3 мин.

Гениальный математик

На первый для себя чемпионат мира Иван Скобрев поехал семь лет назад. 21-летний парень из Хабаровска только начинал свой путь в коньках, слыл сильным универсалом, а тренеры отмечали, что Иван будто создан для классического многоборья.

Комплиментом это если и можно считать, то только на первый взгляд. Клише многоборца, да еще и весьма среднего по мировым масштабам, долгое время висело тяжелым грузом. До поры до времени Скобрев никак не мог проявить себя на отдельных дистанциях, а значит, и олимпийские медали оставались пределом мечтаний. Да и в «классике» россиянин не сказать, чтобы блистал – лучшим его достижением на чемпионате мира до нынешнего года оставалось скромное 8-е место.

Но даже такие результаты считались вполне пристойными. Хотя после второго места (2002 год) Дмитрия Шепеля, казалось, вот-вот должен наступить российский прорыв. Но Шепеля замучили травмы, Скобрев топтался на месте, отчего победа в классическом многоборье Николая Гуляева, датированная далеким 1987 годом, держалась в наших конькобежных архивах.

Излишне напоминать, когда и почему случился прорыв в результатах «русского Ивана». Совместная работа с итальянским тренером Маурицио Маркетто в предолимпийский год принесла две медали Ванкувера – бронзу на дистанции 5000 метров и серебро на 10000 м. Олимпийский триумф олимпийским триумфом, но на последовавший спустя месяц чемпионат мира Скобрев приехал выжатым, как лимон, закончив его где-то на границе второй и третьей десятки.

Этим летом конькобежную сборную России возглавил голландский специалист с советскими корнями Костя Полтавец. Скобрев, познакомившись с новым тренером, решил готовиться к новому сезону дома, чего не делал давным-давно. И не ошибся.

Спортсменам в циклических видах редко удается совершить два подряд качественных скачка за короткий период. Скобрев, наверное, в этом отношении уникум – он снова добился прогресса. В 28 лет.

В Калгари он не просто стал чемпионом мира. Он выиграл убедительно, за явным преимуществом – с четырьмя личными рекордами (на 500, 1500 и 10000 метров, а также по сумме многоборья) и тремя рекордами России (на 1500, 10000 м и по сумме). В новом сезоне Иван серьезно добавил в спринте, который не любил никогда, стал быстрее разгоняться и смелее проходить виражи на высокой скорости. Все это – следствие технических новинок, применяемых голландским тренером в тренировках.

Не прошла даром и работа с Полтавцом на длинных дистанциях. Голландец превратил Ивана в гениального математика, способного пройти пятерку или десятку по рассчитанному заранее графику с точностью до десятой секунды. Именно так, по раскладке, Иван бежал заключительные десять километров в Калгари, отстав к середине дистанции от главного на тот момента конкурента в борьбе за золото Коэна Вервея почти на полкруга. Он знал, какой результат ему нужен, знал, что надо делать, штампуя круг за кругом, не обращая внимания на соперника. На финише разрыв между Скобревым и Вервеем составил десять секунд.

Наверняка найдутся противники Скобрева, готовые принизить ценность и значимость его победы. Аргументы для этого лежат на поверхности. Голландец Свен Крамер, четыре года подряд не отдававший золото мирового чемпионата, сезон пропускает. Ослабленной его отсутствием сборной Голландии пришлось выдвигать на первые роли молодежь. Всегда универсальные американцы, наоборот, приехали на чемпионат в оптимальном составе, но абсолютно разобранными, и выглядели на редкость невнятно. Возможно, готовятся к чемпионату на отдельных дистанциях, а, возможно, это их реальный уровень на сегодня.

Как бы то ни было, это проблемы исключительно американцев и голландцев, к золоту Скобрева если и имеющие отношение, то весьма отдаленное. Иначе не появилось бы твердое ощущение, что первый успех Ивана на мировом чемпионате не станет последним, а возможный камбек Свена Крамера будет символизировать лишь усиление конкуренции, но никак не возвращение голландца на трон. Который теперь занят.