4 мин.

«Что делать?»

С тех пор, как началась вся эта грунтовая эпопея, каждый год с самого начала грунтового сезона каждый день толпы наблюдателей замеряют Роджеру температуру, осматривают зрачки и просят сказать «а-а-а-а-а». До прошлого года интерес был конкретный — когда же Федерер наконец обыграет Надаля на грунте в первый раз и главное как. Специалисты и эксперты вели поиски больше в интеллектуальной плоскости. Казалось, что главное — это все правильно рассчитать и найти верную тактику. На тот момент это было такой сложной задачей, что сам факт обнаружения этой неуловимой и, возможно, единственно верной тактики тогда казался почти стопроцентным ключом к успеху.

И казалось, что в прошлом году ключ был найден — в финале Гамбурга Федерер подавил Надаля скоростью. На вопрос, может ли он обыграть Надаля на грунте, Роджер ответил утвердительно и даже категорично — с баранкой в третьем сете. Однако сыграв в том же ключе на «Ролан Гаррос», Федерер проиграл, допустив 60 невынужденных ошибок.

В финале Монте-Карло этого года Роджер Федерер предложил опробовать новый рецепт — варьировать темп и играть очень косо, не столько в длину, сколько в ширину, чтобы затем при удачном стечении обстоятельств завершать розыгрыши у сетки. И это, как выяснилось, тоже работает. Когда Федереру удавалось играть, как он задумал, он вел во втором сете 4:0. Но в итоге все равно проиграл. Он даже сет не смог удержать, имея в запасе два брейка.

По сути, этот финал еще раз дал понять то, что уже было дано понять год назад. Проблема совсем не в том, что невозможно найти тактику против Надаля. Более того, у Роджера, наверное, уже накопилась масса рецептов, и вместо того, чтобы принимать советы, как обыграть Надаля на грунте, он уже сам готов их раздавать — как хороший ученый, который потратил на изучение своей темы несколько лет. Можно найти тактику, и даже не одну, и все правильные, но ни одна не может гарантировать победу. Теперь нужен рецепт, как воспользоваться рецептом, и в этом смысле финал в Монте-Карло не сообщил ничего нового. Более того, начинает казаться, что сама необходимость следования какой-то тактике все больше сбивает Федерера с толку.

Федерер проиграл не за счет плохой формы, хотя она могла бы быть и лучше. Да, в начале турнира он чуть не проиграл 137-й ракетке мира, но после этого он набирал по ходу, и того, что он набрал, было достаточно для уверенных побед над Налбандяном и Джоковичем. Проблема в том, что к Надалю эти победы не имеют никакого отношения.

Надаль на грунте слишком неудобен для Роджера, и это не новость. Может быть, Надаль даже единственный по-настоящему неудобный для него игрок в туре. Он единственный, с кем Роджер не может себе позволить просто играть в свою игру, ему все время нужно реализовывать какие-то планы. Конечно, и против других игроков Роджер тоже делает заготовки, но он всегда может быть уверен — если что-то пойдет не по плану, он сумеет дожать на классе. И только в случае с Надалем на грунте это не работает. Конечно, в основе всех домашних заготовок лежат сильные сторон Федерера, поэтому ему не приходится ломать себя. Но делая эти заготовки, Федерер все же в первую очередь отталкивается от Надаля, от соперника, а не от себя, он как бы на вторых ролях по определению. Он не может просто расправить крылья и полететь, в какой бы хорошей форме он ни был, если его, конечно, волнует результат.

Что делать в такой ситуации совершенно непонятно. Монте-Карло вместо того, чтоб давать ответы, вообще загнал в интеллектуальный тупик. Не следовать плану Роджер не может, потому что вообще без плана его шансы стремятся к нулю; необходимость реализации плана давит на психику; психологическое напряжение не оставляет места для вдохновения, не дает поймать кураж, а только плодит ошибки. Какой-то чертов замкнутый круг. И это чувство безысходности можно было заметить на лице Роджера сегодня.

Он знает, что он может победить. Он же не слепой, он видит свои возможности. Он даже знает, что нужно сделать для победы. Но чтобы сделать это, нужен предельный уровень концентрации, может быть, настолько сильный, что после него можно даже заболеть, и позволить себе такое Роджер может только на «Ролан Гаррос». Во всяком случае точно не на самом медленном грунте в Монте-Карло, не на самом первом грунтовом «Мастерсе», это не то место, где стоит ставить на карту все, когда предстоит защищать кучу очков — ведь грунт это не только Надаль и «Ролан Гаррос», это еще и рейтинг. И эта мысль тоже не придавала Роджеру бодрости сегодня.

Если обобщить, получится , что у Федерера на «Ролан Гаррос» есть только два пути — попробовать в очередной раз реализовать очередной план очередным чудовищным усилием воли. И посмотреть, что получится. Или наплевать на все — на грунт, на Надаля, на «Ролан Гаррос» — и просто сыграть в свою игру. И будь что будет. Вот так в своем выборе Роджер зажат в тиски между абсолютным напряжением и абсолютным покоем. Даже если человек осмеливается сделать осознанный выбор в пользу одной из двух крайностей, может ли этот человек не просто сделать, но и следовать этому выбору весь матч? Получается, что и выбора-то у Роджера нет, потому что выбор делать бессмысленно — главное, это уберечь себя от лишних ошибок, а как можно не ошибаться вдаваясь в крайности? Что бы он не решил, исход матча все равно будет зависеть просто от того, как фишка ляжет.