5 мин.

Квалификация

Безусловно, состав участников, в котором и так отсутствовали Федерер и Мюррей, оказался еще более ослаблен бесчисленными отказами – их количество к финальным стадиям турнира стало почти комическим, словно теннисисты, не сговариваясь (а может быть, и сговариваясь) делали неприличный жест в сторону организаторов турнира и всего руководства тура, которые заставили их в конце сезона лететь за полмира и играть несколько турниров, втиснутых в три недели и торчащих на календаре АТР, как плохо пришитый клок.

Конечно, все разговоры об отказах как форме забастовки, способа высказать свое несогласие с тем, как строится календарь, ведутся в основном в шутку (почему никто из восьми травмированных «отказников» не снялся до начала матча, например? Конечно, чтобы лучше продемонстрировать меру своих страданий на глобальном ТВ!), однако доля шутки в них все-таки есть: турнир проводился в первый раз, в стране, где теннисные традиции практически отсутствуют, зрителей на трибунах было постыдно мало, и от общей атмосферы тянуло вялостью и обязаловкой. Смотреть на совершенно пустую гигантскую лотосообразную чашу было тяжело даже с экрана, а не говоря уж о том, чтобы в ней играть.

Правда, ко второй половине турнира дела пошли повеселее: места на трибунах потихоньку стали заполняться, зрители раскачались, и на четвертьфинальном матче Джоковича с Симоном стадион был полон уже больше, чем наполовину.

Давыденко проводил до этой недели довольно средненький по своим меркам сезон: пропущенный из-за травмы Открытый Чемпионат Австралии, проигрыш Содерлингу в четвертьфинале «Ролан Гаррос», Бердыху в третьем круге на нелюбимой уимбдлонской траве, опять Содерлингу в четвертом круге в Нью-Йорке. Правда, летом после «Уимблдона» на грунте были выиграны два турнира – в Гамбурге и Умаге, но ни на одном из турниров-тысячников Николай не проходил дальше четвертьфинала.

С началом азиатского отрезка сезона форма Николая пошла в гору: был выигран турнир в Куала-Лумпуре, за ним последовал проигрыш Марину Чиличу в четвертьфинале Пекина. Однако в Шанхае россиянина к фаворитам никто не причислял: все внимание было приковано к Надалю, Джоковичу, Роддику и Дель Потро. Получилось, однако, так, что последние двое снялись с турнира не доиграв свои первые матчи, а двух первых Николай обыграл по пути к титулу.

Полуфинальный матч против Джоковича (вполне возможно – лучший матч турнира) вне всяких сомнений продемонстрировал, в какой прекрасной форме находился Давыденко. Серб был «на ходу» после выигранного турнира в Пекине, и битва продолжалась с совершенно неясным исходом на протяжении более трех часов. Только в тай-брейке решающего сета Николай получил решающее преимущество, казалось, наконец-то заиграв в свой абсолютно лучший теннис. Просто невероятно, насколько точны и остры были его удары – после трех часов изнурительной борьбы, в конце третьей недели игры. Джокович и ошибся-то на тай-брейке всего пару раз, но проиграл его с разницей в 6 очков – без единого шанса.

Соперник же Николая в борьбе за титул – первый номер посева Рафаэль Надаль, – два своих матча перед финалом не доиграл не по своей вине. Сначала его соперник по ¼ финала Иван Любичич снялся с игры после того, как соперники выиграли по сету с одинаковым счетом 6:3, и это было, в общем, понятно: хорватский ветеран никогда не отличался крепкой физикой, а уж в его нынешнем возрасте сыграть 3 подряд матча на турнире серии «Мастерс», причем все с сеянными игроками (до матча с Надалем Любичич уже успел обыграть Монфиса и Вердаско) – задача крайне непростая. А вот отказ от игры «неожиданного полуфиналиста» Фелисиано Лопеса, накануне выбившего из турнира одного из главных соперников Давыденко на попадание в Лондон – Робина Содерлинга – откровенно говоря, вызвал недоумение. Из 10 сыгранных в матч геймов Лопес сумел выиграть лишь 1 (Надаль вел 6:1 3:0), и отказался от продолжения борьбы, сославшись на травму стопы.

В общем, о форме Надаля нельзя было сказать ничего особенно оптимистичного: начиная со странного первого матча с Блейком и кончая проигрышем сета Любичичу (будем честны – без пяти минут пенсионеру), ясно было, что игра Рафы все еще требует «доводки». Движется он уже на прежнем своем уровне, подает приемлемо, а вот игра от земли оставляет желать много лучшего, как в смысле остроты, так и надежности.

Понятно было также, что Давыденко на харде – соперник для Надаля не слишком удобный (Николай уже однажды обыграл испанца в финале турнира «Мастерс», причем весьма убедительно). Россиянин может давить на Рафу не только сумасшедшим темпом – он в состоянии разрывать его оборону острыми углами и не позволять ему выстраивать на задней линии стену. Но для того, чтобы сделать это эффективно, Николаю нужна хорошая работа ног – это то, без чего его игра просто немыслима, ведь скорость и углы, под которыми летят мячи с его ракетки, напрямую зависят не от физической мощи, а от чистоты подхода к мячу. А откуда взять чистый подход, если накануне бегал по корту больше трех часов, выигрывая бешеный по напряжению матч?

В общем, так оно примерно и вышло – Давыденко был далеко не тот, что в матче с Джоковичем, но Надаль в его нынешнем состоянии никакой пользы из этого извлечь не смог. В начале матча испанец пробовал противопоставить агрессивной и быстрой игре Николая собственные наступательные действия, наошибался на целый брейк, бросил это занятие и стал выстраивать на задней линии всем знакомую эластичную стенку, которая не только все возвращает на ту сторону, но и при малейшем послаблении бьет в ответ. Бить в ответ было, правда, пока не с руки – начиная с середины первой партии Надаль сосредоточился на вытягивании ошибок из Давыденко (счет виннеров в первом сете был 25-4 в пользу россиянина), и почти преуспел: при счете 2:4 у Давыденко были шансы сделать второй брейк, которые он упустил на собственных ошибках, а в следующем же гейме, по закону теннисной драматургии, Надалю удадось вернуть потерянную подачу, а потом даже повести в счете: и казалось, что вот-вот Николай окончательно устанет, и нити игры окончательно перейдут к Рафе. Однако же, отыграв сетболлы при счете 4-5, россиянин сумел перевести партию в тай-брейк, и здесь случилось в принципе то же, что и в полуфинале: еле-еле удержав игру в сете, на тай-брейке Давыденко полностью взял инициативу в свои руки и сломил сопротивление соперника.

В самом начале второго сета у Надаля был шанс выправить положение, но он сам же закрыл себе эту дорогу, отправив в сетку ординарный прием справа – и это была последняя возможность испанца зацепиться за матч. Давыденко сделал брейк при счете 3: 2 и спокойно довел матч до победы двумя беспроблемными геймами на своей подаче. Надаль получил еще один урок хардового тенниса.

Это была третья победа Давыденко над Надалем (все три – на харде) при четырех поражениях, и выиграв этот титул, Николай пятый год подряд обеспечивает себе место на заключительном турнире восьмерки АТР, проводящемся в этом году в Лондоне начиная с 16 ноября.