10 мин.

Deal: банальная история и неожиданный финал

За полтора часа на экране не происходит ни столкновения мировоззрений, ни измен, ни предательства – так, самая обычная жизнь без гламура и прикрас. Завязка банальна, сюжет не особенно увлекает, а контуры будущего финала просматриваются уже в середине картины. Персонажи прорисованы небрежно, актерская игра так себе – в первый раз я посмотрел ленту практически вполглаза, настолько она не зацепила. Но потом… Пару дней спустя, когда уже, казалось, напрочь забыл о фильме, в голове сами собой начали всплывать диалоги его главных героев.

О философии покера и его скрытом психологизме. О том, почему в совершенно сходных ситуациях мы порой принимаем разные решения. О том, почему одни выигрывают, а другие, вроде бы, ни в чем им не уступающие, остаются ни с чем. О том, почему успешные и талантливые люди выбирают покер, и… куда порой исчезают чемпионы?

Знакомство

Алекс Стиллман (его роль сыграл молодой актер Брет Харрисон) только что с отличием закончил колледж, он подает большие надежды и его родители, главным образом отец, с воодушевлением начинают обдумывать пути дальнейшего развития его карьеры, но Алексу на все это, по большому счету, наплевать. Его интересует только одно – покер. Он готов играть в любую свободную минуту, где угодно и с кем угодно. Со своими одноклассниками после занятий или в интернете ночи напролет – везде! Родители знают о его увлечении, но считают его несерьезным и ждут, когда мальчик перебесится, и все вернется на круги своя. Однако Стиллману кажется, что он нашел свое призвание. Только что через сателлит он отобрался на крупный турнир, более того – дошел до телевизионного финального стола.

Томми Винсон (главная звезда фильма Барт Рейнольдс) скучает и не знает, чем себя занять. Когда-то, в конце 70-х, он входил в покерную элиту, пять лет подряд не знал поражений, но в какой-то момент потерял уверенность, разучился контролировать себя, после чего проигрался в пух и прах. Он едва не расстался с обожаемой супругой, которая предупредила его: если еще хоть раз увидит Томми за покерным столом, то уйдет от него навсегда. Что ему остается? Скучать в своей бедно обставленной квартире и смотреть на то, как в покер сражаются другие. И вот, как-то вечером, по привычке включив телевизор, он замечает на экране молодого Стиллмана.

В том самом турнире, в который Алекс отобрался через интернет. Стиллман весь как оголенный нерв: морщится, качает головой, с опаской смотрит на соперников: Антонио Эсфандиари, Фил Лаак, Джениффер Тилли… Еще не так давно, сев за финальный стол чиплидером, Алекс светится оптимизмом и уверенностью в своих силах, но дальше что-то у него не заладилось, и он уже раздал большую часть своих фишек.

Глядя на следующую раздачу, нетрудно понять, как это произошло. Блайнды – 500/1000, Тилли с первой позиции открывает торги – 4000. Лаак с баттона уравнивает. Алекс на малом блайнде дрожащими руками приподнимает свои карты – 9♠10♠ – и тоже коллирует. Эсфандиари – пас, в игре – трое.

«Ладно, парень, рок-н-ролл начинается!»

На стол ложатся 5♣3♠9. Стиллман тут же ставит 10 000. Джениффер, высокомерно глядя на соперника, уравнивает, а Лаак выбрасывает карты. Терн – 10♣, и Алекс, ни секунды не сомневаясь, ставит все. Винсон у телевизора недовольно морщится, Тилли же со словами: «Ладно, парень, рок-н-ролл начинается!» – переворачивает пару красных десяток...

«Очевидно, в финал он попал благодаря везению, но будем надеяться, что чему-то научился и вернется в следующий раз!» – резюмировал выступление Алекса комментатор Грег Рэймер. Винсон, почувствовавший в этом самоуверенном пареньке искру божью, а может, увидев самого себя в молодости, решает познакомиться с Стиллманом и помочь ему.

Они случайно встречаются на следующий же день, и Томми становится свидетелем одной из раздач, выигранной Алексом. Тот снова весь светился от счастья, а Винсон лишь хмыкнул: «Чему радоваться? Если уж я заметил, что ты блефовал, то это вполне могли сделать и они…» – «А с чего это вы взяли, что я блефовал?» Томми только улыбнулся и протянул ему свою карточку: «Если вдруг захочешь поговорить о картах, позвони мне!»

Ученичество

Впрочем, говорить о картах Стиллман не желал, ему хотелось одного – играть. Винсон попросил у него только пять минут, на тест. «Как ты думаешь, какая рука у того парня в красной бейсболке?» – спросил Томми. – «Не знаю, скажем, сильная!» – «Неправильно, слабая. Когда он блефует со слабой рукой, то всегда чешет свой подбородок». И верно, он перевернул 47♠. «Это просто совпадение» – начинает горячиться Алекс. – «Хорошо, выбери здесь любого игрока, и я назову тебе его карты…» И раз за разом попадает в яблочко.

И вот они уже сидят в баре, где Томми предлагает Алексу не только уроки, но и банкролл. «Слушай каждое мое слово, и к 25 будешь обеспечен до конца своих дней!» – «А сам-то ты обеспечен?» – «Мог бы, если в свое время мне было кого слушать…»

В общем, они быстро ударили по рукам и стали работать. Для начала сутки напролет крутят видео: Томми спрашивает, Алекс – отвечает. Молодому же, как при их первой встрече, не терпится, он буквально рвется в бой: «Дай мне показать, на что я способен, дай сыграть, как я умею!» Винсон расплывается в улыбке – и они отправляются в Вегас.

«Тут тебе не интернет, сынок!»

Крутой покерный клуб, серьезные игроки за столом, и вот у «ученика самого Винсона» появляется шанс показать, чего он стоит. Стоит он пока что немного. Алекс быстро проигрывает большой банк, слышит: «Тут тебе не интернет, сынок!», и Томми отводит своего протеже от стола. «Мне не идет карта…» – начинает оправдываться он, но учитель перебивает: «Каждый раз, когда у тебя слабая рука, ты кусаешь губы. Если я это вижу, то видят и остальные… Уходим отсюда!» Однако Стиллман просит дать ему шанс.

Он ставит, потом коллирует огромный рейз надменного негра, который называет его не иначе, как банкомат. И… кусает губы, но уже после колла на ривере – Томми в тревоге вытягивает шею, чтобы посмотреть на карты Алекса. На столе A♠K1049♣, и негр небрежно переворачивает A♠K (никакого обмана зрения – в киношной колоде два пиковых туза), но на этот раз у Стилмана абсолютный натс – Q♣J♣, и он забирает огромный банк. Стол в шоке.

Раздача, в общем, простая. Алекс получил с флопа натс-стрит, вплоть до ривера ему оставалось только отвечать на агрессивные выпады соперника, да время от времени кусать губы. Фортуна уберегла его от повтора короля или туза, и дело в шляпе.

И тут же учитель предлагает Алексу еще один тест: «Пойди и познакомься вон с той девушкой!» – «Нет, это не мое…» – отнекивается тот. «Но если ты так хорош в картах, то почему бы тебе не применить свои таланты в другой сфере?» – дразнит его Томми. Стиллман набирается смелости, подходит к стойке, и неожиданной легкостью покоряет сердце обворожительной брюнетки. «Ты теперь, наверное, окончательно поверил в себя?» – спрашивает наутро Винсон. «Это точно. А как ты понял, что мне необходимо развеяться?»

У Томми на все готов ответ: «Ты должен всегда добиваться того, к чему стремишься, будь то девушка или покер. Я должен победить!» – продолжает он свои наставления. И Алекс уже морально готов к новым свершениям: его ждет большой турнир.

Пора сомнений

Турнир в Нью-Орлеане складывается для Стиллмана очень хорошо; он – чиплидер после первого дня. Довольный Винсон советует ему хорошо отдохнуть перед новым испытанием, но Алекс уже впал в эйфорию: «Передохнуть? У меня больше всех фишек. Дай-ка я закажу себе выпивку!» – «Не рановато ли ты почувствовал себя победителем?»

В итоге он толком не спал, сел за стол в скверном настроении, да и получал всякий раз полный хлам. Вылетев, Алекс пошел к Томми: «Карта просто ужасная, я ничего не мог поделать…» – «Чушь собачья! – не на шутку рассердился тот. – Ты отлично знаешь, что дело не в картах. И я это знаю… Ты не выспался, возомнил себя непобедимым и вернулся к старым привычкам – только поэтому проиграл. Возвращайся-ка к себе домой, парень!»

И тут же Стиллмана постигает еще одно разочарование. Девушка, которую он так легко очаровал в первый визит в Вегас и в которую по уши влюбился, оказалась… проституткой, которую, к тому же, еще и нанял Винсон, чтобы Алекс начал дышать полной грудью. Думаю, что вы не удивлены этим банальным поворотом сюжета.

«Я не для того горбатился 20 лет, чтобы мой сын зарабатывал на жизнь игрой в карты»

«Ни черта ты не разбираешься в людях!» – в сердцах бросил Алекс, и уехал домой, где тут же угодил на семейный совет. «Я не для того горбатился 20 лет, чтобы мой сын зарабатывал на жизнь игрой в карты…» – устроил ему разнос отец. «Но я занял в турнире третье место, я за два дня заработал на свое обучение!» – рявкнул в ответ Стилман-младший, и предъявил неопровержимое для каждого американца доказательство. Деньги. Много денег…

Однако ничего изменить было невозможно. Алекс, который попробовал успех на вкус, теперь просто не мог пропустить главный турнир WPT. В ту же ловушку угодил и Томми, оставшийся в своих хоромах в гордом одиночестве: жена, узнав, что он вернулся к прежней жизни, ушла.

Решительный бой

И вот, наконец, последняя остановка – Bellagio, очередной чемпионат WPT с вступительным взносом $25 000. Полное собрание покерных звезд и неуклонно движущиеся к финальному столу Стиллман и Винсон.

Когда в игре остается лишь девять игроков, Томми выбивает Лаака с сетом шестерок против двух пар, а Алекса ждет встреча с его старой знакомой – Джениффер Тилли.

На столе 10♠J2♠K и груда фишек. Джен ставит 500 000, Алекс, внимательно посмотрев на нее, переставляет до 1 500 000. Тилли – моментальный олл-ин с A♠J♠, Стиллман – столь же быстрый колл с QQ♣. На ривере выходит 3, и Алекс сполна рассчитывается со своей обидчицей.

И тут же победа в коин-флипе приносит место в финальной шестерке Винсону. Он выбивает третьего из мелькнувших в начале фильма профи – Эсфандиари. Антонио делает рейз – 80 000, ререйз 200 000 от Томми, далее – 700 000, олл-ин и колл. «Не вижу оснований выкидывать», – говорит Эсфандиари и показывает JJ♣. У Винсона – A♣K♣. Вплоть до ривера Антонио впереди – 8Q♠66♠, но тут открывается… пиковый туз.

Вообще по части везения – в тех сдачах, что показывают зрителю – Томми с Алексом нет равных. Винсон в первой же раздаче за финальным столом забирает огромный банк у чиплидера, коллируя все ставки соперника и получив раннер-раннер флеш.

А потом оба, в преддверии решающего хедз-апа, «развели» Скотта Лазара – финалиста главного турнира Мировой серии 2005 года, который, кстати, был консультантом картины. Скотт получил Q♣Q и поставил больше миллиона. Два колла… Флоп 910♠Q – Лазар ставит три миллиона и получает в ответ два олл-ина! Пар идет у него из ушей, но он все-таки коллирует. А дальше, как в сказке: у Стилмана K♣J♣, у Винсона – K♠J. Терн и ривер ничего не меняют.

Комментарии излишни. Лазар был обречен сценарием, в этой компании он был третьим лишним, но способ, которым его вывели из игры, несколько неуклюж…

Один на один

Перед финальным столом Алекс решил нарушить молчание и позвонил учителю. Пожелав удачи Томми, на прощание ученик заметил вскользь: «Я знаю один твой жест...»

И как только на столе появилась гора купюр, стал буквально третировать Винсона, переставляя его с любой картой. Томми выкинул раз, другой, после чего… решил вовсе не смотреть в свои карты. И вправду, зачем они вообще нужны? Он же сам так учил Алекса.

Но в последней раздаче Томми все-таки смотрит в свои карты – JJ♠ – и просто уравнивает большой блайнд. Алекс дает рейз – 2.5 миллиона. Колл. Флоп: A♠3♣3. Чек-чек. Терн – 4, и снова два чека. Ривер – 4♣, и Винсон идет олл-ин! Стилман в волнении поднимается из-за стола, смотрит в зал – на своих родных, на жену Томми – и нехотя коллирует.

Учитель осторожно открывает своих валетов, ученик выбрасывает карты в пас.

Выйдя из зала, они пожимают друг другу руки и расстаются, похоже, навсегда. Их линии судьбы разошлись в разные стороны, каждый получил, что хотел. Томми обрел душевное спокойствие – завоевал чемпионский браслет, которого ему недоставало все эти 20 лет, и вернул жену, которая все поняла и простила. Алекс, вернувшись к родителям, окончательно уверился, что избрал правильную дорогу в жизни, и по достоинству оценил главный урок своего учителя: не карты управляют людьми, а люди – картами. Ведь в последней сдаче у него были тузы!