4 мин.

Парадокс Маррея

Конечно, многие скажут, что сетка в Шанхае была куда как жидковата, в отсутствие не только Джоковича и Федерера, но и Содерлинга с дель Потро, и при раннем проигрыше Надаля, но это ни в коей мере не умаляет качества игры Энди на протяжении всех трех недель, а оно было просто блестящим. Британцу остается только сожалеть, что такую великолепную форму он сумел набрать только в октябре, когда до ближайшего турнира «Большого шлема» остается целых три месяца.

И на поверхность снова начинают всплывать проклятые вопросы. Вопросы, которые уже задавали много раз все кому не лень и на которые самому их виновнику уже, наверное, надоело отвечать – почему Маррей не может играть так же на решающих стадиях турниров «Большого шлема»? В финалах «Мастерсов» на данный момент у него восемь побед и одно поражение, в финалах мэйджоров три поражения и ноль побед, причем все три проигрыша – более-менее разгромные. В финалах «Мастерсов» он обыгрывал всю «Большую тройку» и не раз – что меняется, когда он выходит против них на корт на турнире «Большого шлема»?

Лучшей иллюстрацией к этому парадоксу служат два матча, сыгранные Энди против Рафаэля Надаля. Один на недавно закончившемся US Open, когда проиграв первый сет он впал в так свойственный ему беспросветный негативизм, похоронил себя под лавиной ошибок и несмотря на некоторое оживление в третьем сете выглядел, в общем, невинной жертвой с первого мяча до последнего. Это был пятый подряд матч, который он проиграл испанцу, начиная с итогового турнира прошлого года, и третий подряд на турнирах «Большого шлема», и практически все они проходили по одному сценарию – начало равное, потом Надаль выигрывает несколько решающих очков, и у Маррея опускаются руки. По ходу матча у него когда хватает, когда не хватает сил предпринять отчаянный рывок, но окончательный исход ни у кого не вызывает сомнения.

Но стоило ставкам упасть, и тому же сопернику оказаться по другую сторону сетки на турнире серии 500 в Токио, и Маррея словно подменили. Он опять проиграл первый сет, но во втором и третьем показал Надалю такой мастер-класс, которого даже Джокович, при всех своих победах, не показывал. Что поменялось? Маррей стал играть лучше? Почему же он не может играть лучше тогда, когда это действительно важно? И сколько из своих титулов «Мастерс» он отдал бы за один-единственный титул «Большого шлема», предложи ему это всемогущий теннисный бог? Все восемь или все-таки не все?

В Шанхае Маррей продолжил то, что начал в Бангкоке и Токио, до финала проиграв только один сет Станисласу Вавринке. Агрессивная игра, за отсутствие которой (а точнее, за нежелание применять которую) Маррея не критиковал только ленивый, была по-прежнему на месте – но что поражало даже больше того, на месте было стремление переходить из защиты в атаку.

Если можно выделить одну черту, объединяющую Федерера, Надаля и Джоковича, то это стремление обращать оборону в нападение буквально на ровном месте. Когда кажется, что следующий удар уже точно будет последним и его не достать, они, даже загнанные в угол, могут сыграть настолько неудобно для атакующего противника, что инициатива в розыгрыше мгновенно переходит к ним – и это действительно не только для отдельных розыгрышей, но и для целых геймов и даже матчей. Маррей, в отличие от вышеперечисленных, часто замыкается в своей собственной тактической схеме, упрямо играя или чистую защиту, или (что гораздо реже) – чистую атаку, которая работает, на самом деле, только когда он играет очень хорошо, как в последних двух сетах с Надалем.

В финале Шанхая против Феррера Маррей играл не очень хорошо – он уже явно устал после трехнедельных трудов, и на протяжении большей части первого сета испанец выглядел даже лучше. Но при счете по 5 и по 15 Энди нашел в себе еще нерастраченные резервы и начал впервые в матче принимать агрессивно (в чем ему помог и сам Феррер, который на протяжении всего матча попадал одну первую подачу из трех), добился решающего брейка – Феррер помог и тут, дав на брейк-пойнте двойную – и после этого в матче мог быть только один победитель.

«Считаете ли вы, что прекрасная игра Энди Маррея в Азии повышает его шансы на выигрыш турнира «Большого шлема»?» – тут же откликнулся на его победу портал tennis.com. На этот вопрос, к сожалению, никто не знает ответа. Карьера Маррея уже не такая уж юная, и много было в ней блестящих отрезков, которые в итоге заканчивались ничем. Этот сезон еще не закончен, а уж что будет в январе, даже и предположить невозможно. Выигрыш итогового турнира можно было бы считать отличным завершением сезона, да вот только проводится он в Лондоне, а Энди хоть и отрицает, что родные стены оказывают на него дополнительное давление, да никто ему не верит.

В конечном счете, задаваться подобными вопросами не полезно ни игроку, ни его поклонникам – лишнее давление никому еще пользы не приносило. В Азии Энди Маррей сыграл великолепно, а будет ли это значить что-то большее в будущем, выяснится только когда это будущее наступит. В спорте никто не знает, что случится через пару месяцев, а те, кто говорит, что знает – обманывают.