6 мин.

Тайная организация. Что такое лига IPTL?

Джокович и Надаль подписались на участие в IPTL, но, наверное, сами не до конца понимают, что это такое. Фото: /Getty Images/Scott Barbour

Точные сведения

Идея создания новой лиги принадлежит великому индийскому парному чемпиону Махешу Бхупати. Впервые о ней заговорили в прошлом году, но долгое время, кроме разговоров, ничего не было. Пресс-атташе лиги стал агент Надаля Бенито Перес-Барбадильо, и в разных качествах в организации принимают участие бывший игрок и функционер Джастин Гимельстоб, Борис Беккер и менеджер Тсонга Морган Менаим.

И вот наступила первая ясность. Созданы четыре команды – в Мумбае, Дубае, Гонконге и Сингапуре. Матчи будут проходить в период с 28 ноября по 13 декабря. Известен формат. В рамках каждого матча между командами будет проходить пять сетов – по одному сету сыграют мужчины и женщины, мужская и смешанная пары и ветераны. Сеты будут играться без счета «больше», а при счете 5:5 будет проводиться тай-брейк. Ключевые игроки команд – чемпионы «Большого шлема» или (экс-)первые ракетки мира, – могут выбрать матчи, в которых будут участвовать.

Кроме того, вполне уверенно можно рассуждать о целях турнира – продвинуть теннис в Азии, ну и, конечно, заработать денег.

А дальше начинаются догадки, нестыковки и любопытности.

Звездный состав

Болельщикам обещаны очень громкие составы: 28 игроков, среди которых звезды прошлого, настоящего и будущего.

Мумбай 7-9.12

Бангкок 2-4.12

Сингапур 28-30.11

Дубай 11-14.12

Рафаэль Надаль Энди Маррей Андре Агасси Новак Джокович
Пит Сампрас Виктория Азаренко Серена Уильямс Каролин Возняцки
Ана Иванович Жо-Вильфред Тсонга Томаш Бердых Горан Иванишевич
Рохан Бопанна Карлос Мойя Ллейтон Хьюитт Янко Типсаревич
Саня Мирза Дэниэл Нестор Патрик Рафтер Ненад Зимоньич
Фабрис Санторо Кирстен Флипкенс Даниэла Гантухова Мартина Хингис
Бруно Суарес Малек Жазири
Ник Киргиос

Однако уже на первом этапе у организаторов начались проблемы. Агасси попал в команду Сигапура и должен играть 28-30 ноября, что совпадает с американским Днем Благодарения. И этим Андре остался недоволен, поскольку изначально предполагал, что будет играть в декабре. «У меня все просто – я не могу уезжать из дома больше чем на пять дней. Иначе мне это слишком дорого обойдется – я долго не буду с семьей и не смогу заниматься своими делами».

Сообщается, что если проблема не будет решена, Агасси может отказаться от участия. Поскольку он в своей команде ключевой игрок, в случае его отказа перекраивать придется многое.

Таинственность и анонимность

Известен еще один факт – денег у новой лиги очень много. Только на драфте игроков, по официальным данным, было потрачено почти 24 миллиона долларов. На этом, в принципе, и все. Неизвестны инвесторы, неизвестно, сколько получит каждый конкретный игрок (предполагаемая сумма известная только для Надаля – миллион долларов), и неизвестно, будут ли эти данные когда-нибудь опубликованы.

Кроме того, очень причудливым образом прошел сам драфт – процедура формирования команд. Вместо традиционной помпезной и широко освещаемой церемонии прошел закрытый аукцион, который состоялся в Дубае без прессы. Как признала лига, это было сделано, чтобы сформировать примерно равнозначные составы – то есть, получился даже не аукцион, а распределение.

Кроме того, как в интервью Telegraph сказал оставшийся анонимным эксперт (анонимность – главная черта организации IPTL), «игроки хотели узнать владельцев команд, прежде чем подписываться на участие, а владельцы сначала хотели узнать, кто из игроков согласится». Вот такой замкнутый круг.

Правда, после драфта пообещали, что скоро нам станут известны не только имена владельцев команд, но и их мотивация при выборе игроков – ее они должны выразить в специальных индивидуальных заявлениях. Но пока таинственности IPTL не занимать.

Сумбурная организация

Кроме таинственности и анонимности, IPTL не занимать сумбурности и стремительности. Буквально за неделю она из вяло обсуждаемой идеи превратилась в мощную организацию, где вертятся большие деньги и серьезные имена. Деньги и игроков собрать удалось – а вот такие мелочи, как создать официальный сайт или хотя бы страницу в Facebook, пока нет.

Есть и другие причины, почему стремительность и внезапность IPTL нельзя отнести к однозначным плюсам. Во-первых, они привели к проблемам с коммуникацией, как в случае с Агасси. Во-вторых, некоторые игроки, например Ли На, именно поэтому не будут выступать – китаянка, вклад которой в развитие азиатского тенниса переоценить невозможно, просто не может воткнуть IPTL в уже составленное расписание.

Обстановка вокруг соревнований заставила воздержаться от участия главного консерватора теннисного мира (и любимца всей Азии) – Роджера Федерера. Он пожелал сначала посмотреть, что из всего выйдет. А самый мощный теннисный агент Макс Айзенбад вообще сказал следующее: «Для тенниса будет отлично, если идея будет реализована. Но я не вижу, как это может произойти – надеюсь, что я ошибаюсь». В том числе и поэтому мы не увидим в IPTL Шарапову и Ли На.

Организационная суматоха вылилась и в то, что некоторые игроки не понимают, что конкретно от них будет требоваться. В этом уже открыто признался Пит Сампрас: «Я пока не знаю деталей. По-моему, я подписался на три матча. Не знаю точно, где и когда – по-моему, в паре городов. Может быть, в Дубае и в Индии. Расписание пока в разработке».

Ну и главный вопрос к организаторам, наверное, такой – почему никто не выбрал Агнешку Радванску, Давида Феррера, а главное, чемпиона Australian Open Стана Вавринку?

***

Пока что сказать можно одно – намечается что-то серьезное. Масштабы этого пока значительны, но кто знает, что произойдет по ходу сезона. Например, даже за последние дни количество городов-участников с шести сократилось до четырех, а время турнира сократилось на неделю.

Нельзя забывать еще одну вещь – это все же выставочный турнир, проходящий в межсезонье. Да, на бумаге эти имена и команды выглядят впечатляюще, но трудно представить, что после долгого сезона уровень игры будет очень высоким. Велика вероятность и того, что некоторые игроки приедут отрабатывать свои денежки с травмами, что, конечно, не может не сказаться на качестве тенниса.

Понятно, что от выставочного тура никто и не ждет уровня «Шлемов». Но если целью является популяризация тенниса в Азии, то в реализацию этой цели должно входить воспитание понимающих суть игры болельщиков. А для этого нужны именно драматичные, высококлассные встречи, а не задорные «выставки», где селфи на корте уже считается хорошим тоном.