4 мин.

Великая и Ужасная

Елена Дементьева после своего поражения Винус в полуфинале откровенно призналась, что у нее, возможно, были шансы выиграть еще несколько геймов, но о победе в матче даже речи не шло. И это сказала известная своими выдающимися волевыми качествами теннисистка, которая в этом сезоне, например, всего 36% матчей уступила в двух сетах и которая в последний раз проигрывала с таким разгромным счетом аж в 2008 году на Australian Open будущей чемпионке Марии Шараповой, тогда было 2:6, 0:6. И это был не единственный хороший матч Винус на этом турнире. В четвертьфинале она размазала по потолку Машу Шарапову со счетом 6:2, 6:2. В общем, казалось, что Винус в финале не просто явный фаворит, а уже почти без пяти минут чемпионка.

А между тем в другой половине сетки, как теперь видится, незаслуженно преждевременно забытой, события разворачивались своим чередом. Вероятно, Бартоли приехала на этот турнир уже в неплохой форме, хотя первые матчи ей дались тяжело. Ну а дальше сюжет пошел по классической женской схеме. Турнирная перепалка с Янкович не могла на Бартоли не повлиять. В ответ на риторический вопрос Янкович о Бартоли накануне встречи «Да кто она такая?», Марион могла бы ответить без подготовки – единожды финалистка турнира «Большого шлема», как и ты, Елена; теннисистка, которая ведет с тобой, Елена, в личных встречах 4-3 и три раза из четырех обыгрывала тебя, Елена, на самых крупных турнирах – на Australian Open, на итоговом и на «Уимблдоне». Бартоли завелась. Она ведь девушка, а девушки от таких вещей заводятся с пол-оборота. А потом это главное недоразумение женского тура, впрочем, очаровательное и французское, выиграло в полуфинале очень красивый напряженный матч против Сэм Стосур, второй главной героини турнира, исключившей из сетки Серену Уильямс. Вот так теннисная судьба подарила турниру, как бы в качестве компенсации за поражения главных звезд, весьма интересное, «идейное» финальное противостояние.

Единственный официальный матч, который сыграли между собой Винус Уильямс и Марион Бартоли, был именно там и тогда – в 2007 году на «Уимблдоне», когда Бартоли совершила невероятное, обыграв первую ракетку мира Жюстин Энен, и вышла в свой первый и пока последний шлемный финал. Представьте, у этих девушек до финала в Стэнфорде друг о друге было одно-единственное воспоминание – и вот такое. Для Винус, это, может, был не самый памятный момент, матч был не самый интересный, да и это был ее шестой финал на «Уимблдоне». Но, наверное, этот «Уимблдон» она все-таки запомнила, хотя бы тем, что избежала встречи в финале с Жюстин Энен, которую она хоть и обыгрывала два раза на «Уимблдоне», но не в качестве первой ракетки мира. Ну а про то, что для Бартоли это был матч всей ее жизни, и говорить нечего, и так понятно.

В общем, было очевидно, что к этому финалу Бартоли подойдет как ко второму своему главному матчу в жизни – надо же, два главных матча в жизни, и в обоих случаях Винус. Уже только этим можно было бы объяснить мариониевое вдохновение. А еще же и Янкович, которой пусть и заочно, но надо кое-что показать, если у нее со зрением проблемы. Да и хочется после прошлогоднего финала в Стэнфорде, проигранного 84-й ракетке мира, выиграть титул у двукратной чемпионки и по совместительству теннисистки Топ-5. Короче, мотивации на этот матч у Бартоли было даже больше чем надо. Оставалось только задаваться вопросом «быть или не быть».

Можно сказать, что Бартоли взяла первый сет на ошибках Винус, но это будет не совсем корректно, потому что француженка на ошибки не надеялась, она действовала сама. Она показывала такой реактивный теннис, что Винус просто не успевала, оборонялась, кажется, чаще, чем атаковала, и глазом не успела моргнуть как первый сет прошел. В начале второго она сразу же проморгала свою подачу, и в какой-то момент показалось, что Винус не сможет. Или не захочет. Она уже четко поняла, что даже несмотря на то, что она сама в хорошей форме, победа в этом матче достанется ей очень-очень большим трудом – выбор оставался за ней. И Винус сделала свой выбор, и тем самым развенчала миф о том, что теннисистки уровня сестер Уильямс на таких турнирах особо не напрягаются. Еще как напрягаются. У нее никак не получалось сделать обратный брейк, но она же Уильямс, она умеет дождаться пока соперница дрогнет на подходе к матчболам. И когда Бартоли вышла подавать на матч при счете 5:4, даже хотелось извлечь из кладовки и повесить на стульях перед телевизором транспарант с традиционным «Venus-you-can-do-it-girl!!!». И она это сделала. А Бартоли в концовке второго сета выглядела откровенно расстроенной и уставшей, и это наводило на мысли о коренном переломе в матче. А третий сет даже сложно объяснить причинами неметафизического характера. Просто Винус не помогли ни хорошая форма; ни чемпионский характер, который она проявила в финальном матче полной мере; ни то обстоятельство, что она в Стэнфорде чувствует себя как рыба в воде; ни умение играть финалы; ни даже осознание себя как «я-Уильямс-а-значит-я-лучшая-в-мире». Потому что Великая и Ужасная Марион вышла на тропу войны.

Вот так титул в Стэнфорде второй год подряд вопреки традициям выиграла теннисистка не из первой десятки, но в отличие от прошлого года это было чудесно. И за Бартоли, конечно, радостно, это ее самый значимый титул. Жаль будет, если она растеряет форму к US Open, а то задала бы там всем перцу как в старые добрые времена «Уимблдона» 2007 года.