того, как росла ее популярность.

Барри Флатман и Sunday Times писал в далеком 1998-м: «Андре Агасси как-то бросил фразу, что «имидж — это все». Но Курникова, с 9 лет проживающая в США и недавно перебравшаяся в сверхмодный южный Майами, шагнула далеко вперед в этом утверждении. Куда бы она ни пошла, ее окружает толпа. На ее тренировки собирается множество фанатов, которые по возрасту, наверное, разнятся между собой больше, чем на полстолетия».

Но, несмотря на все возрастающую вокруг ее имени шумиху, Анна вовсе не так уж плохо играла и в теннис. Как отмечала аналитик ESPN и партнерша Навратиловой по парной игре Пэм Шрайвер: «Курникова начинала свою карьеру так, будто корт всецело принадлежал ей».

За сезон 1996 года она смогла подняться в рейтинге на 224-й позиции, а в следующем году стала всего лишь второй в истории теннисисткой после Крис Эверт, которая дошла до полуфинала «Уимблдона» сразу с первой попытки. В 1998 она вошла в Top-20 после того, как достигла первого в карьере финала на турнире в Майами, при чем по дороге туда одержала победы сразу над четырьмя теннисистками из первой десятки. В дальнейшем Анна стала обладательница и другого уникального достижения — ей удалось в течение трех месяцев обыграть пятерых теннисисток, которые с 1987 года сменяли друг друга на первой позиции мирового рейтинга. «Когда я слышу, как люди говорят, что она просто красивая девушка, которая так и не смогла ничего выиграть, я думаю, это просто нелепо», — возмущался Уэйн Брайан, отец Боба и Майка, а также тренер команды Sacramento Capitals в туре WTT, где после завершения профессиональной карьеры играет выставочные матчи Аня. «Она была на первом месте в мировом парном рейтинге, выигрывала турниры «Большого шлема», поднималась до 8-й позиции в одиночном рейтинге и доходила до полуфинала Уимблдона».

Но в 2000-х теннисные достижения Курниковой становились все менее громкими, чем ее успехи в рекламных проектах и акциях. Шквал критичных высказываний в ее адрес достиг предела. «Я просто обычный человек, стараюсь такой быть, — оправдывалась Курникова. — Во всеобщем внимании есть положительные стороны, есть и отрицательные, но я не могу тут ничего поменять. Я просто пытаюсь сконцентрироваться на теннисе и ни чем более. Меня спрашивают — почему ты непременно стремишься хорошо выглядеть на корте, почему бы тебе просто не играть. Но когда я на корте, для меня это словно сцена, и я должна выразить себя. Ну почему я должна выглядеть плохо только потому, что я спортсменка?»

Многие коллеги по туру тоже считали ее известность неоправданной, но многие и защищали ее. Моника Селеш после победы над Анной в одном из турниров сказала, отвечая на вопросы журналистов о том, насколько заслуженна слава ее соперницы: «Она посвятила свою жизнь этому спорту. Она ведь одна из самых упорно работающих теннисисток в туре. Да, она красивая девушка и что ей делать с этим? Не прятать же ей лицо!»

Обозреватель ESPN Крис МакКендри писала: «Прошло слишком много времени с тех пор, как ее игра перестала оправдывать ее популярность. Но не называйте ее бесталанной. Никто, даже Анна, не мог бы просто так или обманом проделать путь даже до 36 позиции в рейтинге. Фактом остается то, что где-то под этим налетом публичности скрывается действительно хороший игрок. И единственный способ доказать, что ее критики не правы, это продолжать доказывать это снова и снова. Я действительно полагаю, что когда-то наступит день, когда она возненавидит себя за то, что не отдала теннису того, на что была способна. Не думаю, что Курникова обманщица или какой-то продукт пиара. Но она из тех счастливых победительниц, которым удалось выиграть в «лотерее от рождения» — родиться красивой и хорошей спортсменкой — и это не ее вина. Но ее вина в том, что она не сочла нужным этим воспользоваться».

Билл Симмонс, ESPN: «Вы можете сколько угодно доказывать, что она не состоялась как теннисистка, но неоспоримо одно: она оказала огромное влияние на спорт в 1997-2002 годах, просто до сих пор его так и не дополняли и не оценили».

Свой последний матч в профессиональном туре Анна провела в 2003-м. До сих пор она так и не объявила официально о завершении своей теннисной карьеры, и потому слухи о возможности ее возвращения продолжают циркулировать. Курникова их не опровергает, но сейчас у нее другие занятия. «Курникова это настоящая бизнесвумен, за которой тянется целый шлейф заключенных контрактов, управляющих и пиар-агентов, до сих пор зарабатывающих на привлекательности ее образа, который она строила в течение всей 9-летней карьеры, пока травма спины не вынудила ее оставить спорт в 2003-м», — писала обозреватель ESPN Бонни Д. Форд, которой Курникова давала интервью несколько месяцев назад.

Анна продолжает следить за трансляциями с турниров «Большого шлема», но особо пристального внимания развитию событий в WTA не уделяет. А среди теннисисток, игра которых ей больше всего импонируют, называет Энен, Иванович и Янкович.

Курникова и сама продолжает выступать, но лишь на выставочных турнирах. Она является участницей тура WTT (World team tennis) — командной теннисной лиги США, объединяющей профессионалов и любителей, которую основала Билли Джин Кинг в начале 80-х. «Так необычно, что этот тур привносит теннис в города, где вообще-то не проводят больших турниров. Это приятно местным любителям тенниса. Тебе удается повстречаться с ныне действующими игроками, молодыми и еще только восходящими к славе. Так что мне это дает какое-то разнообразие».

Ее жизнь по-прежнему привлекает пристальное внимание журналистов, а в таблоидах продолжают мелькать сообщения о личной жизни Курниковой, расставаниях с мужем Энрике Иглесиасом и прочих неурядицах. Но Анна привыкла держать удар: «Да я с 10 лет нахожусь под прицелом фотокамер. Если бы я слушала все, что обо мне говорят, я бы давно с ума сошла!».

«Люди до сих пор бросаются к ней в аэропортах и бросают подарки прямо с трибун на корт во время ее выступлений в рамках тура WTT», — продолжает Бонни Д. Тайлер. — «Но Курникова, похоже, смирилась с негаснущим вниманием публики, и большую часть времени проводит там, где не находится в центре всеобщего внимания». «Она неплохо с этим управляется», — говорит Уэйн Брайан. — Но я представить себе не могу, что значит быть на ее месте все время».

«Я могу контролировать и решать сама, куда пойти и что сделать. Если я сегодня выхожу «в свет», то я знаю, что столкнусь с прессой, встречу множество людей, фанатов, и я готова к этому. Когда же я дома, я веду очень спокойную и тихую жизнь. Выхожу куда-то, могу встретиться с парой человек. Мне приходится сталкиваться с одним папарацци в неделю, ну или что-то вроде этого». Домом для Анны с 1997 года является Майами, где последние пять лет она регулярно посещает местный Boys and Girls Club — помогает детям с выполнением домашней работы, играет с ними в кикбол (игра наподобие бейсбола).

«Я сама пришла в эту организацию. Они были слегка шокированы поначалу, вроде «Вам что, правда интересны эти дети?». Но я ведь сама выросла в атмосфере теннисного клуба. Для того клуба главными были теннис и вообще спорт. Его посещают после занятий в школе. И я просто прихожу сюда, болтаюсь с детьми и, по сути, сама возвращаюсь в детство. Важно уделять им внимание, которого они заслуживают. Это вовсе не так, что я прихожу сюда, сажусь и начинаю читать им проповеди о каких-то бесспорных истинах. Дело лишь в том, чтобы просто проводить с ними время и чтобы они были довольны сами собой. Мне так нравится их бесхитростные улыбки и их любопытство».

«Звучит куда приземленнее, чем можно было бы ожидать от женщины, чье имя упоминается среди наиболее частых поисковых запросов в Google — встречайте, вот какова Анна в повседневности», — комментирует Тайлер. Уэйн Брайан добавляет: «Я могу лишь сказать, что она забавная, красивая и милая. И она потрясающий парный игрок — она просто оживает, когда выходит на корт для парной игры. Хотел бы я, чтобы она осталась в туре, чтобы играть пару».

Анна говорит, что быть «на пенсии» не так уже легко для нее: «Ничто не сравнится с пребыванием на корте. Я скучаю по настоящим матчам, по счету 7:6 в решающей партии, по 20-тысячной аудитории и всплеску адреналина. Это образ жизни, 24 часа 7 дней в неделю ты или чего-то достигаешь или нет. А достигаешь ты пока можешь, а потом однажды твое тело отказывается работать, как тебе нужно. Плюс, это очень трудно психологически. Сейчас у меня другие увлечения. Но удастся ли мне найти что-то такое же, от чего были бы те же ощущения? Нет, это все-таки то, чему нельзя найти равноценной замены».

И тем не менее Аня ни о чем не желает и счастлива той жизнью, которую сейчас ведет: «Я отлично сплю по ночам. Я знаю, откуда я пришла и чего добилась, как тяжело пришлось работать для этого. Я сама знаю свои достижения. Но есть еще огромное количество всего, чего я хотела бы добиться и узнать. Я хочу продолжить свое образование и развиваться дальше как личность, ну а в теннисе, думаю, я уже и так немалого достигла».