4 мин.

Настоящий №1

Новак Джокович и Роджер Федерер провели два удивительно равных сезона, каждый выиграв по турниру «Большого шлема» и по три «Мастерса», и счет личных встреч между ними за год был 2-2 (Джокович выиграл две первых встречи, Федерер – две последних). С начала сезона они делили первый и второй номера посева, и то, что одиночный сезон АТР закончился именно их матчем, безусловно, было правильно и справедливо.

Федерер начал матч с места в карьер на своей подаче, сделав два эйса; Джокович, наоборот, был нервозен, допустил двойную, отдал свой гейм под ноль и только в следующем гейме на подаче швейцарца выиграл свое первое очко в матче. Однако в далее привычные для их матчей обмены ударами слева налево позволили сербу успокоиться и войти в ритм игры: он наладил ответы на глубокие удары швейцарца, и ответного брейка долго ждать не пришлось: пара ошибок Федерера после долгих и глубоких разменов ударами, и игра выровнялась.

Матч вкатился в колею, в которой так часто проходят все их встречи: глубокие размены ударами кроссом слева налево, в которых Федерер пытался найти возможность и забежать под форхенд, а Джокович – или вынудить соперника ошибиться, или поймать момент для острого перевода под право. При счете по три в долгом гейме – одном из самых напряженных и красивых геймов матча – серб, к этому времени уже без раздумий и без ошибок бивший слева по линии, сумел впервые по-настоящему надавить на соперника и с третьего раза повести с брейком. Партия перевалила за середину, но это был еще далеко не конец.

При счете 4:5 Новак вышел подавать на сет, но Роджер, проявив недюжинное терпение и часто отказывая себе в искушении ударить по мячу сильно, сумел вытащить из него достаточно ошибок и снова выровнять положение в партии (при этом отыграв брейк-пойнт). Тай-брейк был неизбежен и так же извилист, как и 12 предшествовавших ему геймов. Никто не хотел уступать ни сантиметра, Джокович дважды делал мини-брейки, которые Федерер дважды отыгрывал (второй раз сверхъестественной обводкой справа с полуразворота, после фантастического обмена ударами у сетки – отражением практически такого же удара, выполненного Новаком ранее в сете). И сразу же после этого розыгрыша, когда публика еще заходилась от восторга, Роджер попытался пробить слева по линии после глубокого приема Новака (это было не время и не место для такого рискованного удара) и подарил сопернику третий сетбол.

За их предыдущие 28 встреч Федерер ни разу не выигрывал у Джоковича, проиграв первый сет, однако на протяжении практически всей второй партии лондонского финала казалось, что шансы швейцарца отыграться велики как никогда. Колоссальное нервное напряжение, потребовавшееся, чтобы победить в дебюте, конечно, сказалось на игре первого сеяного. Он снова начал свою подачу с двойной ошибки, и Федереру снова удалось сделать ранний брейк – на этот раз, правда, далеко не без борьбы. Джокович сопротивлялся как мог, но первая подача начала его подводить, и Федерер, усиливая давление участившимися выходами к сетке, все-таки получил желанный брейк и заставил соперника попутно сломать ракетку.

Большая часть второй партии прошла под диктовку швейцарца: в следующем гейме на подаче Джоковича у него была возможность сделать второй брейк и практически обеспечить себе победу в партии, но Новак, сжав волю в кулак и удачно пробив пару раз слева по линии (опять) удержал дистанцию и продолжил борьбу.

Его усилия оправдали себя, когда Федерер вышел подавать на сет. Сейчас, наверное, все в АТР-туре знают, что Джокович не побежден, пока не коснулся корта последний мяч. Знает это по собственному опыту и Федерер, поэтому объяснить, что случилось с ним при счете 5:4 и 40:15 на его подаче, не представляется возможным. Конечно, Новак принял три первые подачи Роджера, так что сказать, что он не сделал совсем ничего, будет несправедливо. Но почему после приемов швейцарец послал три мяча в ауты справа, не знает, наверное, никто, включая его самого. На брейк-пойнте глубоким кроссом справа Джокович заставил его ошибиться еще раз и огласил арену О2 ревом – первый сеяный вернулся в партию.

Времени в сете оставалось уже немного, но Джоковичу его хватило: когда он взял свой гейм на счет 6:5, наверное, у многих в стане Федерера дрогнуло сердце. 7:5 – крайне популярный счет в из матчах, и серб был уже настроен на подачу швейцарца, как самонаводящаяся ракета. Никаких легких очков в этом гейме для Роджера не предвиделось.

Так и вышло: Новак все принял, и он уже не пытался действовать агрессивно, а сосредоточился просто на том, чтобы не ошибаться самому и двигать Роджера по корту, не давая ему сыграть удобно. Плоды не заставили себя ждать, и на матчболе серб сумел буквально из ниоткуда вытащить фантастическую обводку слева по линии с очень хорошего подготовительного удара швейцарца – одну из считанных получившихся у него в этом матче. Это был во всех смыслах решающий мяч – согласно финальной статистике, Джокович выиграл в матче всего на одно очко больше Федерера.

Ноле стал всего лишь вторым теннисистом, обыгравшим Роджера в финале итогового. После нестабильной (по меркам его 2011-го года) середины сезона он, кажется, снова нашел себя, поставив жирный восклицательный знак перед тем, как отправиться отдыхать. Увеличившиеся теннисные каникулы дадут ему достаточно времени, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему году.

Что до Федерера, можно только восхищаться тем, что в 31 год, выиграв все, что можно, он все еще выходит на корт с намерением бороться до конца и дать себе возможность победить в решающих матчах. А если проиграть, то проиграть, сражаясь. Никто не вправе просить у него большего.