4 мин.

Приманки

Для парижского турнира, несмотря на его долгую и почтенную историю, проблема завлечения на свои корты лучших игроков всегда стояла ребром – расположенный в самом хвосте сезона, когда все задачи уже решены, все счеты сведены и все турниры выиграны, он мало что может предложить такого, из-за чего топовый игрок будет выходить на корт, а выйдя – выкладываться на 100%. Список прошлых победителей это отражает – исторически именно в Париже у теннисистов второго и даже третьего эшелона был шанс выиграть свой первый (а иногда единственный) мастерский щит. В этом году от участия заранее отказался Рафаэль Надаль, и когда пошли слухи, что и Джокович под вопросом, у администраторов турнира наверняка засосало под ложечкой.

Пошли разговоры о бонусе в 1,6 миллиона долларов, который Джокович не получил бы, если бы не стал играть в Париже. Сумма должна была бы быть еще более внушительной – 2 миллиона – именно столько полагается первой ракетке мира по итогам сезона, если он сыграет все 8 обязательных турниров «Мастерс», но Джокович, снявшись с Шанхая, потерял 400 тысяч. Если бы не стал играть и в Париже, потерял бы все. Появились даже статьи, советующие сербу подумать о здоровье и о будущем сезоне, и закончить сезон прямо сейчас, плюнув даже и на участие в лондонском турнире – ведь очевидно, что начиная со второй половины сезона его преследуют травмы, каждая из которых в отдельности вроде бы не так серьезна, но в комплексе получается, что шапка Мономаха тяжеловата, и организм трещит под нагрузками, взваленными на него с начала этого года.

Но это, конечно, крайность, которая могла рассматриваться в команде Джоковича только при полном отсутствии других альтернатив. 1,6 миллиона долларов – очень серьезная сумма даже для суперзвезды и мультимиллионера. Тем более, что нужно было сыграть всего лишь один матч, даже не выигрывать – наверняка Новак вышел бы на корт против Додига в любом случае, если смог бы утром подняться с постели. Но кроме денег, у него есть и другая причина играть в Париже, и не просто играть, а пытаться выиграть. До нынешнего дня он проводит один из лучших сезонов в Открытую Эру. Со всего двумя поражениями за сезон ему осталось сыграть 2 турнира, и если он оба их выиграет, то наверное, его кампания 2011 года будет заслуживать имя лучшей – или очень близко к тому.

Критерии для «лучшего сезона» разнятся от аналитика к аналитику, и в большой степени зависят от вкуса и личных пристрастий – если вы считаете, что «шлемы решают все», то на вершине пъедестала, безусловно, окажется 1969 год Рода Лэйвера, и пока кто-нибудь не повторит его достижение, говорить будет не о чем. Но Лэйвер за тот сезон потерпел больше дюжины поражений, И если вы считаете, что все остальные турниры тоже имеют значение, то выбор будет более широким. Джимми Коннорс в 1974 году выиграл 15 турниров (из них 3 турнира «Большого шлема») при 5 поражениях, а спустя ровно 10 лет Джон Макинрой стал его соперником с 13-ю турнирами и лучшим в Открытую эту соотношения выигранных/проигранных матчей – 82/3, или 96,47,–но Джон в этот год, свой самый лучший год. после которого он уже никогда не был прежним, выиграл только 2 турнира «Большого шлема», уступив в финале Открытого чемпионата Франции Ивану Лендлу матч, который ему по всем канонам полагалось бы выиграть.

Достижение Макинроя почти повторил Роджер Федерер. В 2005 году перед последним матчем сезона его рекорд был 81-3 с 11 титулами (включая 2 турнира «Большого шлема»), и в финале Итогового турнира в Шанхае он вел у Давида Налбандяна 2-0 по сетам – и проиграл. В следующем году он опять подошел близко. 92 выигранных матча, 3 турнира «Большого шлема», 12 титулов, но поражений было уже больше – 5. К таким цифрам Джоковичу уже не подойти: даже если он выиграет оба оставшихся турнира, это будут 78 побед при 4 поражениях, но по «качественным» характеристикам его 2011-й вполне может встать вровень с вышеперечисленными, а то и превзойти их.

Он выигрывал титулы на всех покрытиях (и к тому же на важных и важнейших турнирах) – Федерер в 2006-м, например, на грунте ничего не выигрывал. Счета 10-1 против Федерера и Надаля поражает воображение, такого до нынешнего дня еще не добивался никто – Джокович буквально столкнул с пьедестала своих двух главнейших соперников, из которых оба давно вошедшие в пантеон легенды с 26 титулами «Большого шлема» на двоих. И конечно, 5 титулов «Мастерс» за сезон, абсолютный рекорд, хотя «супердевятка» в своем нынешнем виде существует всего лет 20.

Можно, конечно, спорить, насколько сами игроки обращают внимание на все эти статистические подробности и рекорды – наверное, это зависит от личности, кому-то это важно, кому-то не особенно, В конце концов ни денег, ни призов за такие рекорды не дают. Насколько это имеет значение конкретно для Новака, можно только догадываться. Но у всех, кто когда-либо восходил на вершину в любом виде спорта (или почти в всех, с редкими исключениями) есть одна общая черта и самая большая приманка, какую только можно вообразить – больше всего на свете они любят побеждать. Поэтому Джокович и выиграл матч против Додига, и будет дальше играть в Париже и в Лондоне даже без миллионов, которые ему за обещают заплатить. А уж с миллионами – и подавно.