4 мин.

Последний матч сезона

Матч продолжался 3 часа и 24 минуты, неудивительно, что девушки вошли с ним в историю. Теперь это самый продолжительный трехсетовый финал, до этого рекорд в 3 часа 6 минут принадлежал Амели Моресмо и Мэри Пирс в 2005-м. Три с лишним часа даже смотреть теннис по телевизору тяжело, а каково же в него играть! Впрочем, такого продолжительного матча вполне можно было ожидать.

Ко встрече со своей главной соперницей Маша Шарапова подошла в хорошей форме, с хорошей подачей, без болячек, а последние четыре матча помогли ей вернуться на конкурентоспособный соревновательный уровень и позволили подзарядиться хорошим настроением. Обычно этого достаточно, чтобы обыгрывать всех, а в случае с Жюстин вполне достаточно, чтобы как минимум оказать серьезное сопротивление. Поэтому когда Жюстин в первых строках своего письма сделала брейк, можно было смело его вычеркивать — он случился слишком рано, чтобы что-то решать.

Так и вышло — Мария вернула брейк в следующем же гейме. Весь сет шла ожесточенная борьба и до последнего момента каждая брала свою подачу. А на последнем гейме сета стоит заострить внимание.

В матчах между равными соперницами судьба сета обычно зависит от одного-двух очков, а другими словами так просто от удачи — пройдет подача или не пройдет, ляжет мяч в линию или не ляжет. Маше повезло уже хотя бы с тем, что она подавала лучше всяких похвал и даже установила в первом сете новый рекорд подачи на этом турнире — 83%. А Жюстин не повезло — в решающем гейме она сделала 4 двойных, во многом из-за этого не сумела отстоять его, и это после того, как отыграла семь сетболов. Однако хочется заметить, что везение даже к сильнейшим приходит не без усилий с их стороны. Прибавить, ведя в счете 6:5 на подаче соперницы, — это было очень правильным тактическим решением со стороны Марии. В такие моменты нервы подающей соперницы напряжены до предела, и если кто-то и зависим от удачи, то в гораздо большей степени она.

Второй сет, к сожалению, списать на везение или невезение не получится. Начиная со второй половины сета Маша заметно сбавила обороты. В первую очередь это отразилось на подаче. Процент упал и до конца матча держался на уровне 60%, а до конца матча Маша успела сделать 8 двойных. Как следствие, во втором сете Шараповой пришлось отыгрывать много брейкпойнтов. Так много и в такой нервозной обстановке, что даже стало страшновато — а ну как плечо опять сорвет.

По подаче было видно, что Маша устала, но своим проигрышем она обязана не ей, все-таки 60% это некий допустимый для Шараповой минимум. Остроты в действиях Марии заметно поубавилось, вот в чем дело. Традиционным криком сопровождались отнюдь не самые острые удары. Некоторые считают, что Маша кричит просто, чтобы напугать соперниц. Может оно и так, но в данном случае было больше похоже на то, что она действительно вкладывается в удар, а мяч все равно не летит, и вместо бигшотов получаются вполне безобидные отыгрыши на хавкорт. Во втором сете вернулся старый шараповский теннис и при том не лучшего качества, от которого уже успели отвыкнуть за время турнира, — однообразный и неэкономный. Как следствие Мария стала втягиваться в длинные розыгрыши, и успеха ей это не приносило. Может быть, этого бы и хватило, если бы Жюстин в этом сете ошибалась бы так же много, как и в первом — 22 невынужденные ошибки. Но Жюстин не ошибалась.

Пожалуй, можно сказать, что в концовке второго сета Мария приняла неверное тактическое решение. На тот момент уже было ясно, что в таком состоянии Маше самой третий сет не выиграть, а от Жюстин подарков не дождешься. Все-таки в подобных условиях уже одним характером не обойдешься, вернее, с Жюстин не обойдешься, потому что характером она ничуть ни уступает, а в физике бельгийке в туре равных нет. Нужно было Маше усиливать игру, выкладываться по полной. И ни в коем случае не отдавать свою подачу при счете 5:5. Конечно, тяжело, а что делать. Спорт такое дело, что надо через немогу, если понимаешь, что надо. Тем более, что это довольно простая арифметика — прибавив во втором сете можно избежать третьего, а это, как ни крути, серьезная экономия. Но, наверное, понимание таких вещей приходит с опытом.

Прогноз на третий сет оправдался — Мария отдала подачу, а затем вызывала на корт врача, судя по всему у нее начались проблемы с дыханием. Можно было предположить, что Шарапова просто кончится и третий сет проиграет в одни ворота, но Маша вернула брейк, сравняла счет, а потом еще отыграла 4 матчбола. Вот тут задним числом и подумалось, что эти усилия гораздо больше пригодились бы именно во втором сете.

Этот матч очень много значил для обеих. Жюстин, как и положено первой ракетке мира, подтвердила статус и выиграла последний матч уходящего сезона, а вместе с ним и последний турнир. Кстати, пятый подряд. Этой победой она догнала Штеффи Граф — в 1989 немка провела беспроигрышную серию из 25 подряд матчей. Благодаря этой победе Жюстин стала первой теннисисткой после Мартины Хингис в 1997 году, которой удалось выиграть за сезон не менее 10 титулов.

А про Машу Шарапову можно сказать так — в этом матче нет проигравших. Такой проигрыш совсем не повод для уныния, а лишь повод провести работу над ошибками. В целом можно сказать, что Мария закончила сезон на мажорной ноте — обыграла четырех теннисисток из Топ-10, навязала серьезную борьбу в финале первой ракетке мира и уходит на каникулы без травм, что важно. Это был неоднозначный год для Марии Шараповой. Она начала его финалом и закончила финалом. Оба проиграла. Но закончила определенно лучше, чем начала.Ксения ВИТРЯК