5 мин.

Шамиль Сюрпризоносец

Предстоящий четвертьфинал Кубка Дэвиса между сборными России и Франции сами организаторы турнира называют битвой двух великих капитанов. В качестве доказательства величия Ги Форже приводят то, что в 1991 году именно он, тогда еще сам игрок сборной, принес победное очко в финальном матче с американцами, обыграв Пита Сампраса. Правда, тогда Сампрас еще не был первой ракеткой мира, это случилось двумя годами позже, а сам Форже был на пике карьеры, именно в 1991 он занимал рекордное для себя 4-е место в рейтинге. Но, как бы там ни было, обыграть Сампраса — это серьезное доказательство величия. Только игрока, а не тренера.

А вот для достижения капитанского величия Ги Форже все время самой малости да не хватает. Даже победа команды Франции в Кубке Дэвиса в 2001-м под его руководством выглядит немного случайной. Этой победой французы, по большому счету, обязаны австралийцам, у которых на пятый решающий матч против Николя Эскюде вместо запланированного Патрика Рафтера, тогда 5-й ракетки мира, на корт вышел Уэйн Артурс. В 2003-м Форже помешали продвинуться по сетке швейцарцы во главе с Федерером, в 2004-м — испанцы во главе с Надалем. А в 2002-м, 2005-м и 2006-м на его пути вставали русские, ведомые неустрашимым Тарпищевым.

Шамиля Тарпищева, и это не ложный патриотизм, можно без всяких натяжек называть великим капитаном. Только на одних французах в Кубке Дэвиса Тарпищев спокойно мог сделать тренерское имя. Три встречи — три чуда, и каждый раз французы «умирали» от удивления.

В 2002-м удивил Михаил Южный. Тот Южный, который к памятному матчу с Полем-Анри Матье из пяти одиночных встреч за сборную проиграл четыре, вышел играть решающий матч вместо Кафельникова и победил, уступая в сетах по ходу встречи 0:2.

В 2005-м решающее очко принес Игорь Андреев, размазав по корту того же Матье со счетом 6:0, 6:2, 6:1. В том матче неожиданным, скорее, был счет, а не сама победа. Уже тогда Андреев кое-что умел на грунте — он побывал в финалах четырех грунтовых турниров, один из них выиграл, обыграв по дороге Надаля, а еще в одном уступил Федереру, прихватив на память один сет. Но, вероятно, снова сыграл роль фактор неожиданности. В отсутствие Сафина французы, наверное, ждали Южного. А здесь опять новенький. Бедолага Матье…

В 2006-м французы как принимающая сторона переехали из невезучего Берси и поменяли невезучий грунт на ковер, но все равно не помогло. А все потому, что новенькие у Тарпищева еще не перевелись, и на этот раз победу, причем досрочно, принес будущий грунтовый кошмар Энди Роддика Дмитрий Турсунов. С одной стороны Ришар Гаске, первый номер французов и один из самых многообещающих универсалов в туре, а с другой стороны Турсунов, называющий грунт покрытием для девчонок и сливающий на этом грунте всем подряд, включая Карлоса Куадрадо (225-й в рейтинге) и Жиля Федерико (246-й) — запомните эти имена, вы можете их больше никогда не услышать. Ну как здесь французам не обалдеть?

И вот наконец наступил этот долгожданный миг, когда в игре против французов мы можем вполне обойтись и без чуда. Теперь уже французам надо на него надеяться, чтобы обыграть команду, которая не проигрывала дома с 1995 года, то есть 12 лет.

Конечно, Шамиль Тарпищев настороже — иначе какой бы он был великий? Он обеспокоен уровнем мотивации в команде, которую уже все спят и видят в полуфинале. Но вряд ли об этом стоит сильно беспокоиться. Выиграть у французов на этот раз сильнейшим составом — это уже как бы дело чести после всего того, что между нами было. Кроме того, у наших достаточно других мотивов, которые, может, напрямую и не связаны с Кубком Дэвиса, но так или иначе должны сказаться. Просто каждый в команде должен спокойно и без суеты сделать свое дело.

Николай Давыденко не фанатеет от Кубка Дэвиса, во всяком случае в детстве, по его же словам, он о нем не мечтал. Нам просто повезло, что личные планы Давыденко совпали с планами Тарпищева. Матч будет проходить в Москве, то бишь в Европе, играть будем на грунте — идеальная возможность в боевых условиях подготовиться к серии европейских грунтовых турниров. А еще можно помочь стране, не выезжая за тридевять земель. А помочь Николай очень даже может. Самый стабильный из россиян, Давыденко вне зависимости от обстоятельств показывает приличные результаты. Выше головы, правда, не прыгает, но в данном случае это и не нужно. А недостаточный настрой на соперника, который ниже в рейтинге и которого нужно обыгрывать, — это не про него. К тому же Давыденко традиционно хорошо чувствует себя на грунте, а ранний вылет в Майами дал ему возможность отдохнуть.

А Марат Сафин как раз фанатеет. Сам шутит, что Кубок Дэвиса — единственное соревнование, где он в последнее время выигрывает хоть какие-то матчи. Вряд ли Марат рассматривает матч с французами как подготовку к грунтовому сезону — он сейчас не в том положении. Он просто любит этот турнир и не любит разочаровывать свою публику. Сейчас Сафин не в лучшей форме, но с таким составом это не трагедия: Марат как минимум сыграет роль цемента для кирпичей — когда в команде есть Сафин, не верить в победу нельзя.

Андреев после Чили попал в психологическую яму. Так выложился против Гонсалеса, что потом даже на любимом грунте проигрывал на ранних стадиях далеко не самым известным соперникам. И на харде у Игоря не заладилось. Но это все не имеет отношения к Кубку Дэвиса — на нем Андрееву сам черт не брат. А здесь еще любимый грунт, любимая публика, та самая публика, кстати, при поддержке которой Андреев в 2005 году выиграл почти безнадежный матч у Николаса Кифера в финале Кубка Кремля.

У Южного похожая ситуация. Он так расстарался — выиграл Роттердам, в Дубае был в финале, что после этого на американских турнирах поймал легкий down. Но зато теперь отдохнул, это главное. У Южного теперь новое правило: когда он свеж, он показывает просто чудеса стабильности, ну прямо второй Давыденко.

Накануне состоялась жеребьевка, и уже в самом начале имеем сюрприз. Не Сафин будет открывать матч в первый день, как это обычно бывает и как мы привыкли. Шамиль Тарпищев говорит, что Марат недавно получил микротравму. Но зато Сафин заявлен на пару. Почему-то кажется, что это опять какой-то хитрый план и он должен сработать.Ксения ВИТРЯК